Развитие современной музыкальной культуры Тувы (взгляд из Японии)

Авторы

  • Мао Терада Независимый автор

DOI:

https://doi.org/10.25178/nit.2017.2.11

Ключевые слова:

Тува; тувинская музыка; Япония; японцы; горловое пение; хоомей; Хун-Хурту; Геннадий Тумат; музыкальный фестиваль; тувинские музыкальные инструменты; тувинские песни; Общество японо-тувинской дружбы

Аннотация

Выпускница-филолог Университета Вако из г. Токио впервые услышала тувинскую музыку в 1999 г. на компакт диске всемирно известной группы «Хун-Хурту». Начала учиться исполнять хоомей. В 2000-х годах приезжала в Туву для участия в музыкальных фестивалях, а с 2006 г. осталась здесь для изучения музыкальных традиций. Автор наблюдает, что музыкальная жизнь Тувы не стоит на месте, а постоянно развивается. В статье делится результатами своих личных наблюдений и своими интересными соображениями о том, как и в какую сторону развивается тувинская музыка на современном этапе.

Автор называет причины большого интереса японцев к тувинскому горловому пению. Жители урбанизированной страны испытывают дефицит «живых» впечатлений, оторваны от природы. В Японии почти не осталось сказителей и исполнителей на древних музыкальных инструментах, очень редким явлением стало чтение буддийскими ламами сутр. Грусть японцев по старинным звукам компенсируется звуками хоомея и тувинских песен, выражающих разные настроения, имеющих большое количество жанров. Удивительно многообразие тувинских музыкальных инструментов. Количество исполнителей хоомея в Японии постоянно растет. Японские исполнители хоомея каждый год приглашают тувинских хоомейжи к себе и сами также приезжают в Туву, в рамках программ по культурному обмену.

Тувинские музыканты находятся в постоянном творческом поиске. В самой музыке также наблюдается разностороннее развитие.  Интересным автор называет и опыт исполнения хоомея женщинами. Хоомей исполняется вместе с забытыми старинными мелодиями, своеобразны еще не известные варианты хоомея. В случае использования хоо­мея в сочетании с современными формами музицирования существенно видоизменяется контекст функционирования самого хоомея. Тем не менее у многих современных тувинских хоомейжи исполнение этого уникального искусства становится более однообразным. С каждым годом увеличивается и число иностранных исполнителей хоомея. 

Библиографические ссылки

Левин, Т., Сузукей, В. (2012) Музыка новых номадов. Горловое пение в Туве и за ее пределами / пер. с англ. И. Куна. М. : Классика-XXI. 332 с.

Опубликован

18.06.2017

Как цитировать

Терада, М. (2017) «Развитие современной музыкальной культуры Тувы (взгляд из Японии)», Новые исследования Тувы, 2. doi: https://www.doi.org/10.25178/nit.2017.2.11.

Выпуск

Раздел

Этномузыковедение

Биография автора

Мао Терада, Независимый автор

Независимый автор. Филолог (Университет Вако, г. Токио, Япония).

Эл. адрес: asao@aleatorik.jp