Экологическая этика в буддизме: традиции и современный опыт
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2024.1.16Ключевые слова:
буддизм; экология; экобуддизм; экологическая этика; ахимса; учение о взаимозависимости; Далай-лама XIV; буддийское экологическое движение; буддизм в РоссииАннотация
Статья посвящена специфике экологической этики буддизма. В работе рассматривается дискурс, связанный с феноменом экобуддизма, исследуется отношение к природе в традиционном буддизме, анализируется взгляд современных буддистов на экологическую проблематику, рассматриваются буддийские экологические движения и организации, показана экологическая деятельность буддийского духовенства в России.
Источниковая база исследования разделена на две группы. К первой группе относятся древние буддийские тексты, содержащие элементы экологической этики. Ко второй группе источников можно отнести труды современных буддийских мыслителей. Многие современные буддологи и буддийские активисты считают, что буддизм обладает значительным потенциалом для решения современных экологических проблем. В их трудах можно обнаружить появление нового теоретического измерения буддийской традиции — экобуддизма. Существуют и более скептические точки зрения на данный вопрос. Критики экобуддизма подчеркивают, что традиционный буддизм служит в первую очередь сотериологической цели, и что попытка экологизации искажает исторические традиции и доктринальные установки. Однако, даже признание факта определённой реинтерпретации и модификации буддийского учения, не отменяет того факта, что идеи экобуддизма не противоречат духу и основным принципам буддийского мировоззрения. Анализ таких важных положений буддизма как учения о всеобщей взаимозависимости, карме, ненасилии и сострадании показывает, что они несут в себе серьезный экологический потенциал, что позволяет говорить о существовании буддийской экологической этики.
Сегодня многие буддисты принимают активное участие в борьбе за сохранение окружающей среды, опираясь на экологические установки буддийской традиции. Большой вклад в дело охраны окружающей среды вносят авторитетные буддийские лидеры, в частности, Его Святейшество Далай-лама XIV. Необходимо отметить и деятельность буддийского духовенства Бурятии, Калмыкии и Тувы, которое принимает участие в экологических акциях, а также ведет работу по формированию экологического сознания у местного населения.
Библиографические ссылки
Абаев, Н. В., Фельдман, В. Р. (2007) Этноконфессиональные традиции и экологическая культура народов Центральной Азии и Алтай-Байкальского региона. Изд-е 2-е. Кызыл : Изд-во ТывГУ. 115 с.
Алексеева, Н. Н. (2005) Экологические аспекты социально-культурных традиций Индии // Этноэкологические аспекты духовной культуры / ред.: В. И. Козлов, А. Н. Ямсков, Н. И. Григулевич. М. : ИЭиА РАН. 324 с. С. 81–101.
Аракчаа, Л. К. (2015) Этноэкология Тувы / отв. ред. С. С. Курбатская. Кызыл : ТувГУ ; ТувИКОПР СО РАН. 162 с.
Байдаров, Е. У. (2011) Экологический аспект культуры номадов Евразии // Новые исследования Тувы. № 4. С. 117–123.
Беляева-Савчук, В. А. (2015) Буддийское влияние на современный культ гор у тункинских бурят // Учение Будды в России: 250 лет институту Пандито Хамбо-лам / отв. ред. А. В. Зорин. СПб. : Центр «Петербургское востоковедение». 186 с. С. 37–47.
Босенко, Е. А., Хан, Н. Р. (2023) Учение буддизма об экологии // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. Т. 23. № 2. С. 14–18.
Гречишкина, С. В. (2015) Формирование философской концепции на основе буддийских и даосских воззрений // Вестник Томского государственного университета. № 398. С. 30–34. DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/398/4
Гупта, П. (2019) Этика в эстетике: эко духовная символика в живописи танка // Искусство Евразии. № 4(15). С. 86–140.
Дагылга: тувинские обряды освящения в XXI веке (2021) / под ред. Ч. К. Ламажаа, Н. Д. Сувандии. Кызыл : б. и. 182 с.
Дондуков, Б. Ц. (2020) Экологические инициативы буддийских деятелей Бурятии: актуальные проблемы, локальные решения // Desertum Magnum: studia historica. № 2. С. 122‒131.
Дондуков, Б. Ц. (2022) Инициативы Центрального хурула, направленные на улучшение экологической ситуации в Республике Калмыкия // Кунсткамера. № 4(18). С. 58–66. DOI: https://doi.org/10.31250/2618-8619-2022-4(18)-58-66
Доржигушаева, О. В. (2013) Экологическая этика буддизма // Биосфера. Т. 5. № 2. С. 254–272.
Доржигушаева, О. В. (2022) Буддизм и шаманизм: экология как сфера влияния // Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации / отв. ред. Г. Ф. Габдрахманова Казань: Институт истории имени Шигабутдина Марджани Академии наук Республики Татарстан. 267 с. С. 54–57.
Доржигушаева, О. В., Киплюкс, А. В. (2023) Экологизация традиции завязывания зурам, ходаков и хий-морин на местах поклонения в Республике Бурятия // Новые исследования Тувы. № 4. С. 328–343. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.23
Капра Ф. (2003) Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. К. : София; М. : ИД «София». 336 с.
Колосова, И. В. (2022) Далай-лама Тензин Гьяцо — посол мира и межрелигиозного согласия // Вопросы политологии. Т. 12. №7(83). С. 2366–2373. DOI: https://doi.org/10.35775/PSI.2022.83.7.023
Ламажаа, Ч. К., Бичелдей, У. П. (2021) Основные характеристики тувинского буддийского паломничества рубежа XIX–XX веков // Новые исследования Тувы. № 2. С. 6–17. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2021.2.1
Ламажаа, Ч. К., Сувандии, Н. Д., Монгуш, А. В. (2023) Святое в тувинской культуре: прошлое и современность // Новые исследования Тувы. №3. С.220-241. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.3.14
Ламажаа, Ч. К., Санчай, Ч. Х., Монгуш, А. В. (2023) Ритуальные ленты и флаги в практике современных тувинцев // Новые исследования Тувы. № 4. С. 344–370. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.24
Ленхобоева, Т. Р. (2022) Рецепция экологической этики буддизма в трудах ученых Бурятии, Калмыкии, Тувы // Философская мысль. № 10. С. 7–22. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8728.2022.10.38933
Ленхобоева, Т. Р. (2022) Роль священнослужителей в формировании экологического сознания населения (на примере Республики Бурятия) // Litera. № 8. С. 57–65. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8698.2022.8.38587
Мантатов, В. В., Доржигушаева, О. В. (1997) Экологическая этика: буддизм и современность. Улан-Удэ : Бурятское книжное издательство. 160 с.
Семенов, А. В. (2010) Горные святилища Тывы // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. № 4. С. 140–146.
Тойнби, А. Дж., Икеда, Д. (2007) Избери жизнь. Диалог Арнольда Дж. Тойнби и Дайсаку Икеды. М. : Изд-во Московского ун-та. 448 с.
Уланов, М. С. (2017) Буддийская культура и экологическое сознание // Вестник Калмыцкого университета. № 2(34). С. 157–162.
Урбанаева, И. С. (2012) Значение философско-этического потенциала буддизма для человечества в ситуации вызовов третьего тысячелетия // Буддизм в общественно-политических процессах Бурятии и стран Центральной Азии / отв. ред. Л. Е. Янгутов. Улан-Удэ : Бурятский государственный университет. 160 с. С. 6–20.
Хантургаева, Н. Ц., Доржигушаева, О. В. (2019) Религиозное сознание и экологическая этика буддистов Улан-Удэ (по материалам социологических исследований) // Культура и цивилизация. Т. 9. № 6А. С. 185–193.
Шилин, К. И. (1997) Буддизм — глобальная экософия будущего. М. : Очаг. 470 с.
Barstow, G. (2019) Food of Sinful Demons. Meat, Vegetarianism and the Limits of Buddhism in Tibet. New York : Columbia University Press. 289 p.
Blum, M. (2009) The Transcendentalist Ghost in EcoBuddhism // TransBuddhism: Transmission, Translation, Transformation. Ed. by N. Bhushan, J. Garfield, and A. Zablock. Amherst : University of Massachusetts Press. 272 p. P. 209–238.
Brown, B. (1993) Toward a Buddhist Ecological Cosmology // Bucknell Review. № 37(2). P. 124–137.
Callicott, J. B. (1987) Conceptual Resources for Environmental Ethics in Asian Traditions of Thought: A Propaedeutic // Philosophy East and West. № 37. P. 115–130.
Gowans, C. W. (2015) Buddhist Moral Philosophy: An Introduction. New York : Routledge. 344 p.
Hanh, T. N. (2008) The world we have: A Buddhist approach to peace and ecology. Berkeley, CA : Parallax Press. 142 p.
Harris, I. (1991) How environmentalist is Buddhism? // Religion. № 21. P. 101–114.
Harris, I. (1995) Buddhist Environmental Ethics and Detraditionalization: The Case of EcoBuddhism // Religion. № 25(3). P. 199–211.
Harris, I. (2000) Buddhism and Ecology // Contemporary Buddhist Ethics. Ed. by D. Keown. London : Curzon Press. 230 p. P. 113–135.
Harvey, P. (2000) An introduction to Buddhist ethics: Foundations, values and issues. New York: Cambridge University Press. 478 p.
Kabilsingh, C. (2004) Early Buddhist Views on Nature // This Sacred Earth: Religion, Nature, Environment. 2nd Edition. Ed. by R. S. Gottlieb. New York and London : Routledge. 784 p. P. 116–119.
Macy, J. (1990) The Greening of the Self // Dharma Gaia: A Harvest of Essays in Buddhism and Ecology. Ed. by A.H. Badiner. Berkeley : Parallax. 265 p. P. 53–63.
Nugteren, A. (2005) Belief, Bounty, And Beauty: Rituals Around Sacred Trees in India. Leiden ; Boston : BRILL. 509 p.
Perasso, A. L. (2019) Buddhism and Ecology // The Journal of The International Buddhist Studies College. № 5(1). P. 16–24.
Schmithausen, L. (1985) Buddhismus und Natur // Die Verantwortung des Menschen für eine bewohnbare Welt in Christentum, Hinduismus und Buddhismus. Hrsg. von R. Panikkar und W. Strolz. Freiburg ; Basel ; Vienna : Herder. 191 p. P. 100–133.
Sponberg, A. (1997) The Buddhist conception of an ecological self // Western Buddhist Review. № 2. P. 1–14.
Wallace, V. A. (2015) Buddhist Sacred Mountains, Auspicious Landscapes and Their Agency // Buddhism in Mongolian History, Culture, and Society. Ed. by V. A. Wallace. Oxford : Oxford University Press. 352 p. P. 221–240.
Опубликован
Как цитировать
For citation:
Ulanov M. S., Badmaev V. N. and Khomutnikov V. Kh. Ecological ethics in Buddhism: traditions and modern experience. New Research of Tuva, 2024, no. 1, pp. 247-264. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2024.1.16
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.