Тенгрианство в истории и культуре номадов Центральной Азии

Авторы

  • Мерген Санджиевич Уланов Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова https://orcid.org/0000-0002-6749-7424

DOI:

https://doi.org/10.25178/nit.2022.3.8

Ключевые слова:

тенгрианство; шаманизм; буддизм; кочевники; монгольские народы; тюркские народы; монголы; апполонизм; дионисийство

Аннотация

Статья посвящена проблеме роли тенгрианства в истории и культуре кочевников Центральной Азии. Зарождение тенгрианства обычно связывают с народом хунну, создавшим обширную кочевую державу в данном регионе. Дальнейшее развитие тенгрианство получило уже в эпоху великих тюркских каганатов, которые включали в себя предков нынешних тюркских и монгольских народов. С появлением новых кочевых империй связано окончательное формирование тенгрианства как религии имперского типа. О тесной связи тенгрианского культа Неба с властью и государством свидетельствуют древнетюркские рунические памятники.

В период создания Монгольской империи имперский культ Неба и тенгрианская идеология вновь оказались востребованы, так как они обосновывали легитимность новой власти «волей Неба» и объединяли разнородные племена и народы Великой Степи общим мировоззрением. Культ Неба при Чингисхане фактически превратился в официальную религию, которая при этом не отрицала другие конфессии. В последующий период тенгрианство как политизированная религиозная традиция постепенно приходит в упадок, уступая свои позиции буддизму махаяны, исламу, а также шаманизму.

Важным элементом тенгрианского учения был завет жить в согласии и гармонии с миром природы и ее законами. Тенгрианство, будучи переходной стадией от ранних религиозных форм к более развитым религиям, еще не выработало полноценную систему теологии и морали. В силу этого кочевник был ориентирован, прежде всего, на земную, а не на загробную жизнь. При помощи культурных кодов тенгрианство формировало и поддерживало специфические ментальные характеристики в кочевом обществе.

Автор отмечает связь тенгрианства с белым шаманством народов Сибири, указывая на то, что белые шаманы и тенгрианские жрецы выполняли, прежде всего, общественные ритуалы, поклонялись божествам Верхнего мира, носили одинаковую белую одежду и ездили на белых лошадях. С тенгрианством, вероятно, связан и культ Белого Старца, популярный среди монгольских народов и тувинцев.

Взаимодействия тенгрианства с буддизмом и шаманизмом рассматривается в рамках учения об аполлоническом и дионисийском началах, разработанного Ф. Ницше. В этой связи тенгрианство, также как и буддизм, можно определить как религию аполлонического типа, в то время как шаманизм — как религиозное дионисийство.

Библиографические ссылки

Абаев, Н. В. (2015) Архаические формы религии и тэнгрианство в этнокультурогенезе народов Внутренней Азии. Улан-Удэ : Бурятский государственный университет. 248 с.

Абаев, Н. В. (2016) Тэнгрианство и буддизм махаяны в истории и философии бурят-монгольского искусства единоборства «Шонын-баша» // Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. № 1 (28). С. 7–20.

Аюпов, Н. Г. (2012) Тенгрианство как открытое мировоззрение. Алматы : КазНПУ им. Абая ; Изд-во «КИЕ». 256 с.

Аязбекова, С. Ш. (2020) Тенгрианство и двоеверие тюрко-монгольских народов // Respublica Literaria. Т. 1. № 2. С. 150–165. DOI: https://doi.org/10.47850/RL.2020.1.2.150-165

Бичеев, Б. А. (2021) Происхождение культа Белого Старца // Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность : материалы VIII Международной научно-практической конференции / отв. ред. Л. В. Федорова. Элиста : Международный фонд исследования Тенгри (МФИТ). 460 с. С. 67–77.

Бичеев, Б. А., Алтан Очир (2021) Культ Белого старца (монгольские тексты из Тувы) // Новые исследования Тувы. № 1. С. 174–187. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2021.1.9

Бичеев, Б. А., Кукеев, А. Г. (2011) О религиозных представлениях древних тюрков и монголов // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. Т. 4. № 2. С. 75–77.

Буряты (2004) / отв. ред. Л. Л. Абаева, Н. Л. Жуковская. М. : Наука. 633 с.

Галданова, Г. Р. (1997) Традиционные верования бурят в системе буддизма // Бурятский буддизм: история и идеология / отв. ред. Л. Е. Янгутов. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН. 149 с. С. 92–102.

Гумилев, Л. Н. (2002) Древние тюрки. СПб. : Кристалл ; М. : АСТ. 574 с.

Дробышев, Ю. И. (2012) Тэнгрианство и буддизм в средневековой Монголии // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. № 5. С. 71–90.

Дугаров, Д. С. (1991) Исторические корни белого шаманства: на материале обрядового фольклора бурят. М. : Наука. 300 с.

Жумаганбетов, Т. С. (2006a) Культ Тенгри как основа государственной идеологии древнетюркского каганата // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. № 2. С. 119–126.

Жумаганбетов, Т. С. (2006b) Генезис государственно-религиозной идеологии в древнетюркских каганатах // Этнографическое обозрение. № 4. С. 154–162.

Кляшторный, С. Г., Султанов, Т. И. (2004) Государства и народы евразийских степей. Древность и средневековье. СПб. : Петербургское Востоковедение. 362 с.

Кодар, А. А. (2009a) Тенгрианство в контексте монотеизма // Новые исследования Тувы. № 1–2. С. 216–225.

Кодар, А. А. (2009b) Тенгрианство в свете номадологии Делеза-Гваттари // Новые исследования Тувы. № 4. С. 82–90.

Козин, С. А. (1941) Сокровенное сказание: монгольская хроника 1240 г. под названием “Mongol un niruča tobèj an. Юань чао би ши” : Монгольский обыденный изборник : в 2 т. М. ; Л. : Изд-во Акад. Наук СССР. Т. 1. 619 с.

Крадин, Н. Н. (2020) Империя Хунну / 4-е изд., перераб. и доп. СПб. : Изд-во Олега Абышко. 304 с.

Кудаяров, К. А. (2021) Роль суфизма в переходе киргизов от тенгрианства в ислам // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9: Востоковедение и африканистика. № 2. С. 57–66. DOI: https://doi.org/10.31249/rva/2021.02.03

Ламажаа, Ч. К. (2021) Тува как лимитрофная зона: язык, религия и идентификация тувинцев // Новые исследования Тувы. № 3. С. 178–194. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2021.3.14

Лушников, О. В. (2014) Конфессиональная политика Монгольской империи и Улуса Джучи в период расцвета // Золотоордынская цивилизация. № 7. С. 12–17.

Малов, С. Е. (1959) Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М. ; Л. : Изд-во Академии наук СССР. 111 с.

Мифы народов мира: энциклопедия (1982) : в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М. : Советская энциклопедия. Т. 2. 719 с.

Михайлов, Т. М. (1980) Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.). Новосибирск : Наука. 320 с.

Монгуш, М. В. (2001) История буддизма в Туве (вторая половина VI — конец XX в.). Новосибирск : Наука. 200 c.

Ницше, Ф. (2010) Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Малое собрание сочинений. СПб. : Издательская группа «Азбука-классика». 1055 с. С. 7–134.

Норбо, Ш. (1999) Зая-пандита: материалы к биографии. Элиста : Калмыцкое книжное издательство. 335 с.

Рзаева, Р. О. (2012) Дихотомия «Запад — не-Запад» в дискурсе незападной современности и постмодерна // Вопросы философии. № 12. С. 86–94.

Сыдыков, А. Н. (2014) Тенгрианство — народная вера // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. № 1 (27). С. 49–52.

Скрынникова, Т. Д. (1988) Ламаистская церковь и государство. Внешняя Монголия. XVI — начало XX в. Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние. 104 с.

Скрынникова, Т. Д. (2002) Солнце и Земля в пантеоне народов Центральной и Восточной Азии // Altaica VI / отв. ред. В. М. Алпатов. М. : Ин-т востоковедения РАН. 195 с. С. 114–139.

Трощанский, В. Ф. (1902) Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. Казань : Типо-литография Казанского университета. 208 с.

Уланов, М. С., Бадмаев, В. Н. (2020) Женское духовенство в истории буддизма у монгольских народов России // Диалог со временем. № 72. С. 195–208. DOI: https://doi.org/10.21267/AQUILO.2020.72.72.012

Урбанаева, И. С. (2000) Шаманская философия бурят-монголов: центральноазиатское тэнгрианство в свете духовных учений : в 2 ч. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН. Ч. 1. 265 с.

Хвастунова, Ю. В. (2018) Современное тенгрианство (на примере версии тенгрианства В. А. Сата в Республике Алтай) // Colloquium heptaplomeres. № 5. С. 33–43.

Хомушку, О. М. (1998) Религия в истории культуры тувинцев. М. : Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. 177 с.

Цоохуу, Х. (2014) Монголы: кто мы? // Новые исследования Тувы. № 4. С. 59–79.

Güngör, H. (2013) Tengrism as a religious and political phenomenon in Turkish world: Tengriyanstvo // Karadeniz Uluslararası Bilimsel Dergi. Vol. 1. No. 19. P. 196–204.

Ulanov, M. S., Badmaev, V. N., Radionov, A. V. (2020) Woman’s status in the Kalmyk and Buryat Buddhist tradition: History and the current state // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. Vol. 13. No. 7. P. 1195–1206. DOI: https://doi.org/10.17516/1997-1370-0636

Опубликован

08.09.2022

Как цитировать

Уланов М. С. Тенгрианство в истории и культуре номадов Центральной Азии // Новые исследования Тувы. 2022, № 3. С. 103-115. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2022.3.8

For citation:
Ulanov M. S. Tengrianstvo v istorii i kul’ture nomadov Tsentral’noi Azii [Tengrianism in the history and culture of the nomads of Central Asia]. New Research of Tuva, 2022, no. 3, pp. 103-115. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2022.3.8

Выпуск

Раздел

Номады азиатского материка

Биография автора

Мерген Санджиевич Уланов, Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова

Доктор философских наук, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры философии и культурологии Калмыцкого государственного университета имени Б. Б. Городовикова.

Адрес: 358000, Россия, г. Элиста, ул. Пушкина, д. 11, каб. 111.

Тел.: +7 (961) 541-11-38.

Эл. адрес: ulanov1974@mail.ru

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)