Социальный портрет буддиста-паломника Бурятии: от традиционного к онлайн формату (по результатам социологического исследования)

Авторы

  • Оюуна Анатольевна Очирова Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления https://orcid.org/0000-0002-8376-4086
  • Владимир Иосифович Антонов Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления https://orcid.org/0000-0001-9920-0667
  • Валерий Николаевич Бадмаев Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова https://orcid.org/0000-0003-1066-8314
  • Бямбахишиг Пурэвсурэн Институт философии Монгольской академии наук https://orcid.org/0000-0003-1325-9743
  • Арюуна Анатольевна Петрова Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления https://orcid.org/0000-0001-7455-416X

DOI:

https://doi.org/10.25178/nit.2021.2.7

Ключевые слова:

буддизм; паломник; паломник-онлайн; социальный портрет; Бурятия; буряты

Аннотация

В статье представлены результаты социологического исследования современного портрета буддийского паломника-онлайн Бурятии. В январе 2021 г. было опрошено 28 паломников, которые участвовали в буддийских ритуалах и учениях в онлайн-формате. Была произведена трехступенчатая выборка респондентов по критериям: место жительства — Бурятия; участие в реальных путешествиях к объектам поклонения; участие в виртуальном религиозном действе в онлайн-формате в период 2020–2021 гг.

Буддист как паломник-онлайн Бурятии начала 2021 г. — это, по большей части, женщина от 40 до 60 лет, с высшим образованием, представитель непроизводственной сферы деятельности. Современный паломник-онлайн — буддист по традиции, он приобщен к буддизму с детства, большей частью пребывает в традиционном паломничестве, но, тем не менее, участвует и в виртуальном религиозном действии, например, в паломничестве к Учителям в режиме онлайн.

Доход респондентов в основном — средний и ниже среднего. Представители этого социального среза буддистов Бурятии побывали в среднем в 2–3-х паломнических поездках (более 4-х раз в такие поездки отправлялись 57,1% респондентов), а в их планах на будущее — еще не менее 4-х таковых.

Состав опрошенных преимущественно женский — 92,9%. Причем среди такой категории людей особо можно выделить возрастной период — от 55 до 60 лет. Они продолжают планировать новые поездки. Монголия, Индия и Тибет являются наиболее важными направлениями, которые паломники выбирают обязательно помимо Бурятии.

Библиографические ссылки

Абаева, Л. Л. (2004) История распространения буддизма в Бурятии // Буряты / отв. ред. Л. Л. Абаева, Н. Л. Жуковская. М. : Наука. 633 с. С. 397–415.

Абаева, Л. Л. (2008) История формирования этноконфессиональной ситуации в Бурятии // Религия в истории и культуре монголоязычных народов России / сост. и отв. ред. Н. Л. Жуковская. М. : Восточная литература. 319 с. С. 37–57.

Аверин, Ю. П. (2014) Теоретическое построение количественного социологического исследования: учебное пособие для вузов / ред. коллегия: В. И. Добреньков, Е. Н. Новоселова и др. М. : Академический проект. 432 с.

Антонов, В. И. (1993) Возвращение Зандан-Жуу // Буддизм. № 1. С. 9–10.

Антонов, В. И. (2010) Феномен нетленного тела, или реальность ирреального // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. № 1. С. 26–34.

Бадмаев В. Н., Уланов, М. С., Ламажаа, Ч. К., Бичелдей, У. П., Антонов, В. И., Очирова, О. А. (2020) Россия и буддийский мир глазами молодежи Тувы, Бурятии и Калмыкии (по материалам социологического опроса) // Новые исследования Тувы. № 1. С. 35–49. DOI: 10.25178/nit.2020.1.3

Гришаева, Е., Шумкова, В. (2020) Теории среднего уровня в исследовании религии и медиа: медиатизация, медиация и RSST // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. Т. 38. № 2. С. 7–40. DOI: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-2-7-40

Дондуков, Б. Ц., Дондукова, Г. П. (2019) Буддизм в Бурятии: современное состояние и религиозная идентичность // Религия в России и мире: политика и конструирование религиозной идентичности / отв. ред. Е. И. Аринина. Владимир : Аркаим. 256 с. С. 114–132.

Кастельс, М. (2004) Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе ; пер. с англ. Екатеринбург : У-Фактория. 328 с.

Ламажаа, Ч. К., Бичелдей, У. П., Монгуш, А. В. (2020) Тувинское буддийское паломничество: от традиции к вере // Новые исследования Тувы. № 4. С. 135–155. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2020.4.10

Манойлова, М. А., Секретарев, А. Н. (2016) Эмпирическое исследование портрета современного паломника // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарный науки». № 4. С. 183–189.

Мчедлов М. П., Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. (2002) О социальном портрете современного верующего // Социологические исследования. № 7. С. 68–77.

Павличенко, З. Ю. (2018) Паломничество и другие ритуалы в киберпространстве // Религиоведение. № 1. С. 52–57. DOI: https://doi.org/10.22250/2072-8662.2018.1.52-57

Пелевина, О. В. (2020) Социокультурные основы китайского религиозного туризма // Россия и Китай: вектор развития : материалы международной научно-практической конференции (18–19 ноября 2019, Благовещенск) : в 2 ч. / отв. ред. О. А. Цепелев. Благовещенск : Амурский госуниверситет. Ч. 2. 280 с. С. 226–228. DOI: https://doi.org/10.22250/RC.2019.2.84

Сафиулина Р. М. (2019) Образы паломников в Мекку в интерпретации И. Бунина, Н. Гумилева, В. Набокова // Филология и культура. № 3(57). С. 176–181. DOI: https://doi.org/10.26907/2074-0239-2019-57-3-176-181

Содномпилова, М. М., Амоголонова, Д. Д. (2020) Традиционные и новые места религиозного паломничества в Бурятии // Этнографическое обозрение. № 2. С. 47–60. DOI: https://doi.org/10.31857/S086954150009604-4

Социальный портрет населения: методология, основные характеристики (2014) / Ермолаева П. О., Носкова Е. П., Зайнуллина М. Р. и др. Казань : Артифакт. 92 с.

Уланов, С. У., Бадмаев, В. Н. (2020) Феномен буддийского паломничества в истории и культуре калмыков // Былые годы. Т. 56. Вып. 2. С. 398–406. DOI: https://doi.org/10.13187/bg.2020.2.398

Хабибуллина, З. Р. (2019) Гендерный аспект паломничества (хаджа) в исламе // Культура и искусство. № 12. С. 46–51. DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0625.2019.12.31776

Чимитдоржиев, Ш. Б. (2001) Бурят-монголы: история и современность. Раздумья монголоведа. Улан-Удэ : Республиканская типография. 158 с.

Шаповалов, М. С. (2019) Сибирский иудей конца XIX — начала ХХ вв. на пути в святую землю // Евреи России, Европы и Ближнего Востока: история, культура и словесность / отв. ред. В. Г. Вовина, М. О. Мельцин. СПб. : Петербургский институт иудаики. 395 c. С. 24–30.

Янгутов, Л. Е. (2009) О социальной и политической востребованности буддизма в период его распространения в Монголии и Бурятии // Вестник Бурятского государственного университета. № 14. С. 5–14.

Helland C. (2005) Online religion as lived religion methodological issues in the study of religious participation on the internet [Электронный ресурс] // Heidelberg Journal of Religions on the Internet: Volume 01.1 Special Issue on Theory and Methodology. P. 1–16. URL: http://archiv.ub.uni-heidelberg.de/volltextserver/5823/ (дата обращения: 21.12.2020).

Опубликован

02.06.2021

Как цитировать

Очирова О. А., Антонов В. И., Бадмаев В. Н., Пурэвсурэн Б., Петрова А. А. Социальный портрет буддиста-палом-
ника Бурятии: от традиционного к онлайн формату (по результатам социологического исследования) // Новые
исследования Тувы. 2021, № 2. С. 79-91. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.2.2

For citation:
Ochirova O. A., Antonov V. I., Badmaev V. N., Purevsuren B. and Petrova A. A. Sotsial'nyi portret buddista-palomnika
Buriatii: ot traditsionnogo k onlain formatu (po rezul'tatam sotsiologicheskogo issledovaniia) [Social portrait Buddhist
pilgrim of Buryatia: from traditional to online format (based on the results of a sociological study)]. New Research of
Tuva
, 2021, no. 2, pp. 79‑91 (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.2.7

Выпуск

Раздел

Аспекты культуры

Биографии авторов

Оюуна Анатольевна Очирова, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

Доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социальных технологий Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления.

Адрес: 670013, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 40B, стр. 1.

Тел.: +7 (3012) 43-14-15.

Эл. адрес: sociologm@mail.ru

Владимир Иосифович Антонов, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

Доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии, истории и культурологии Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления.

Адрес: 670013, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 40B, стр. 1.

Тел.: +7 (3012) 43-14-15.

Эл. адрес: wlanto50@mail.ru

Валерий Николаевич Бадмаев, Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова

Доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и культурологии Калмыцкого государственного университета имени Б. Б. Городовикова.

Адрес: 358000, Россия, г. Элиста, ул. Пушкина, д. 11, каб. 111.

Тел.: +7 (961) 844-37-73.

Эл. адрес: badmav07@yandex.ru

Бямбахишиг Пурэвсурэн, Институт философии Монгольской академии наук

Доктор философии (Ph.D), профессор, директор Института философии Монгольской академии наук.

Адрес: Монголия, 15141, г. Улан-Батор, район Чингэлтэй, улица Баруун Сэлбэ, 15. 

Тел.: (976-11) 33-08-47. 

Эл. адрес: b.puujgee@gmail.com

Арюуна Анатольевна Петрова, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, истории и культурологии Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления.

Адрес: 670013, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 40B, стр. 1.

Тел.: +7 (3012) 43-14-15.

Эл. адрес: petrova.aryuuna@mail.ru

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)