Метафора как средство визуализации объекта наименования в медиатекстах (на материале русского, английского, татарского и тувинского языков)
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2022.4.18Ключевые слова:
метафора; семантическая модель; визуализация; массмедиа; антропоцентризм; тувинский язык; русский язык; английский язык; татарский языкАннотация
В статье выявлены метафорические модели, определяющие закономерности вербальной визуализации реалий культуры и шоу-бизнеса в медиатекстах. Привлечен материал разноструктурных неродственных / неблизкородственных языков (русского, английского, татарского, тувинского).
Установлено, что данные модели имеют различный потенциал в плане образного представления обозначаемого явления. Наименьшим потенциалом обладают системные (языковые) метафоры, широко тиражируемые и потому лишённые эффекта новизны (русс. звезда, англ. star, тат. йолдоз, тув. сылдыс). Бóльшие образные возможности характерны для метафорических моделей, отражающих специфические ассоциативные связи понятий (русс. ад; англ. bubble, cloud, тат. өзү, тув. аскымнаар и др.).
Модели во многом носят универсальный характер, то есть представлены в четырёх/трёх анализируемых языках («физическое действие → эмоциональное воздействие», «небесное тело → человек» и др.). В отдельных случаях наблюдается параллелизм семантических структур разноязычных лексем (русс. рассадник, англ. breeding и т. д.).
Уникальные модели метафоризации, в основе которых лежат трудно объяснимые с логической точки зрения ассоциативные связи понятий, характерны лишь для одного из рассматриваемых языков, например: «физиологическое воздействие → интеллектуальное/эмоциональное воздействие» (в английском языке), «движение → речевая деятельность» (в тувинском языке) и др.
Показано, что бóльшая часть метафорических образов, зафиксированных в медиатекстах, соотносится с антропоморфным и предметным кодами культуры: внутренняя форма анализируемых лексем связана либо с одушевлением процессов, состояний и т. д., либо с их опредмечиванием. Активное использование метафорических средств в медиатекстах отчасти объясняется преобладанием визуального начала в современной культуре, облегчающего восприятие сообщения и расшифровку его смысла.
Библиографические ссылки
Баранов, А. Н. (2014) Дескрипторная теория метафоры. М. : Языки славянской культуры. 632 с.
Вэй Сяо (2021) Функции политической метафоры в современных электронных СМИ (на материале сетевого издания «Газета.ru») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Т. 14. Вып. 5. С. 1453–1458.
Зализняк, А. А. (2013) Семантический переход как объект типологии // Вопросы языкознания. № 2. С. 32–51.
Киселева, Л. А., Тодосиенко, З. В. (2019) Когнитивные основания семантической деривации в разноструктурных языках // Вопросы когнитивной лингвистики. № 1. С. 21–29. DOI: https://doi.org/10.20916/1812-3228-2019-1-21-29
Лакофф, Дж., Джонсон, М. (2004) Метафоры, которыми мы живём / пер. с англ. М. : Едиториал УРСС. 252 с.
Новицкая, И. В. (2019) Лингвистика XXI века на пути к интегративной теории метафоры // Сибирский филологический журнал. № 3. С. 143–157. DOI: https://doi.org/10.17223/18137083/68/13
Опарина, Е. О. (2000) Исследование метафоры в последней трети XX в. // Лингвистические исследования в конце ХХ в.: сб. обзоров / отв. ред. Ф. М. Березин. М. : ИНИОН РАН. 214 с. С. 186–204.
Симакова, С. И. (2018) Визуальный поворот — новая философия образа в средствах массовой коммуникации // Вестник Челябинского государственного университета. № 10 (420). Филологические науки. Вып. 114. С. 225–232. DOI: https://doi.org/10.24411/1994-2796-2018-11032
Смирнитская, А. А. (2016) Семантика терминов родства в тамильском языке с точки зрения типологии семантических переходов // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. Т. 20. № 2. С. 112–127.
Чудинов, А. П. (2013) Очерки по современной политической метафорологии. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т. 176 с.
Bertin, J. (1967) Sémiologie graphique. Paris : Mouton/Gauthier-Villars. 436 p.
Kress, G., van Leeuwen, T. (2006) Reading images: The grammar of visual design. London : Routledge. xviii, 291 p.
The Routledge handbook of multimodal analysis (2014) / ed. by C. Jewitt. London : Routledge. xxvi, 527 p.
Опубликован
Как цитировать
For citation:
Kiseleva L. A., Todosienko Z. V., Lukmanova R. R. and Kuular E. M. Metafora kak sredstvo vizualizatsii ob’ekta naimenovaniia v mediatekstakh (na materiale russkogo, angliiskogo, tatarskogo i tuvinskogo iazykov) [Metaphor as a means of visualizing an object of naming in media texts (a case study of the Russian, English, Tatar and Tuvan languages)]. New Research of Tuva, 2022, no. 4, pp. 243-256 (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2022.4.18
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.