Феномен социально вовлеченного буддизма в современном мире
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2023.3.9Ключевые слова:
социально вовлеченный буддизм; глобализация; глобальные проблемы; Сарводая; Тхить Нят Хань; Сока Гаккай; Дайсаку Икеда; Далай-лама; буддизм РоссииАннотация
Статья посвящена феномену социально вовлеченного буддизма в современном мире. Данное движение нередко называют ангажированным или социально-ангажированным буддизмом. Социально вовлеченный буддизм сегодня сосредоточен на расширении возможностей буддизма в решении социальных проблем. Отчасти вовлеченный буддизм можно рассматривать как основной компонент растущего западного буддийского движения. В то же время социально вовлеченный буддизм сохраняет свою связь с традиционным буддизмом, который является его духовной основой и источником вдохновения.
Эта форма буддизма впервые появилась в Азии во второй половине XX в. как ответ на вызовы колониализма, модернизации и секуляризации. Одним из первых примеров социально вовлеченного буддизма можно считать движение Сарводая в Шри-Ланке. Оно возникло в 1970-е гг. и начало внедрять в практику буддийскую хозяйственную модель. Среди других организаций, представляющих социально вовлеченный буддизм, можно выделить Международную сеть вовлеченных буддистов, Буддийское братство мира, Сока Гаккай Интернэшнл и т. д. Ярким представителем социально вовлеченного буддизма был вьетнамский мастер Тхить Нят Хань, хорошо известный в современном мире. Близок по своим убеждениям к социально вовлеченному буддизму и Его Святейшество Далай-лама XIV.
В деятельности современных буддийских организаций России также можно обнаружить значительный элемент социально вовлеченного буддизма — стремление активно участвовать в решении социальных проблем и вызовов. Буддийская традиционная Сангха России (БТСР) по инициативе XXIV Пандито Хамбо-ламы Д. Аюшеева уже более 10 лет реализует проект «Социальная отара». В Калмыкии при поддержке главного храма республики «Золотая обитель Будды Шакьямуни» периодически проводятся благотворительные акции «Доброе сердце». Буддийское духовенство Тувы участвует в пропаганде здорового образа жизни, включающего в себя и культуру питания, и формирование нравственно здоровой личности.
В последние годы социально вовлеченный буддизм превратился в отдельную область академических исследований и распространился среди буддийских общин по всему миру. Круг вопросов, которыми занимаются социально ориентированные буддисты разных традиций данной религии, теперь включает: миротворчество, охрану окружающей среды, борьбу с расизмом и ксенофобией, работу с заключенными, хосписную помощь, борьбу с негативными последствиями глобализации, гендерные вопросы и т. д.
Библиографические ссылки
Аякова, Ж. А. (2014) Социально ангажированный буддизм в США // Вестник Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В. Р. Филиппова. № 3 (36). С. 102–106.
Бадмацыренов, Т., Родионов, В. (2020) Буддийское возрождение и конструирование буддийского сообщества в современной Бурятии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Т. 38, № 1. С. 62–85. DOI: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-1-62-85
Горбачев, М. С., Икеда, Д. (2011) Моральные уроки XX века: диалоги. 2-е изд. М. : Изд-во Московского ун-та. 233, [3] с.
Дагбаев, Э. Д. (2017) Буддизм и политическая ситуация в регионе // Общество, буддизм и социально-политические процессы в России и Монголии : сб. науч. ст. / отв. ред. Л. Л. Абаева. Улан-Удэ : Изд-во Бурятского гос. ун-та. 278 с. С. 197–203.
Дашковский, П. К., Шершнева, Е. А., Бичелдей, У. П., Монгуш, А. В. (2021) Религиозная ситуация в Республике Тыва (по результатам социологического исследования) // Новые исследования Тувы. № 2. С. 18–34. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2021.2.2
Йонутите, К. (2020) «Без овечьей отары достойной жизни не будет»: установление границы религии в контексте социально вовлеченного буддизма в Бурятии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Т. 38, № 1. С. 106–122. DOI: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-1-106-122
Ламажаа, Ч. К. (2019) Геокультурные образы буддийского мира тувинцев: исторический контекст и современность // Новые исследования Тувы. № 3. С. 27–40. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2019.3.3
Ленков, П. Д. (2019) Социальное служение в буддизме: анализ релевантных концептов // Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии. № 8. С. 136–159. DOI: https://doi.org/10.24411/2308-0698-2019-00008
Нестеркин, С. П. (2017) «Социально вовлеченный буддизм» на Западе // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. Т. 6, № 4A. С. 187–193.
Нижников, С. А., Ле Тхи Тует. (2022) «Социально вовлеченный буддизм» Тхить Нят Ханя в диалоге культур // Вестник Калмыцкого университета. № 4 (56). С. 166–174. DOI: https://doi.org/10.53315/1995-0713-2022-56-4-166-174
Садовничий, В. А., Икеда, Д. (2013) На рубеже веков: разговор о главном. М. : Изд-во Московского ун-та. 420 с.
Серебров, А. А., Икеда, Д. (2011) Космос. Земля. Человек: диалоги. 2-е изд. М. : Изд-во Московского ун-та. 276, [1] с.
Товуу, С. С. (2019) Исследования буддизма в Туве // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. № 3 (35). С. 210–216. DOI: http://doi.org/10.31554/2222-9175-2019-35-210-216
Тойнби, А. Дж., Икеда, Д. (1998) Диалог Тойнби—Икеда: человек должен выбрать сам. М. : ЛЕАН. 445 с.
Тугаринова, С. А. (2022) Социальная деятельность буддийских организаций // Международный форум молодых исследователей : сб. стат. II Межд. науч.-практ. конф. (28 марта 2022 г.) / под общ. ред. И. И. Ивановской. Петрозаводск : Международный центр научного партнерства «Новая наука». 346 с. С. 307–312.
Уланов, М. С., Бадмаев, В. Н. (2018) Буддийская этика и «дух капитализма» (о роли буддизма в социально-экономическом развитии и модернизации Японии) // Диалог со временем. Вып. 62. С. 210–221.
Янгутов, Л. Е., Чебунин, А. В., Хабдаева, А. К. (2020) Модернизация конфуцианства, буддизма и даосизма в Китае (XX–XXI вв.) // Вопросы философии. № 4. С. 197–207. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-4-197-207
Cho, Sung-taek. (2002) Buddhism and society: On Buddhist engagement with society // Korea Journal. Vol. 42. No. 4. P. 119–136.
Jones, K. (1989) The social face of Buddhism: An approach to political and social activism. London ; Boston, MA : Wisdom Publications. 415 p.
King, S. B. (2009) Socially engaged Buddhism. Honolulu : University of Hawaiʻi Press. xiii, 192 p.
King, S. B. (2022) Mindfulness, compassion and skillful means in engaged Buddhism // Mindfulness. DOI: https://doi.org/10.1007/s12671-022-01847-1
Main, J. L., Lai, R. (2013) Introduction: Reformulating “socially engaged Buddhism” as an analytical category // The Eastern Buddhist. Vol. 44. No. 2. P. 1–34.
McLaughlin, L. (2012) Sōka Gakkai in Japan // Handbook of contemporary Japanese religions. Leiden ; Boston : Brill. xxii, 652 p. P. 269–307.
Nesterkin, S. P. (2022) The main principles and directions of the activity of socially engaged Buddhism // Philosophical Thought. No. 12. P. 23–32. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8728.2022.12.39181
Queen, C. S. (2000) Engaged Buddhism in the West. Boston, MA : Wisdom Publications. xi, 544 p.
Queen, C. S. (2004) Engaged Buddhism // Encyclopedia of Buddhism : in 2 vols. / ed. by R. E. Buswell, Jr. et al. New York : Macmillan Reference. Vol. 1: A–L. P. 248–249.
Queen, C. S. (2005) Engaged Buddhism // Encyclopedia of religion : in 15 vols. / ed. by L. Jones. 2nd ed. Detroit, MI : Macmillan Reference. Vol. 4. P. 2785–2791.
Thích Nhất Hạnh. (1991) Peace in every step: The path of mindfulness in everyday life. New York : Bantam Books. xv, 134 p.
Vu, M. Ch., Tran, T. (2021) Trust issues and engaged Buddhism: The triggers for skillful managerial approaches // Journal of Business Ethics. Vol. 169. No. 1. P. 77–102. DOI: https://doi.org/10.1007/s10551-019-04273-x
Yarnall, T. F. (2003) Engaged Buddhism: New and improved? Made in the USA of Asian materials // Action dharma: New studies in engaged Buddhism / ed. by C. Queen, C. S. Prebish, D. Keown. London ; New York : RoutledgeCurzon. xix, 365 p. P. 286–344.
Опубликован
Как цитировать
For citation:
Ulanov M. S. and Badmaev V. N. Fenomen sotsial’no vovlechennogo buddizma v sovremennom mire [The phenomenon of socially engaged Buddhism in the contemporary world]. New Research of Tuva, 2023, no. 3, pp. 138-150. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.3.9
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.