Камбы-лама Ондар Лопсан-Чамзы (1857–1930): основные вехи исторической биографии
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2022.3.9Ключевые слова:
Ондар Лопсан-Чамзы; Урянхайский край; Тува; Россия; Китай; Монголия; буддийский монастырь; хурээ; проректорат; Пандидо Камбы-лама; Гражданская война; политические репрессииАннотация
В статье впервые рассмотрена историческая биография, политическая и духовная деятельность одного из известных религиозных деятелей Тувы, настоятеля Верхне-Чаданского буддийского монастыря (хурээ) Ондара Лопсан-Чамзы (1857–1930). Исследование обусловлено необходимостью опровержения ошибочных, неверных представлений о нем. Уточняются факты биографии, связанные с его происхождением, духовным образованием и пребыванием в изгнании, а также местом и обстоятельствами гибели. Конкретизируются представления о его отношении к происходившим в России революционным изменениям. Особое внимание уделяется его мировоззренческой и политической позиции в переломные, судьбоносные моменты истории Тувы и России (1916–1921 гг.), рассматривается его активное участие и важная роль в учреждении в крае религиозного института Пандидо Камбы-ламы — прообраза современного института Камбы-ламы Тувы.
Реорганизация буддийской сангхи Тувы, предпринимаемая русской властью с целью устранения приниженного и зависимого положения тувинских служителей буддистского культа от религиозных институтов Монголии и Тибета, предполагала объединение всех тувинских монастырей под руководством авторитетного буддийского иерарха. Наиболее подходящей кандидатурой на эту должность, по мнению русских властей, являлся Лопсан-Чамзы, который воспринимал покровительство России над Тувой как благо для своего народа. Свое видение буддийской религиозной практики в Туве он описал в перечне нравоучений и просьб, приложенных к своему ходатайству о принятии Тувы под протекторат России в 1914 г.
Стойкая политическая ориентация Камбы-ламы на монархическую Россию в условиях социалистической модернизации в Туве обрекла его на трагический исход.
Библиографические ссылки
Дацышен, В. Г. (2010) Государственное строительство в Туве и проблемы регионализма в первой половине 1920-х гг. // Ученые записки ТИГПИ. Вып. XXII. Кызыл : ОАО «Тываполигарф». 503 с. С. 114–145.
История Тувы (1964) / отв. ред. С. К. Тока. М. : Наука. Т. 2. 455 с.
История Тувы (2001) / отв. ред. С. И. Вайнштейн, М. Х. Маннай-оол. Новосибирск : Наука. Т. 1. 367 с.
История Тувы (2007) / отв. ред. В. А. Ламин. Новосибирск : Наука. Т. 2. 430 с.
Каррутерс, Д. (1914) Неведомая Монголия. Пг. : Переселен. упр. Т. 1: Урянхайский край. VIII, 341 с.
Ламажаа, Ч. К., Бичелдей, У. П. (2021) Основные характеристики тувинского буддийского паломничества рубежа XIX–XX веков // Новые исследования Тувы. № 2. С. 6–17. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2021.2.1
Моллеров, Н. М. (2020) Революционные события и Гражданская война в «урянхайском измерении» // Великая революция и Гражданская война в «восточном измерении» / отв. ред. Д. Д. Васильев. М. : ИВ РАН. 338 с. С. 232–258.
Моллеров, Н. М. (2022) История советской зарубежной колонии в Тувинской Народной Республике (1921–1944 гг.). Кызыл : Тип. МБОУ КЦО «Аныяк». 374 с.
Молчанов, Л. А. (1998) Урянхайский вопрос может быть разрешен лишь путем мирных переговоров // Исторический архив. № 3. С. 84–105.
Монгуш, М. В. (2001) История буддизма в Туве (вторая половина VI — конец XX в.). Новосибирск : Наука. 200 c.
Москаленко, Н. П. (2004) Этнополитическая история Тувы в XX веке. М. : Наука. 222 c.
Отрощенко, И. В. (2014) Буддизм и политика в истории Тувы (О появлении института Камбы-ламы) // Новые исследования Тувы. № 1. С. 24–44.
Родевич, В. (1912) Урянхайский край и его обитатели // Известия РГО. Т. 18. СПб. : Типография М. М. Стасюлевича. С. 129–188.
Самдан, А. А. (2018) Антиманьчжурская национально-освободительная борьба тувинского народа (XVIII — начало XX в.). Абакан : ИПП «Журналист». 61 с.
Опубликован
Как цитировать
For citation:
Mollerov N. M. and Samdan A. A. Kamby-lama Ondar Lopsan-Chamzy (1857–1930): osnovnye vekhi istoricheskoi biografii [The Kamby Lama Ondar Lopsan-Chamzy (1857–1930): The main milestones of historical biography]. New Research of Tuva, 2022, no. 3, pp. 116-134. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2022.3.9
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.