Тамгопользование в культуре тувинцев: древность, традиционность и современность
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2021.1.6Ключевые слова:
тамга; тамгопользование; тамгообразующий элемент; петроглиф; тавро; скифская культура; тувинская культура; Тува; тувинцыАннотация
Тамги как ранние памятники историко-культурного наследия имеют огромное историографическое значение, ввиду того, что они были широко распространены и бытовали длительное время на территории степной полосы Евразии. В свете относительно новых находок тамг скифского времени в кургане Аржан-2, на стелах и среди петроглифов Тувы интересно сравнительное изучение древних, традиционных и современных тамг. В данной статье проведён сравнительно-сопоставительный анализ тамговых знаков, которыми пользовались ранние кочевники Тувы, с традиционными и современными тамгами тувинцев. Для этого привлечены археологический и этнографический материалы. Основными источниками по традиционным и современным тамгам стали материалы полевых экспедиций в тувинские скотоводческие хозяйства в 2014 и 2020 гг.
Тамги скифского периода в Туве обычно обнаруживаются на стелах, скалах, личных предметах, конском снаряжении. Самая ранняя находка тамги скифского периода на территории Тувы была обнаружена в ходе раскопок кургана Аржан-2 (VII в. до н. э.) в «царской» могиле на золотой гривне и на фрагменте рогового псалия. Вероятно, в это время уже имелись устойчивые обширные традиции тамгопользования.
В традиционной и современной культуре тувинцев тамгопользование тесно связано с таврением скота. В условиях традиционной родоплеменной организации кочевой жизни тувинцев тамги служили маркерами права собственности на скот. И несмотря на отсутствие в современных реалиях острой практической необходимости в тамгах, тувинцы сохраняют тамгопользование как культурный элемент, хотя и в гораздо меньшем масштабе, чем раньше, в начале ХХ в.
Можно отметить некоторую устойчивость форм тамговых знаков, почти все базовые традиционные тувинские тамги имеют аналогии со скифскими. Помимо основной формы, также устойчиво сохраняются некоторые дополнительные тамгообразующие элементы. Несмотря на это, семантика некоторых тамг, вероятно, меняется. Значительное влияние на традиционное тамгопользование и тамгообразование оказали появление письменности и советская политика. Таким образом, традиция тамгопользования народов, населявших территорию современной Тувы, уходит корнями в глубокую древность, по крайней мере, вплоть до эпохи ранних кочевников.
Библиографические ссылки
Адыг-Тюлюш, Л. С. (2017) Тыва чоннуң угулзалары, хээлери [Орнаменты тувинского народа]. Новосибирск : б. и. 180 с.
Батманов, И. А., Арагачи З. Б., Бабушкин Г. Ф. (1962) Современная и древняя енисеика. Фрунзе : Издательство Академии наук Киргизской ССР. 249 с.
Богатырев, Н. Г. (1942) О тувинских памятниках древности // Под знаменем Ленина — Сталина. № 2. С. 97–104.
Вайнштейн, С. И. (1972) Историческая этнография тувинцев / отв. ред. С. Г. Кляшторный. М. : Наука. 314 с.
Вайнштейн, С. И. (1974) История народного искусства Тувы / отв. ред. С. В. Иванов. М. : Наука. 224 с.
Васильев, Д. Д. (1983) Корпус тюркских рунических памятников бассейна Енисея / отв. ред. С. Г. Кляшторный. Л. : Наука. 128 с.
Васильев Д. Д. (2015) Древнетюркские надписи и петроглифы Южной Сибири как источник по истории периферии Тюркского каганата // Актуальные вопросы археологии и этнологии Центральной Азии: Мат-лы международной научной конференции. Улан-Удэ, 7–8 апреля 2015 г. / отв. ред. Базаров Б. В. Иркутск : Изд-во «Оттиск». 504 с. С. 361–366.
Грач, А. Д. (1968) Древнейшие тюркские погребения с сожжением в Центральной Азии // История, археология и этнография Средней Азии / ред. коллегия: А. В. Виноградов и др. М. : Наука. 368 с. С. 207–213.
Даржа, В. Ч. (2003) Лошадь в традиционной практике тувинцев-кочевников / отв. ред. Г. Н. Курбатский. Кызыл : ТувИКОПР СО РАН. 184 с.
Донгак, С. Ч. (2010) Некоторые аспекты изучения тувинских тамг // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов : сборник научных трудов / отв. ред. Э. П. Бакаева. Элиста : КИГИ РАН. Вып. II. 207 с. С. 151–157.
Дулов, В. И. (1956) Социально-экономическая история Тувы в конце XIX — начале XX вв. М. : АН СССР. 608 с.
Дэвлет, М. А. (1976) Петроглифы Улуг-Хема / отв. ред. В. В. Волков. М. : Наука. 120 с.
Дэвлет, М. А. (1980) Петроглифы Мугур-Саргола / отв. ред. В. В. Волков. М. : Наука. 271 с.
Дэвлет, М. А. (1996) Петроглифы Енисея. История изучения (XVIII — начало XX вв.) М. : ИА РАН. 249 с.
Дэвлет, М. А. (1998) Петроглифы на дне Саянского моря (гора Алды-Мозага) / отв. ред. В. В. Волков. М. : Памятники исторической мысли. 287 с.
Дэвлет, М. А. (2004) Каменный «компас» в Саянском каньоне Енисея. М. : Научный мир. 88 с.
Дэвлет, М. А. (2009) Мозага-Комужап — памятник наскального искусства в зоне затопления Саянской ГЭС / отв. ред. М. Ф. Косарев. М. : Институт археологии РАН. 216 с.
История Тувы (2007) : в 3 т. / под общ. ред. В. А. Ламина. Новосибирск : Наука. Т. 2. 427 с.
История Тувы (2016) : в 3 т. / под общ. ред. Н. М. Моллерова. Новосибирск : Наука. Т. 3. 451 с.
Катанов, Н. Ф. (2011) Очерки Урянхайской земли. Дневник путешествия, исполненного в 1889 году. / отв. ред. К. А. Бичелдей. Кызыл : Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого; Тув. ин-т гуманитарных исследований. 384 с.
Китова, Л. Ю. (2007) Семантика знака копыта на тагарской бронзе // Каменная скульптура и мелкая пластика древних и средневековых народов Евразии : сборник научных трудов / отв. ред. А. А. Тишкин. Вып. 3. Барнаул : Азбука. 156 с. С. 28–30.
Кляшторный, С. Г. (1980) Руническая надпись на каменном изваянии из Чойрэна // Страны и народы Востока. / отв. ред. В. А. Ромодин. М. : Наука. Т. XXII. Средняя и Центральная Азия. География, этнография, история. 278 с. С. 90–102.
Кормушин, И. В. (1997) Тюркские енисейские эпитафии. Тексты и исследования. М. : Наука. 303 с.
Королькова, Е. Ф. (2006) Звериный стиль Евразии. Искусство племён Нижнего Поволжья и Южного Приуралья в скифскую эпоху (VII–IV вв. до н.э.). СПб. : Петербургское Востоковедение. 272 с.
Кочеев, В. А. (1994) Знаки на стрелах (К вопросу о назначении тамгообразных знаков на костяных наконечниках стрел из курганов Горного Алтая скифского времени) // Проблемы изучения культурно-исторического наследия Алтая / отв. ред. В. Н. Елин. Горно-Алтайск : Агентство по культурно-историческому наследию Республики Алтай. 117 с. С. 57–59.
Кубарев, В. Д. (2007) Калбак-таш II: памятник наскального искусства Алтая // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы Годовой сессии ИАЭТ СО РАН 2007 г. / отв. ред. А. П. Деревянко, В. И. Молодин. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН. Т. XIII. 524 с. С. 282–287.
Кубарев, В. Д. (1979) Новые сведения о древнетюркских оградках Восточного Алтая // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока / отв. ред. А. П. Погожева. Новосибирск : Наука. 237 с. С. 135–160.
Кузьмина, Е. Е. (1979) Древнеиранские и переднеазиатские элементы в искусстве ираноязычных народов первой половины I тыс. до н. э. // Тезисы докладов III Всесоюзной конференции «Искусство и археология Ирана и его связь с искусством народов СССР с древнейших времен / отв. ред. Р. М. Поликарпова. М. : Советский художник. 96 с. С. 42–45.
Кубарев, В. Д. (1987) Курганы Уландрыка / отв. ред. В. Е. Медведев. Новосибирск : Институт истории, филологии и философии СО РАН. 300 с.
Кызласов, Л. Р. (1977) «Древнетюркские» неурядицы // Советская тюркология. № 5. С. 44–46.
Кызласов, Л. Р. (1960) Новая датировка памятников енисейской письменности // Советская археология. № 3. С. 93–120.
Кызласов, Л. Р., Леонтьев, Н. В. (1980) Народные рисунки хакасов / ред. Л. С. Ефимова. М. : Наука. 176 с.
Монгуш, Б. Б. (2015a) Бээзи кожуунннуң 17 сумуларының таңмалары [Тамги 17 сумонов Бейсэ хошуна] // Төөгүге даянмышаан — келир үеже (Бээзи кожууннуң 260 болгаш Хемчик кожууннуң 250 чыл оюнга тураскааткан эртем-практиктиг конференцияларның материалдары. 2014 чылдың октябрь 24, 2015 чылдың апрель 29) [Опираясь на исторические знания — в будущее: Мат-лы научно-практических конференций, посвященных 260-летию Бэйсе хожуна и 250-летию Хемчикского хошуна. 24 октября 2014 г., 29 апреля 2015 г.] / отв. ред. С. М. Орус-оол. Кызыл : ОАО «Тываполиграф». 188 с. С. 13–16.
Монгуш, Б. Б. (2015b) Хемчик кожуунннуң 10 сумуларының таңмалары [Тамги 10 сумонов Хемчикского хошуна] // Төөгүге даянмышаан — келир үеже (Бээзи кожууннуң 260 болгаш Хемчик кожууннуң 250 чыл оюнга тураскааткан эртем-практиктиг конференцияларның материалдары. 2014 чылдың октябрь 24, 2015 чылдың апрель 29) [Опираясь на исторические знания — в будущее: Мат-лы научно-практических конференций, посвященных 260-летию Бэйсе хожуна и 250-летию Хемчикского хошуна. 24 октября 2014 г., 29 апреля 2015 г.] / отв. ред отв. ред. С. М. Орус-оол. Кызыл : ОАО «Тываполиграф». 188 с. С. 105–107.
Николаева, Т. В. (1983) Изображения на плитах оград тагарской культуры (методика и хронология) : дисс. … к. и. н. Кемерово. 241 с.
Панкова, С. В. (2008) «Фигуры-лопасти» на таштыкских изображениях лошадей // Тропою тысячелетий [Сборник к юбилею М.А. Дэвлет] / под. ред. Д. Г. Савинова, О. С. Советова. Кемерово : Кузбассвузиздат. Вып. IV. 188 с. С. 106–114.
Полторацкая, В. Н. (1962) Знаки на предметах из курганов эпохи ранних кочевников в Горном Алтае // Археологический сборник / под. ред. М. И. Артамонова. Л. : б. и. Вып. 5. 124 с. С. 76–90.
Радлов, В. В. (1905) Опыт словаря тюркских наречий / СПб. : ИАН. Т. 3. 1204 с.
Рогожинский, А. Е. (2016) Знаки собственности и власти древних и средневековых обитателей Казахской степи // Археологическое наследие Сибири и Центральной Азии (проблемы интерпретации и сохранения): материалы международной конференции / под ред. В. В. Боброва. Кемерово : Кузбассвузиздат. 360 с. С. 53–63.
Руденко, С. И. (1952) Горноалтайские находки и скифы. М. – Л. : Изд-во АН СССР. 268 с.
Рыгдалон, Э. Р. (1959) Писаницы близ оз. Шира // Советская археология. М. : АН СССР. № XXIX-XXX. 407 с. C. 186–202.
Савинов, Д. Г. (1976) К вопросу о хронологии и семантике изображений на плитах оград тагарских курганов (по материалам могильников у горы Туран) // Южная Сибирь в скифо-сарматскую эпоху / отв. ред. А. И. Мартынов. Кемерово : б. и.. 118 с. С. 57–72.
Савинов, Д. Г. (1994) Развитие стиля изображений на плитах курганов тагарской культуры // Проблемы археологии / отв. ред. В. М. Массон. СПб. : СПбГУ. Вып. 3. 184 с. С. 123–136.
Семенов, Вл. А., Килуновская, М. Е., Красниенко, С. В., Субботин, А. В. (2003) Изображения на плитах тагарских курганов / отв. ред. В. М. Массон. СПб. : ИИМК РАН. 122 с.
Тамги доисламской Центральной Азии (2019) / рук. проекта Д. А. Воякин. Самарканд : МИЦАИ. 452 с.
Тишин, В. В. (2018) Некоторые вопросы изучения тамг кочевников Центральной Азии древнетюркского времени // Труды Института востоковедения РАН / отв. ред. Д. Д. Васильев. М. : Институт востоковедения РАН. № 7. 268 с. С. 101–113.
Тюлюш, А. Ч. (2014) Традиция тамгапользования у тюркских народов (тувинцев) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 8–1. С. 78–80.
Тюлюш, А. Ч. (2015) Типология родовых тамг у тувинцев // Известия Алтайского государственного университета. Алтайский государственный университет. (Барнаул): Вып. Исторические науки и Археология. № 4–2 (88). С. 202–206.
Тюлюш А. Ч. (2016) История бытования тамговых знаков у тюрков Саяно-Алтая // Вестник Томского государственного университета. № 411. С. 158–164. DOI: www.doi.org/10.17223/15617793/411/21
Чадамба, Л. Д. (2009) Современное состояние памятника наскального искусства Малый Баян-Кол (Республика Тува) [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 3. С. 197–209. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/639 (дата обращения: 12.09.2020)
Черемисин, Д. В. (2002) Исследование наскальных изображений долины реки Чаганка (Алтай) в 2001 г. // Вестник Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства. Вып. 4. С. 12–16.
Черемисин, Д. В. (2004) Результаты новейших исследований петроглифов древнетюркской эпохи на юго-востоке Российского Алтая // Археология, этнография, антропология Евразии. № 1 (17). С. 40–51.
Членова, Н. Л. (2000) Олени, кони и копыта (О связях Монголии, Казахстана и Средней Азии в скифскую эпоху) // Российская археология. № 1. С. 90–106.
Чугунов, К. В., Парцингер Г., Наглер А. (2017) Царский курган скифского времени Аржан-2 в Туве. Новосибирск : ИАЭТ СО РАН. 500 с.
Щербак, А. М. (2001) Тюркская руника. Происхождение древнейшей письменности тюрок, границы ее распространения и особенности использования. СПб. : Наука. 147 с.
Ямаева, Е. Я. (2004) Родовые тамги алтайских тюрок XIX–XX вв. Горно-Алтайск : б. и. 56 с.
Яценко, С. А. (2001) Знаки-тамги ираноязычных народов древности и средневековья / ред. изд. В. В. Волгина М. : Восточная литература. 189 с.
Appelgren-Kivalo, H. (1931) Alt-altaische Kunstdenkmäler. Helsingfors. 120 p.
Čugunov, K.V., Parzinger, H., Nagler, A. (2006) Der Goldschatz von Aržan. Ein Fürstengrab der Skythenzeit in der südsibirischen Steppe. München. 144 s.
Čugunov, K., Parzinger, H., Nagler, A. (2010) Der skythenzeitliche Fürstenkurgan Aržan 2 in Tuva. Mainz : Philipp von Zabern. 330 s.
Опубликован
Как цитировать
For citation:
Ondar Ch. G., Byrynnai S. L. and Tyulyush A. Ch. The uses of tamga in Tuvan culture: Antiquity, traditionalism and modernity. New Research of Tuva, 2021, no. 1, pp. 107-130. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.1.6
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.