Роль русских специалистов в становлении профессиональной музыки в Туве в XX веке
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2019.1.9Ключевые слова:
Тува; история Тувы; русские Тувы; история музыки; тувинская музыка; профессиональное искусство; советские специалисты; композиторАннотация
В статье анализируется вклад русских специалистов — музыкантов, композиторов, хореографов и др. в становление и развитие тувинской музыкальной культуры в советский период. Они специально для этого приезжали в Туву: организовывали коллективы, обучали и работали с талантливыми тувинцами; занимались с ними в своих учебных заведениях. Этот процесс рассматривается как пример взаимовлияния советской (и прежде всего русской) культуры на тувинскую. Впервые называются и те специалисты, чьи имена в советское время не упоминались, так как были подвергнуты сталинским репрессиям. Автор опирается на сведения из опубликованных работ по истории тувинской музыки, а также авторские материалы.
Первым называется военный капельмейстер С. Г. Коровин, который стал руководителем духового оркестра кавалерийского полка Тувинской народно-революционной армии. Он записывал и аранжировал народные песни, обучал тувинцев нотной грамоте. В начале 1940-х гг. в Туву из СССР приехала первая группа специалистов: композитор и дирижер духового оркества Л. И. Израилевич, флейтист и педагог Р. Г. Миронович, дирижер хора С. И. Булатов, композитор и педагог А. К. Аксенов, педагог-балетмейстер А. В. Шатин и др. Они занимались образовательно-просветительской работой, записью и обработкой тувинского музыкального фольклора, и собственно авторской композиторской деятельностью. Отмечается и вклад педагогов Детской музыкальной школы № 1 1950–1960-х гг.
Педагогическая деятельность советских музыкантов принесла свои плоды уже в первый же год: в этот период появились первые песенные сочинения А. Чыргал-оола, М. Мунзука, Р. Кенденбиля, В. Кок-оола, А. Лаптана и других. Первые тувинские профессионалы составили ядро труппы национального музыкально-драматического театра. Но обучение было не просто одностороннимБиблиографические ссылки
Гиппиус, Е. В. (1964) Предисловие редактора // Аксенов А. Н. Тувинская народная музыка. М. : Музыка. 255 с. С. 3–13.
Казанцева, З. К. (2002) Рожденный петь. К 80-летию со дня рождения Р. Д. Кенденбиля. Кызыл : Типография КЦО «Аныяк». 92 с.
Казанцева, З. К. (2003) А. Б. Чыргал-оол: жизнь и творчество. Кызыл : ТувИКОПР СО РАН. 188 с.
Казанцева, З. К. (2003) Раненый орел. Кызыл : ТувИКОПР СО РАН. 68 с.
Карелина, Е. К. (2009) История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней. М. : Композитор. 552 с.: нот., ил.
Карелина, Е. К. (2014) Музыка в жизни Максима Мунзука [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 1. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/175 (дата обращения: 09.09.2018).
Миронович, Р. Г. (1971) Воспоминания // Люди тувинского театра / Отв. ред. К. Сагды. Кызыл : Тувинское книжное издательство. 184 с. С. 33–37.
Мунзук, М., Кюнзегеш, Ю. (1956) Ырлар [Песни]. Кызыл : Тувинское книжное издательство. 192 с. (На тув. яз.).
Осипенко, Г. А. (1985) Формирование тувинской симфонической музыки (1957-1980) : дисс. … канд. иск. Новосибирск. 179 с.
Сузукей, В. Ю. (2002) Слепой музыкант: [о В. С. Безъязыкове] // Тувинская правда. 16 апреля. № 116. С. 3–4.
Сузукей, В. Ю. (2007) Музыкальная культура Тувы в ХХ столетии. М. : издательский Дом «Композитор». 408 с.
Цыбикова-Данзын, И. А. (2004) Фортепианное творчество композиторов Тувы : дисс. … канд. иск. Улан-Удэ. 188 с.
Опубликован
Как цитировать
Suzukey V. Yu. The role of Russian specialists in the establishment of professional music in 20th century Tuva. The New Research of Tuva, 2019, no. 1 [on-line] Available at: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/833 (accessed: ... ). DOI: 10.25178/nit.2019.1.9
Выпуск
Раздел
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.