Становление и развитие авторской песни в Туве (1921–1944 гг.)

Сузукей Валентина Юрьевна

Аннотация


В статье представлено исследование истории авторской песни в Туве, начало которой отсчитывается с провозглашения ТНР. Переломный период в истории Тувы, отразивший влияние Октябрьской социалистической революции, первые годы строительства новой жизни нашли отклик в песенном творчестве народа. С 1920-х гг. появляются новые по содержанию народные песни, песни о новой жизни.

В песнях выражалась благодарность Великому Октябрю, Ленину, русскому народу за освобождение от векового гнета. Примерами могут служить такие песни, как «Дивный Интернационал», «Освобождение от мук», «Великая река», «Чрезвычайный Хурал», «Гнета больше не будет» и т. д. Воспевались приметы нового времени: появление первых школ, рождение национальной литературы и письменности, новое отношение к женщине, формирование нового молодого поколения, строительство новой автомобильной дороги и др. В 1930-е годы процессы социально-экономических преобразований в республике нашли свое дальнейшее отражение в новых песнях: «Я колхозник», «Тракторист»,  «Агитатор»,  «Прекрасная советская страна» и др.

К концу 1930-х годов появились первые авторские песни и самодеятельные композиторы. Существенный сдвиг в деле «профессионализации» тувинского музыкального искусства произошел в первой половине 1940-х годов и был связан с приездом в Туву из СССР ряда специалистов в области театра, музыки и танца по приглашению правительства ТНР. В 1951 г. А. Чыргал-оол первым из тувинцев становится студентом музыкального вуза — Казанской государственной консерватории,  которую он окончил в 1957 г. Его произведения 1950-х гг. ознаменовали собою впоследствии качественно новый этап в становлении профессионального композиторского творчества в Туве.

Таким образом, в тувинском песенном фольклоре в эти годы начинают заявлять о себе процессы, аналогичные тем, которые происходили в это время в песенном творчестве почти всех народов Советского Союза. 


Ключевые слова


Тувинская Народная Республика; народная песня; авторская песня; композиторы Тувы; музыкальная культура; профессиональная культура; история музыки

Полный текст:

Литература


Аксенов, А. Н. (1964) Тувинская народная музыка. М. : Музыка. 238 с.

Гиппиус, Е. В. (1964) Предисловие // Аксенов А. Н. Тувинская народная музыка. М. : Музыка. 238 с.

История Тувы (1964) / отв. ред. С. К. Тока. М. : Наука. Т. II.

Казанцева, З. К. (2003) А. Б. Чыргал-оол: жизнь и творчество. Кызыл : ТувИКОПР СО РАН. 187 с.

Казанцева З. К. (2002) Рожденный петь. К 80-летию со дня рождения Р. Д. Кенденбиля. Кызыл : Рес. типография. 104 с.

Карелина, Е. К. (2014) Музыка в жизни Максима Мунзука [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 1. URL: http://nit.tuva.asia/nit/article/view/175 (дата обращения: 15.04.2016).

Карелина, Е. К. (2009) История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней. М. : Композитор. 552 с.

Монгуш, А. Д.-Б. (2013) Тувинский песенный фольклор: ладозвукорядный аспект. Абакан: Журналист. 213 с.

Осипенко, Г. А. (1994) Тувинская музыкальная литература. Кызыл (рукопись). 235 с.

Сузукей, В. Ю. (2006) Культурная политика в советской и постсоветской Туве // Вопросы отечественной истории. № 94 (ноябрь). С. 89–101.

Сузукей, В. Ю. (2007) Национальная культурная традиция — основа профессионализма народных исполнителей // Музыкальная академия. № 1. С. 180–183.

Сузукей, В. Ю. (2009) ХХ век и тувинская музыка // Журнал Сибирского Федерального университета. Серия «Гуманитарные науки», № 2. С. 142–146.

Сузукей, В. Ю. (2011) Тувинская музыка в ХХ веке // Музыковедение. № 2. С. 31–37.

Сузукей, В. Ю. (2015) Музыка Тувы и ее вклад в мировую культуру // История науки и техники. № 8. С. 27–31.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.