Традиционный и западный буддизм в современной России: опыт сравнительного анализа

Авторы

  • Марина Васильевна Монгуш Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва

Ключевые слова:

традиционный буддизм; тибетский буддизм; западный буддизм; буддийские общины; российский буддизм; необуддизм

Аннотация

В статье анализируется история проникновения и распространения буддизма в российские регионы (в Калмыкию, Бурятию, Туву, Забайкальский край и Иркутскую область, где коренное население традиционно исповедует  так называемое северное, т. е. тибетское направление буддизма — Махаяну), в том числе тех вариантов буддизма, которые пришли с Запада в конце ХХ в.

Большая часть российских буддистов исповедуют так называемое северное, т. е. тибетское направление буддизма — Махаяну; они в основной своей массе принадлежат к школе Гэлуг, существуют также последователи  всех остальных школ тибетского буддизма — Карма Кагью, Ньингма и Сакья. Численность российских буддистов, выполняющих практику, не более 500 тыс. чел. Численность этнических (бурятских, калмыцких, тувинских) буддистов  составляет около 900 тыс. чел. По содержанию учения и организационным формам бурятский, калмыцкий и тувинский  буддизм сходны с монгольским.

Помимо этого, Россия, имеющая собственный традиционный буддизм, стала получать с 1990-х гг. буддизм иного толка — адаптированный к западному образу жизни и западному менталитету. Для буддийских общин западного толка характерно то, что они в известной степени противопоставляют себя традиционным калмыцким, бурятским и тувинским общинам; свои модели буддийско-общинной жизни они рассматривают как единственно подходящие для россиян-европейцев. Хотя они и заявляют о прямой религиозно-догматической связи их общин с одноименными направлениями тибетского буддизма, в действительности же  они оказываются «авторскими вариантами» буддизма.

В настоящее время на территории России (в европейской части) существует около 200 независимых буддистских общин и организаций западного направления. В основном они сосредоточены в крупных мегаполисах — Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и т. д. Наиболее активно действует «Международная ассоциация буддистов школы Карма Кагью», которая была зарегистрирована в 1993 г. Специалисты-религиоведы относят его к необуддийскому культу, адаптированным религиозному запросу последователей для быстрого освоения  «эффективных», «тайных» тибетских ритуальных практик. Таким же путем идет и Ассоциация Дзогчен-община и буддийская религиозная группа Римей (возникли в 1989–1991 гг. в Санкт-Петербурге).

Процесс возрождения буддизма как одной из конфессий в России не ограничивается восстановлением старых и строительством новых буддийских храмов в традиционных регионах. Он также дополняется адаптацией современных западных моделей буддийских сообществ, которые занимаются пропагандой новых форм религиозной жизни в российской среде, не имея при этом тибето-буддийских историко-культурных прототипов.

Библиографические ссылки

Агаджанян, А. С. (2008) Необуддизм // Энциклопедия религий / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. М. : Академический проект. 1520 с. С. 861–862.

Берзин, А. (1992) Тибетский буддизм: его история и перспективы развития / пер. с англ. В. Комаровского. М. : Традиционная медицина. 32 с.

Дворкин, А. Л. (2000) Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н-Новгород : Изд. Братства во имя св. князя Александра Невского. 693 с.

Кляшторный, С. Г., Лившиц, В. А. (1971) Сэврайский камень // Советская тюркология. № 3. С. 106–112.

Кадырбаев, А. Ш. (1990) Тюрки и иранцы в Китае и Центральной Азии. ХIII–ХIV вв. Алма-Ата : Гылым. 158 с.

Кузнецов, Б. И. (1961) Тибетская летопись «Светлое зерцало царских родословных». Л. : ЛГУ. 122 с.

Островская, Е. А. (1999) Буддийские мирские общины Санкт-Петербурга // Социологические исследования. № 3. С. 107–113.

Современный буддизм в России [Электронный ресурс] // Осознание.org. Теория и практика. URL: http://osoznanie.org/975-sovremennyy-buddizm-v-rossii.html (дата обращения: 20.03.2015).

Филатов, С. Б., Лункин, Р. Н. (2005) Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. № 6. С. 35–45.

Чокьи Нима Римпоче (1995) Путеводитель по жизни и смерти / пер. с англ.Б. Гребенщиков. СПб. : Открытый мир. 256 с.

Опубликован

29.02.2016

Как цитировать

Монгуш, М. В. (2016) «Традиционный и западный буддизм в современной России: опыт сравнительного анализа», Новые исследования Тувы, 1. доступно на: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/69 (просмотрено: 28.03.2024).

Выпуск

Раздел

Номады азиатского материка

Биография автора

Марина Васильевна Монгуш, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник;

Почетный работник общего образования Российской Федерации, Заслуженный деятель науки Республики Тыва.

Адрес: 129366, Россия, г. Москва, ул. Космонавтов, д. 2.

Тел.: +7 (495) 686-13-24. 

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 > >>