Тупрак ‘земля, почва’ в мифоритуальных традициях башкир: архаичные истоки, особенности и современные модификации
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.22Ключевые слова:
культ земли; Мать-земля; тупрак; башкиры; башкирский язык; обряд; миф; башкирская культура; башкирский фольклорАннотация
В статье анализируются мифологические истоки, трансформации и современные реалии практики почитания, традиций сакрализации земли и земной почвы, передаваемых в концептах башкирской лингвокультуры «тупраҡ» и «ер».
Башкирская традиционная система почитания земли восходит к мифам о ее живой сути, кровнородственной связи земли и человека, к осознанию священности земли обитания, возникшей из тела демиурга Урал-батыра. Последующие модификации идей происходили сообразно целям меняющихся календарных обрядов, практик, ритуалов и получили практическую направленность — для хозяйственной деятельности, для целительства. В ритуалах, обращенных к земле, обнаруживается синтез и сращение тенгрианских, исламских верований.
Современная политика продаж земель, несоблюдение правил почтительного отношения к земле вступили в противоречие с традиционными ценностями. Это порождает настроения тревоги в общественном дискурсе и современном фольклоре.
Библиографические ссылки
Алексеев, Н. А. (1984) Шаманизм тюркских народов Сибири. Новосибирск : Наука. 233 с.
Бидеева, С. Ч. (2014) Природоохранные традиции осетин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 5–1 (43). С. 32–34.
Гумилев, Л. Н. (1993) Древние тюрки. М. : Клышников, Комаров и Ко. 536 с.
Дугаров, Д. С. (1981) К этимологии слова «Юурэн, уур, ууры» // Советская этнография. № 1. С. 98–102.
Илимбетова, А. Ф. (2020) Символика камня в фольклоре, обрядах и обычаях башкир. Уфа : Мир печати. 168 с.
История башкирских родов. Гайна. (2015): в 47 т. / сост.: С. И. Хамидуллин и др. Уфа : ГУП РБ Уфимский полиграфкомбинат. Т. 11. 696 с.
Исянгулов, Ш. Н. (2008) Малоизученные аспекты истории дореволюционного Башкортостана. Уфа : Аэрокосмос и ноосфера.134 с.
Казагачева, З. С. (2002) Алтайские героические сказания Очи-балаи Кан-Алтын. Аспекты текстологии и перевода. Горно-Алтайск : Горно-Алт. тип. 347 с.
Ковалевский, А. П. (1956) Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Харьков : Изд-во Харьковского гос. университета им. А. М. Горького. 345 с.
Кондыбай, С. (2005) Байырғы казак дүниетанымының негiздерi. Энциклопедиялык басылым [Основы мировоззрения коренных казаков. Энциклопедическое издание]. Алматы : Казак тiлi баспасы. 480 бет. (На каз. яз.).
Кычанов, Е. И., Мельниченко, Б. Н. (2005) История Тибета с древнейших времён до наших дней. М. : Восточная литература. 351 с.
Ламажаа, Ч. К. (2021) Очерки современной тувинской культуры. СПб. : Нестор-История. 192 с.
Майны, Ш. Б. (2023) Представления о чер ‘земле’ современных тувинцев // Новые исследования Тувы. № 1. С. 38–63. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.1.3
Мухамбетова, А. И. (2001) Тенгрианский календарь и время в казахской культуре // Евразия. № 2. C. 12–22.
Сувандии, Н. Д. (2023) Чер ‘земля’ в паремиях тувинцев // Новые исследования Тувы. № 1. С. 26–37. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.1.2
Сагалаев, А. М. (1991) Урало-алтайская мифология: символ и архетип. Новосибирск : Наука, Сибирское отделение. 156 с.
Салихов, Г. Г., Галимов, Б. С. (2018) Мифы в картине мира башкир. Уфа : Китап. 208 с.
Салмин, А. К. (2007) Система религии чувашей. СПб. : Наука. 654.
Султангареева, Р. А. (1998) Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. Уфа : Гилем. 243 с.
Султангареева, Р. А. (2019) Башкирский фольклор: семантика, функции и традиции : в 2 т. Уфа : Башкирская энциклопедия. Т. 2. Календарный фольклор: миф и ритуал. 296 с.
Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир (1988) / Львова Э. Л., Октябрьская И. В., Сагалаев А. М., Усманова М. С. Новосибирск : Наука. 226 с.
Черемшанский, В. М. (1859) Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом отношениях. Уфа : Тип. Оренбургского губернского правления. 452 с.
Шуклин, В. В. (1995) Мифы русского народа. Екатеринбург: Банк культурной информации. 336 с.
Опубликован
Как цитировать
For citation:
Sultangareeva R. A. Tuprak ‘zemlia, pochva’ v miforitual’nykh traditsiiakh bashkir: arkhaichnye istoki, osobennosti i sovremennye modifikatsii [Tuprak ‘land, soil’ in the myphoritual traditions of the Bashkirs: origins, features and modern modifications]. New Research of Tuva, 2023, no. 4, pp. 314-327. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.22
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.