Этноконфессиональный неотрадиционализм хакасов: поиск оснований идентификации

Авторы

  • Лариса Викторовна Анжиганова Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова https://orcid.org/0000-0002-5073-2504

DOI:

https://doi.org/10.25178/nit.2023.1.7

Ключевые слова:

шаманизм; манихейство; христианство; тенгрианство; родная земля; этноконфессиональный модернизм; этноконфессиональный традиционализм; этноконфессиональный неотрадиционализм; этноконфессиональная идентичность; картина мира; Хакасия; хакасы

Аннотация

В статье представлен анализ эволюции этноконфессиональной идентичности хакасского народа. В ее ходе, с одной стороны, была сохранена преемственность шаманских основ вероучения и культовой практики, что привело к более развитой форме религиозной идентичности — тенгрианству. С другой стороны, хакасы включились в иные религиозные системы (например, манихейство, христианство), что сформировало известный феномен «двоеверия».

Особое внимание автор уделяет процессам сакрализации, десакрализации и ресакрализации важнейшей ценности «родная земля». Делается вывод о том, что вероучение тенгрианства ревитализируется. Однако этот феномен противоречив и вызывает дискуссии не только в научных кругах, но и в обществе.

В современном тенгрианстве проявились традиционалистские, модернистские и неотрадиционалистские тенденции. Акторы — традиционалисты, как правило, придерживаются строгого соблюдения догматов вероучения и правил культовой практики. Модернисты, преимущественно принадлежащие к национальной интеллигенции, осмысливая картину мира тенгрианства, склонны к внеконфессиональности в интерпретации вероучения и либеральным формам культовой практики. Неотрадиционалисты стремятся использовать традиционные формы этноконфессиональной идентичности как ресурс мотивации этнофоров в достижении этнической солидарности и усилении модернизации. В отличие от традиционных форм шаманизма и тенгрианства современные акторы активно конструируют новую социальную реальность, используя законодательную практику (например, о защите священных мест), институциональные формы организации (общества, движения, акции и пр.) и, наконец, науку.

Библиографические ссылки

Анжиганова, Л. В. (2007) Эволюция мировоззрения хакасов. Абакан : Хакасское книжное издательство. 146 с.

Бутанаев, В. Я. (2001) Хакасский исторический фольклор. Абакан : Изд-во Хакас. гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова. 146 с.

Бутанаев, В. Я. (2006) Традиционный шаманизм Хонгорая. Абакан : Хакасское книжное издательство. 340 с.

Дагылга: тувинские обряды освящения в XXI веке (2021) / под ред. Ч. К. Ламажаа, Н. Д. Сувандин. Кызыл : б. и. 188 с.

Данилова, В. С., Кожевников, Н. Н. (2022) Исходные принципы и основные понятия тенгрианства // Айыы Тангара и кузнечный культ в тенгрианстве : сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. Л. В. Федорова. Якутск : Дани-Алмас. 176 с. С. 56–64.

Катанов, Н. Ф. (2004) Избранные труды о Хакасии и сопредельных территориях / сост. С. А. Угдыжеков. Абакан : Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова. 257 с.

Кызласов, Л. Р. (2001) Сибирское манихейство // Этнографическое обозрение. № 5. С. 83–90.

Майнагашев, С. Д. (1916) Жертвоприношение Небу у бельтиров // Сборник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого при Императорской академии наук. Петроград : Тип. Имп. акад. наук. Т. 3. XVI, 212 с. С. 93–102.

Малашин, Г. В. (2011) Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ. 1861–2011. Историко-публицистические очерки. Красноярск : Восточная Сибирь. 480 с.

Малов, С. Е. (1952) Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. М. ; Ленинград : Изд-во Академии наук СССР. 452 с.

Религиозно-нравственное сознание населения Республики Хакасия: проблемы и перспективы развития (2007) / отв. ред. В. Г. Ибрагимова и др. Абакан : Изд-во Хакас. гос. ун-та. 207 с.

Смоляк, А. В. (1991) Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы Нижнего Амура). М. : Наука. 276 с.

Традиционное мировоззрение хакасов: прошлое, настоящее, будущее (1997) : материалы Междунар. семинара «Традиц. мировоззрение хакасов: прошлое, настоящее, будущее», г. Абакан, 25 сент. 1997 г. / редкол.: Г. Г. Котожеков (отв. ред.) и др. Абакан : Хакасское книжное издательство. 113 с.

Потапов, Л. П. (1994) Алтайский шаманизм. Л. : Наука. 321 с.

Уланов, М. С. (2022) Тенгрианство в истории и культуре номадов Центральной Азии // Новые исследования Тувы. № 3. С. 103–115. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2022.3.8

Опубликован

17.03.2023

Как цитировать

Анжиганова Л. В. Этноконфессиональный неотрадиционализм хакасов: поиск оснований идентификации // Новые исследования Тувы. 2023, № 1. С. 125-136. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.1.7

For citation:
Anzhiganova L. V. Etnokonfessional’nyi neotraditsionalizm khakasov: poisk osnovanii identifikatsii [Ethno-confes­sio­nal neotraditionalism of the Khakas: The search for identification grounds]. New Research of Tuva, 2023, no. 1, pp. 125‑136. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.1.7

Выпуск

Раздел

Аспекты культуры

Биография автора

Лариса Викторовна Анжиганова, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Доктор философских наук, профессор, профессор кафедры истории Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова.

Адрес: 655017, Россия, г. Абакан, пр-т Ленина, д. 90.

Эл. адрес: alv_9@mail.ru

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)