Хакасы в условиях глобализации: ментальные деформации

Анжиганова Лариса Викторовна, Топоева Марика Викторовна

Аннотация


В статье анализируются деформации, произошедшие в менталитете хакасов, тюркоязычного этноса Южной Сибири. Авторами менталитет понимается как обладающий внутренним единством способ бытия народа в мире для сохранения этноса как целостности через организацию знаний в этническую картину мира; через создание устойчивой иерархии этнически оформленных потребностей, интересов и ценностей; через формирование системы авто- и гетеростереотипов; через устойчивые формы поведения в различных ситуациях.  В результате действия внешних и внутренних факторов менталитет, исторически устойчивый феномен, может подвергаться деформациям. Последние нами понимаются как изменение базовых элементов менталитета (потребности, интересы, ценности), приводящие к обратимым или необратимым для народа изменениям.

Для фиксации ментальных деформаций у хакасов в статье осуществлено сравнение традиционных этнических ценностей и современных, осуществленных, в первом случае в середине 1990-х на основе междисциплинарного исследования традиционного мировоззрения этноса, во втором — как результат социологического опроса 2015 г.

Анализ показал, что иерархия базовых традиционных ценностей «родная земля», «хакасский народ», «семья» остается таковой для этнических акторов как ресурс сохранения и развития народа и в условиях глобализации. Однако социологическое исследование зафиксировало изменение конфигурации системы ценностей в целом среди хакасского народа. На первое место выходит ценность «семья», что отражает действие общеисторической закономерности: этнос, находящийся в состоянии кризиса, возвращает базовые, проверенные временем, социальные институты (семья, род). Последние призваны сохранить этнос как биопсихосоциальную общность.


Ключевые слова


глобализация; менталитет; ментальные деформации; хакасы; Хакасия; иерархия ценностей; родная земля

Полный текст:

PDF

Литература


Аббас, А. Г. (2010) Фольклор и ментальность // Вестник МГУКИ. Ноябрь-декабрь, № 6 (38). С. 63–66.

Акулич, М. М. (2011) Менталитет, мировоззрение и общественное сознание как основы социальной модернизации // Вестник Тюменского государственного университета. № 8. С. 176–181.

Анжиганова, Л. В. (1999). Эволюция мировоззрения этноса: на примере хакасского народа : дисс. … д-ра филос. н. М. 450 с.

Блок, М. (1998) Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М. : Школа «Языки русской культуры». 712 с.

Веряскина, А. Н. (2016) Менталитет : проблема сущности и содержания // Вестник Нижегородского института управления РАНХиГС. Вып. IV. С. 35–38.

Гуревич, А. Я. (1989) Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып. 1. Под ред. А. Чубарьян, В. Согрин. М. : Наука. 216 с. С. 75–89.

Дюркгейм, Э. (1992) Социология и теория познания // История психологии (10-е — 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. 2 изд. / под ред. П. Я Гальперина, А. И. Ждан. М. : Издательство Московского университета. 364 с. С. 293–297.

Фрейд, З. (1992). Психоанализ. Религия. Культура. М. : Ренессанс. 296 с.

Элиаде, М. (1996) Аспекты мифа. М.: «Инвест — ППП» ; СТ «ППП». 240 с.

Юнг, К. Г. (1994) О современных мифах. М. : Практика. 252 с.


Поддерживающие организации


Работа подготовлена при поддержке РФФИ (проект «Мир женщины: эволюция ценностей, символов, ритуалов», грант № 15-03-00146).



DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2017.3.6

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.