Религиозно-культурное пространство часовенных старообрядцев в иллюстрациях их новопечатных книг

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.25178/nit.2021.3.10

Ключевые слова:

старообрядчество; Часовенное согласие; Енисейская Сибирь; новопечатные книги; иллюстрация; визуальная антропология; Тува; Красноярский край; Хакасия; Иркутская область

Аннотация

Грамотность — важный элемент старообрядческой культуры. Наряду с сохранением и воспроизведением старопечатных книг, рукописные тексты и сборники всегда были неотъемлемой частью жизни сообщества. В значительной степени эту традицию поддерживало Часовенное согласие старообрядцев-беспоповцев, которые строго придерживались правила никогда не публиковать свои книги во «внешних» типографиях, т. е. тех, которыми владела не их община. В Енисейской Сибири, где не было типографий, принадлежащих старообрядцам, скитские скриптории использовались как мастерские для копирования рукописных книг, их иллюстрирования и переплетания, - таким образом создавались новые экземпляры рукописных книг. Тем не менее, процесс создания необходимых текстов и растущий социальный спрос на такую литературу послужили стимулом того, чтобы согласие пересмотрело ряд доктринальных позиций и начало выпуск своих собственных книг, вначале написанных от руки, а затем напечатанных полууставом в городских типографиях. Эти новопечатные книги стали особым феноменом современной культуры Часовенного старообрядчества Красноярского края, Тувы и других регионов страны и мира.

Наряду с текстовым содержанием книг, большой интерес представляет традиция их иллюстрирования, неразрывно связывающая традиционное оформлению старообрядческих печатных книг и рукописей с новаторским подходом, проявляющимся в явном влиянии русского и иностранног, прежде всего американского искусства, с которым хорошо знакомы современные жители скита. Явные следы такого влияния могут многое сказать об общем характере развития современной культуры Часовенного согласия.

Особый интерес представляют способы изображения персонажей, предметов и локусов религиозного и культурного пространства этой относительно замкнутой группы. Если рассматривать их с комплексной точки зрения, они представляют собой визуальную саморефлексию старообрядческого согласия. Ваимодействуя с текстом, эти элементы, с  одной стороны, позволяют не отступить от доктринальных основ, а с другой — проявляет логику современного развития скитского искусства. Таким образом, становится возможным проследить развитие мировоззрения как художника, так и адресатов его произведений художника, которым здесь предполагается стать старообрядцев Часовенного согласия.

Библиографические ссылки

Быкова Е. В., Пригарин А. А. (2019) Визуальный образ черноризца в староверческих рукописях на Енисее // Материалы Международных XVIII этнографических чтений «Этнос и конфессия» / отв. ред. В. М. Грусман, Е. Е. Герасименко. СПб. : ИПЦ СПбГУДТ. 260 с. С. 33–38.

Гурьянова Н. С. (2017) Рукописные сборники и оформление идеологии старообрядческого движения. Новосибирск : НИЦ «Апостроф». 230 с.

Журавель О. Д. (2012) Литературное творчество старообрядцев XVIII — начала XXI в.: темы, проблемы, поэтика. Новосибирск : Изд-во СО РАН. 438 с.

Костров А. В. (2019) Новопечатные книги старообрядцев часовенного согласия: игра традиции и новации // Труды IV Международной научной конференции «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе» / сост. Ю. С. Белянкин, Е. В. Воронцова, Н. В. Литвина. М. : Изд-во МГУ. 783 с. С. 165–175.

Костров А. В. (2021) Феномены культуры современных старообрядцев-часовенных Енисейской Сибири. Красноярск : КАСС. 412 с.

Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. (2002) Староверы-часовенные на востоке России в XVIII–XX вв.: Проблемы творчества и общественного сознания. М. : Памятники исторической мысли. 471 с.

Опубликован

07.09.2021

Как цитировать

Kostrov A. V. and Elokhina Yu. V. Religious and cultural space of Chasovennye Old Believers in illustrations to their new-printed books. New Research of Tuva, 2021, no. 3, pp. 128-136. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.3.10

Для цитирования:
Kostrov A. V. and Elohina Yu. V. Religious and cultural space of Chasovennye Old Believers in illustrations to their new‑printed books // Новые исследования Тувы. 2021, № 3. С. 128-136. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.3.10

Выпуск

Раздел

Религия и современность

Биографии авторов

Александр Валерьевич Костров, Иркутский государственный университет

Доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры мировой истории и международных отношений Иркутского государственного университета.

Адрес: 664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, д. 1.

Тел.: +7 (914) 929-40-50.

Эл. адрес: a_kostrov@mail.ru                

Юлия Валерьевна Елохина , Иркутский государственный университет

Кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой истории и международных отношений Иркутского государственного университета.

Адрес: 664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, д. 1.

Тел.: +7 (908) 641-36-57.

Эл. адрес: julflower@yandex.ru