Религиозно-культурное пространство часовенных старообрядцев в иллюстрациях их новопечатных книг
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2021.3.10Ключевые слова:
старообрядчество; Часовенное согласие; Енисейская Сибирь; новопечатные книги; иллюстрация; визуальная антропология; Тува; Красноярский край; Хакасия; Иркутская областьАннотация
Грамотность — важный элемент старообрядческой культуры. Наряду с сохранением и воспроизведением старопечатных книг, рукописные тексты и сборники всегда были неотъемлемой частью жизни сообщества. В значительной степени эту традицию поддерживало Часовенное согласие старообрядцев-беспоповцев, которые строго придерживались правила никогда не публиковать свои книги во «внешних» типографиях, т. е. тех, которыми владела не их община. В Енисейской Сибири, где не было типографий, принадлежащих старообрядцам, скитские скриптории использовались как мастерские для копирования рукописных книг, их иллюстрирования и переплетания, - таким образом создавались новые экземпляры рукописных книг. Тем не менее, процесс создания необходимых текстов и растущий социальный спрос на такую литературу послужили стимулом того, чтобы согласие пересмотрело ряд доктринальных позиций и начало выпуск своих собственных книг, вначале написанных от руки, а затем напечатанных полууставом в городских типографиях. Эти новопечатные книги стали особым феноменом современной культуры Часовенного старообрядчества Красноярского края, Тувы и других регионов страны и мира.
Наряду с текстовым содержанием книг, большой интерес представляет традиция их иллюстрирования, неразрывно связывающая традиционное оформлению старообрядческих печатных книг и рукописей с новаторским подходом, проявляющимся в явном влиянии русского и иностранног, прежде всего американского искусства, с которым хорошо знакомы современные жители скита. Явные следы такого влияния могут многое сказать об общем характере развития современной культуры Часовенного согласия.
Особый интерес представляют способы изображения персонажей, предметов и локусов религиозного и культурного пространства этой относительно замкнутой группы. Если рассматривать их с комплексной точки зрения, они представляют собой визуальную саморефлексию старообрядческого согласия. Ваимодействуя с текстом, эти элементы, с одной стороны, позволяют не отступить от доктринальных основ, а с другой — проявляет логику современного развития скитского искусства. Таким образом, становится возможным проследить развитие мировоззрения как художника, так и адресатов его произведений художника, которым здесь предполагается стать старообрядцев Часовенного согласия.
Библиографические ссылки
Гурьянова Н. С. (2017) Рукописные сборники и оформление идеологии старообрядческого движения. Новосибирск : НИЦ «Апостроф». 230 с.
Журавель О. Д. (2012) Литературное творчество старообрядцев XVIII — начала XXI в.: темы, проблемы, поэтика. Новосибирск : Изд-во СО РАН. 438 с.
Костров А. В. (2019) Новопечатные книги старообрядцев часовенного согласия: игра традиции и новации // Труды IV Международной научной конференции «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе» / сост. Ю. С. Белянкин, Е. В. Воронцова, Н. В. Литвина. М. : Изд-во МГУ. 783 с. С. 165–175.
Костров А. В. (2021) Феномены культуры современных старообрядцев-часовенных Енисейской Сибири. Красноярск : КАСС. 412 с.
Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. (2002) Староверы-часовенные на востоке России в XVIII–XX вв.: Проблемы творчества и общественного сознания. М. : Памятники исторической мысли. 471 с.
Опубликован
Как цитировать
Для цитирования:
Kostrov A. V. and Elohina Yu. V. Religious and cultural space of Chasovennye Old Believers in illustrations to their new‑printed books // Новые исследования Тувы. 2021, № 3. С. 128-136. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.3.10
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.