Между верой и неверием: заметки о рукописи Е. Д. Паздерина «Воспоминания»
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2021.3.7Ключевые слова:
Тува; старообрядцы; старообрядцы Тувы; Верховье; старая вера; часовенное согласие; Каа-ХемАннотация
В статье анализируется рукопись Е. Д. Паздерина (1902–1980) «Воспоминания» о жизни русских переселенцев-старообрядцев в Туве, в верховье Малого Енисея в первой половине ХХ в. Она хранится в научном архиве Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований с 1977 г.
По вероисповеданию старообрядец, автор подробно рассказал о своей жизни в среде одноверцев в 1920–1940-е годы, об эволюции своих взглядов на религию и в конечном счете переход на позиции активиста, общественника-пропагандиста, борца с религиозными предрассудками. Привлекает не только необычная судьба автора рукописи, но и множество приводимых им фактов, событий, подробностей, имевших место в Верховье и неизвестных исторической науке по другим источникам. Дано подробное описания образа жизни старообрядцев Верховья, первоначально их неоднородный конфессиональный состав, раскрыта система самообеспечения в новых условиях, взаимоотношения с коренным населением, протесты и способы противостояния антирелигиозному натиску со стороны государства, в котором старообрядцы видели приход Антихриста и др. Автор всему дает свое объяснение и оценку, которые в статье также подвергаются анализу и в некоторых случаях переоценке.
Сомнения и колебания постоянно сопровождают автора «Воспоминаний», в конечном счете это вылилось в его отход от веры, хотя сам он до смерти так и жил в старообрядческой деревне.
Помимо этого, сочинение Е. Паздерина сравнивается с другим произведением тоже самодеятельного автора — книгой старообрядки Н. Г. Сидоркиной под названием «Заповедная вера. Книга жития и страданий сымских старообрядцев» (2002 г.). Судьба ее автора соответствует истории Е. Паздерина «с точностью до наоборот»: путь от неверия к крепкой вере.
Библиографические ссылки
Зольникова, Н. Д. (1992) Современный писатель-старообрядец с Енисея // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии, Америки / отв. ред. Н. Н. Покровский, Р. Моррис. Новосибирск : Наука. 324 с. С. 283–288.
Зольникова, Н. Д. (1998) Урало-сибирские староверы в первой половине XX.: Древние традиции в советское время // История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI–XX вв. / отв. ред. Е. К. Ромодановская. Новосибирск : Наука. 316 с. (Археография и источниковедение Сибири. Вып. 18). С. 174–191.
Костров, А. В., Пригарин, А. А. (2018) Фотоматериалы как источник для кросскультурного исследования территориальных групп старообрядцев (Бессарабия, Бурятия, Тува) // Традиционная культура. Т. 19. № 2. С. 38–52.
Покровский, Н. Н. (1984) Путешествие за редкими книгами. М. : Книга, 192 с.
Покровский, Н. Н., Зольникова, Н. Д. (2002) Староверы-часовенные на востоке России в XVIII–XX вв. : Проблемы творчества и общественного сознания. М. : Памятники исторической мысли. 471 с.
Пригарин, А. А., Стороженко, А. А., Татаринцева, М. П. (2020) Актуальное конфессиональное письмо: между историографией и биографией (предварительные замечания к рукописи «Заповедная вера. Книга жития и страданий сымских старообрядцев») // Новые исследования Тувы. № 4. С. 180–200. DOI: www.doi.org/10.25178/nit.2020.4.13
Рыговский, Д. С. (2018) «Правило чашки». Гостеприимство старообрядцев в антропологической перспективе // IV Центральноазиатские исторические чтения. Пространство культур: через призму единства и многообразия : сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Кызыл, 20–23 сентября 2018 г.) / отв. ред. З. Ю. Доржу, В. М. Дамдынчап, Ю. В. Попков, А. А. Стороженко. Кызыл : Изд-во ТувГУ. 350 с. С. 172–177.
Стороженко, А. А. (2019) Старообрядческие монастыри «енисейского меридиана» в XX веке: истоки, традиции и современное состояние // Новые исследования Тувы. № 1. С. 4–15. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2019.1.1
Шитова, Н. И. (2013) Рукописи старообрядца Т. Ф. Бочкарева в контексте истории и культуры старообрядцев Уймона (XVIII–XXI вв.). Горно-Алтайск: РИО Горно-Алтайского государственного университета. 359 с.
Опубликован
Как цитировать
For citation:
Tatarintseva M. P. Mezhdu veroi i neveriem: zametki o rukopisi E. D. Pazderina «Vospominaniia» [Between faith and unbelief: Notes on E. D. Pazderin’s manuscript “Memoirs”]. New Research of Tuva, 2021, no. 3, pp. 90-98. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.3.7
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.