Проблема статуса «я» как антропологической категории в буддийской философии

Авторы

  • Сергей Анатольевич Нижников Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова; Российский университет дружбы народов https://orcid.org/0000-0002-3456-2445
  • Валерий Владимирович Воробьев Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова https://orcid.org/0000-0002-7444-6094

DOI:

https://doi.org/10.25178/nit.2021.2.8

Ключевые слова:

антропология буддизма; анатмавада; российская буддология; нирвана; татхагатагарбха; ваджраяна; трансцендентализм

Аннотация

Опираясь на результаты современной российской буддологической науки, авторы проблематизируют такие устоявшиеся представления как статус «я», понимание нирваны, отрицание абсолюта и др. Показано, что данные концепты не столь однозначны, требуют своего уточнения и углубления, могут носить противоречивый диалектический характер, особенно это касается таких школ махаяны, как татхагатагарбха и ваджраяна. Анализ данных проблемных концептов и их уточнение необходимы для адекватного понимания как буддизма в его историческом развитии, так и истории философии в целом.

Выявляется общность взглядов современных российских буддологов на необходимость различения эмпирического и возможного абсолютного «Я» в буддизме, разницы в их онтологическом статусе. Проводится также сравнение с концепциями «Я» в западных философских течениях, прежде всего критицизме И. Канта. Отмечается как общность трансцендентальной установки в буддизме и кантианстве, так и различие в отношении к метафизике, пониманию духовного и этического. Рассматривается апофатизм в определении нирваны и трансцендентно-имманентный характер буддизма в сравнении с другими учениями, прежде всего христианством. Вскрытая проблемность в определении фундаментальных принципов и понятий махаяны требует дальнейшего углубленного изучения истории развития философии буддизма.

Библиографические ссылки

Гайденко, П. П. (1997) Прорыв к трансцендентному : Новая онтология XX века. М. : Республика. 495 с.

Дмитриев, С. В. (2006) О некоторых аспектах компаративного анализа буддийской и суфийской антропологии // Третьи Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение : материалы научной конференции. C-Петербург, 15–18 февраля 2006 г. / сост. и отв. ред. С. В. Пахомов. СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та. 355 с. С. 145–150.

Кант, И. (1994) Соч. : в 8 т. М. : Чоро. Т. 3. 741 с.

Козеру, К. (2017) Сознание, личная идентичность и дебаты о «я» / «не-я» // Вопросы философии. № 10. С. 130–140.

Пятигорский, А. П. (2007) Введение в изучение буддийской философии (девятнадцать семинаров). М. : Новое литературное обозрение. 288 с.

Рудой, В. И. (1990) Введение в буддийскую философию // Васубандху. Абхидхармакоша / пер. с санскрита, введ., комент., историко-философское исслед. В. И. Рудого. М. : Наука. 318 с. С. 5–42.

Торчинов, Е. А. (2013) Введение в буддизм. СПб. : Амфора. 430 c.

Урбанаева, И. С. (2018) Буддийская медитация и феноменологический метод: основания и смысл сравнения // Вопросы философии. № 2. С. 177–187.

Хайдеггер, М. (2007) Что такое метафизика? М. : Академический Проект. 303 с.

Ясперс, К. (1994) Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. : Республика. 527 с. C. 420–508.

Ясперс, К. (2007) Великие философы. Будда, Конфуций, Лао-цзы, Нагарджуна. М. : ИФ РАН. 303 с.

Опубликован

02.06.2021

Как цитировать

Нижников С. А., Воробьев В. В. Проблема статуса «я» как антропологической категории в буддийской филосо-
фии // Новые исследования Тувы. 2021. № 2. С. 92-99. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.2.8

For citation:
Nizhnikov S. A. and Vorobiev V. V. Problema statusa «ia» kak antropologicheskoi kategorii v buddiiskoi filosofii [The
Problem of the Status of “Self” as an Anthropological Category in Buddhist Philosophy]. New Research of Tuva, 2021, no. 2, pp. 92-99. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.2.8

Выпуск

Раздел

Аспекты культуры

Биографии авторов

Сергей Анатольевич Нижников, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова; Российский университет дружбы народов

Доктор философских наук, приглашенный исследователь Калмыцкого государственного университета имени Б. Б. Городовикова; профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов.

Адрес: 358000, Россия, г. Элиста, ул. Пушкина, д. 11, каб. 111; 117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10/2.

Тел.: +7 (495) 433-20-00.

Эл. адрес: nizhnikov_sa@rudn.ru

Валерий Владимирович Воробьев, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова

Аспирант кафедры философии и культурологии Калмыцкого государственного университета имени Б. Б. Городовикова.

Адрес: 358000, Россия, г. Элиста, ул. Пушкина, д. 11, каб. 111.

Тел.: +7 (988) 6857154.

Эл. адрес: aristoteleus@yandex.ru  

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)