Советская модерность в визуальной перспективе (на примере ойрат-калмыков и тувинцев)

Авторы

  • Любовь Борисовна Четырова Самарский национальный исследовательский университет им. С.П. Королева https://orcid.org/0000-0001-5064-8735
  • Наталия Михайловна Сергеева Самарский национальный исследовательский университет имени С.П.Королева https://orcid.org/0000-0002-3569-5397

DOI:

https://doi.org/10.25178/nit.2022.2.17

Ключевые слова:

модерность; колониальность; визуальный образ; визуальная социология; визуальная антропология; деколониальный подход; фотография; ойрат-калмыки; тувинцы; Тувинская Народная Республика; Калмыкия; советский период

Аннотация

В статье анализируется в визуальной перспективе ранний советский опыт модерности, пережитый ойрат-калмыками и тувинцами в 1930-е гг. Такая перспектива позволяет рассмотреть свидетельства реализации советского проекта создания «нового человека», установить знаки модерности в визуальных репрезентациях представителей данных народов. В статье применяется деколониальный подход, согласно которому модерность понимается как эпистемическая рамка, неразрывно связанная в данном случае с советским колониальным проектом.

Источниковой базой исследования стали фотодокументы 1930-х годов, которые хранятся в Национальном архиве Республики Тыва (г. Кызыл, Россия), Национальном архиве Республики Калмыкия и Национальном музее Республики Калмыкия имени Н. Н. Пальмова (г. Элиста, Россия).

Анализ фотографий ойрат-калмыков и тувинцев 1930-х годов XX века позволил выявить визуальный канон фотодокументалистики данного периода, а именно канон репрезентации и самопрезентации «нового человека»: отсутствие женственности в униформе женщин, строгость, собранность и дисциплинированность в одежде и позах, стойка «смирно», белая парадная рубашка, стремление «не выделяться», быть как все, слиться с коллективом. В результате анализа были выделены знаки модерности/колониальности, присутствующие как в репрезентации телесности, так и в среде обитания ойрат-калмыков и тувинцев. Установлено общее и особенное в фотодокументировании ойрат-калмыков и тувинцев и, соответственно, в визуальных знаках модерности/колониальности. К общему относится одежда и головные уборы европейского образца, короткие стрижки у женщин, использование советской символики в виде флагов, знамен, газет, демонстрирующих стремление к просвещённости, единение с коллективом, преимущественно строгая геометрия расположения группы в пространстве. Несмотря на однотипность визуальной репрезентации ойрат-калмыков и тувинцев как участников проекта создания «нового человека», в их визуальных образах есть частные различия. Они определяются особенностями формирования советской модерности у этих народов: предшествующим опытом столкновения с модерностью, степенью сохранности традиционной культуры, а также культурными кодами, нормирующими телесные практики.

Библиографические ссылки

Александров, Е. В. (1997) Система визуальной антропологии в России: ступени «погружения» и проблемы // Материальная база сферы культуры / отв. ред. С. Г. Колесниченко. Вып. 1. М.: Информкультура. 122 с. С. 14–18.

Артаев, С. Н., Шурунгова Б. А. (2019) Позы как знаки невербального поведения // Вестник Калмыцкого университета. № 1 (41). С. 78–85.

Айыжы, Е. В., Мандан-Хорлу, М. М., Монгуш, А. Ч. (2019) История создания коллекции В. П. Ермолаева как части этнографического источника изучения материальной и духовной культуры тувинского этноса (часть 1) // Oriental Studies. № 12 (4). С. 669–681. DOI: https://www.doi.org/10.22162/2619-0990-2019-44-4-669-681

Бадугинова, М. В. (2011) Роль «Красных кибиток» в системе охраны здоровья населения Калмыкии в 1927–1931 гг. // Вестник КИГИ РАН. № 2. С. 37–41.

Барт, Р. (1989) Избранные работы: Семиотика: Поэтика : пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М. : Прогресс. 616 с.

Бек, У. (2000) Общество риска. На пути к другому модерну / пер. с нем. В. Седельника и Н. Фёдоровой. М. : Прогресс-Традиция. 384 с.

Богданова, Н. М. (2012) Фотография как инструмент социологического анализа практик конструирования визуальной самопрезентации // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. XV. № 2 (61). С. 98–113.

Головнева, Е. В., Головнев, И. А. (2021) Опыты изучения и визуальной репрезентации Камчатки и Сахалина в конце XIX — начале XX в. // Люди империи — империя людей: персональная и институциональная история Азиатских окраин России : сборник научных статей / Н. Г. Суворова (отв. ред.). Омск : Изд-во Омского гос. ун-та им. Ф. М. Достоевского. 648 с. С. 287–296. DOI: https://www.doi.org/10.52468/978-5-7779-2573-2.2021.287-296

Голубев, А. (2021) Рец. на кн.: Jeff Sahadeo. Voices from the Soviet Edge: Southern Migrants in Leningrad and Moscow. Ithaca; L.: Cornell University Press, 2019. 273 p. // Антропологический форум. № 48. С. 227–238. DOI: https://www.doi.org/10.31250/1815-8870-2021-17-48-227-238

Дэвид-Фокс, М. (2016) Модерность в России и СССР: отсутствующая, общая, альтернативная или переплетенная? / пер. с англ. Т. Пирусской [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. № 16. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/140_nlo_4_2016/article/12048/ (дата обращения: 21.03.2022).

Жуковская, Н. Л. (2002) Кочевники Монголии. Культура. Традиции. Символика. М. : Восточная литература. 248 с.

Иванова, Г. М. (2018) Советская школа в 1950–1960-е годы. М. : Фонд «Московское время». 432 с.

История Тувы (2007) : в 3 т. / под общ. ред. В. А. Ламина. Новосибирск : Наука. Т. II 430 с.

Кантор, К. М. (1990) Два проекта всемирной истории // Вопросы философии. № 2. С. 76–86.

Линдси, Дж. (2011) Всё о цвете. М. : Книжный Клуб 36.6. 432 с.

Маады, С. С. (2021) Сумонные школы-интернаты в период Тувинской народной республики // Мир науки, культуры, образования. № 2 (87). С. 147–149. DOI: https://www.doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-147-149

Олядыкова, Л. Б. (2007) Безэквивалентная лексика и фразеология в поэтической картине мира Давида Кугультинова (на материале произве дений в русском переводе). Элиста : ЗАОр «Джангар». 384 с.

Попков, Ю. В., Тюгашев, Е. А. (2022) «Затерянный мир»: тувинская культура в центр-периферийной интерпретации геокультурного и социокультурного пространства // Новые исследования Тувы. № 1. С. 225–236. DOI: https:// www.doi.org/10.25178/nit.2022.1.15

Сартикова, Е. В. (2010) Народное образование как механизм советской модернизации Калмыкии (20–30-е гг. ХХ в.) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. № 4. С. 145–151.

Скотт, Д. (2017) Искусство быть неподвластным. Aнархическая история высокогорий Юго-Восточной Азии. М. : Новое издательство. 408 с.

Усманова, А. (2007) Советская визуальная культура как объект антропологического исследования // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность : сборник научных статей / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, В. Л. Круткина. Саратов : Научная книга. 527 с. С. 18–27.

Ховалыг, Р. Б. (2018) Тувинская традиционная одежда. Новосибирск : Наука. 336 с.

Chatterjee, A., Southwood, M. H., Basilico D. (1999) Verbs, events, and spatial representations // Neuropsychologia. № 37. P. 395–402.

Eisenstadt, S. N. (2000) Multiple Modernities // Daedalus. Vol. 129. № 1. P. 1–29.

Gentile, E. (2006) Politics as religion / transl. by G. Staunton. Princeton : Princeton University Press. 168 p.

Harper, D. A. (2012) Visual sociology. New York : Routledge. 294 p.

Kress, G., Van Leeuwen, T. (2001) Reading Images: The Grammar of Visual Design. London : Routledge. 310 p.

Mignolo W., Walsh C. (2018) On decoloniality: concepts, analytics, praxis. Durham: Duke University Press. 291 p.

Mignolo, W. (1995) The Darker Side of the Renaissance: Literacy, Territoriality, & Colonization. University of Michigan Press. 420 p.

Quijano, A. (2007) Coloniality and Modernity/Rationality // Cultural Studies. Vol. 21. Issue 2–3. P. 168–178.

Rothbard, M. N. (1990) Karl Marx: Communist as Religious Eschatologist // The Review of Austrian Economics. Vol. 4. P. 123–179.

Tlostanova, M., W. D. Mignolo (2012) Learning to unlearn: decolonial reflections from Eurasia and the Americas. Columbus : Ohio State University Press. 281 p.

Wagner, J. (2002) Contrasting images, complementary trajectories: sociology, visual sociology and visual research // Visual Studies. Vol. 17, No. 2. P. 160–171. DOI: https://www.doi.org/10.1080/1472586022000032233

Znamenski, A. (2021) Socialism as a secular creed: a modern global history. Lanham : Lexington Books. 451 p.

Опубликован

21.06.2022

Как цитировать

Четырова Л. Б., Сергеева Н. М. Советская модерность в визуальной перспективе (на примере ойрат-калмыков и тувинцев) // Новые исследования Тувы. 2022, № 2. С. 239-262. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2022.2.17

For citation:
Chetyrova L. B. and Sergeeva N. M. Sovetskaia modernost’ v vizual’noi perspektive (na primere oirat-kalmykov i tuvintsev) [Soviet modernity in visual perspective: the cases of Kalmyks and Tuvans]. New Research of Tuva, 2022, no. 2, pp. 239-262. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2022.2.17

Выпуск

Раздел

Диалог культур

Биографии авторов

Любовь Борисовна Четырова, Самарский национальный исследовательский университет им. С.П. Королева

Доктор философских наук, профессор кафедры философии Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева.

Адрес: 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, д. 34.

Тел.: +7 (846) 337-99-54.

Эл. адрес: chetyrova@gmail.com

Наталия Михайловна Сергеева, Самарский национальный исследовательский университет имени С.П.Королева

Кандидат социологических наук, доцент кафедры методологии социологических и маркетинговых исследований Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева».

Адрес: 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, д. 34.

Тел.: +7 (846) 337-99-88.

Эл. адрес: bo-na-mi@yandex.ru

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)