Труд в этнической культуре кочевников постсоциализма (на примере бурят, калмыков, тувинцев)
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2018.2.3Ключевые слова:
труд; модели труда; кочевники; кочевая культура; тюрко-монголы; ратное дело; империя; пастбищное скотоводство; земледелие; шаман; советская модернизация; буряты; калмыки; тувинцы; экономическая культураАннотация
В статье рассматривается вопрос о феномене труда в культуре тюрко-монголов — бурят, калмыков, тувинцев. Обосновывается положение о типологическом единстве трудовой культуры этих народов, связанных единством тюрко-монгольского этногенеза. Анализируется опыт трансформации их трудовой культуры в ходе форматирования данных этносов в период реализации советской модернизации.
Ключевые моменты в развитии трудовой культуры выделяются на основании этапов формирования этносов и их трансформации: период существования Монгольской империи; вхождение в состав Российской империи; советский период. Показано, что в истории трудовой культуры этих этносов конкурирующими были две основные модели труда: труд кочевника-скотовода, тесно связанный с ратным делом, и труд земледельца. В результате успешной реализации советской модернизации в большинстве регионов их проживания сформировалась модель труда оседло живущего работника.
Рассматривается, как происходило изменение моделей и образов труда в период социальных трансформаций, начавшихся в начале 1990-х годов. Экономический коллапс, в который оказалось ввергнуто постсоветское общество, запустил разные стратегии выживания, в числе которых было обращение к архаике в этнических регионах. В трудовой сфере такими стратегиями стали не только возрождение пастбищного скотоводства, но и легализация шаманов, медлгчи, деятельность которых квалифицируется как трудовая, приносящая доход.
Библиографические ссылки
Бадмаев, В. Н. (2007) Кочевая культура как фактор хозяйственной жизни калмыцкого этноса // Вестник Калмыцкого регионального отделе-ния Российского философского общества. № 1. С. 7–12.
Бадмаева, Е. Н. (2009) Поволжская колонизационно–мелиоративная экспедиция в Калмыкии периода НЭПа // Материалы Международной научной конференции «Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее», посвященной 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав российского государства (г. Элиста, 13–18 сентября 2009 г.) : в 2-х ч. / отв. ред. Н. Г. Очирова. Элиста : НПП «Джангар». Ч. 1. 445 с. С. 89–93.
Бадмаева, Т. Б. (1992) Невербальные формы общения в традиционном быту калмыков // VI Международный конгресс монголоведов. Улан–Батор, август 1992. Доклады российской делегации. М. : Институт востоковедения. С. 3–7.
Базен, Л. (1986) Человек и понятие истории у тюрков Центральной Азии в VIII в. // Зарубежная тюркология : сб. / пер. с англ., нем., фр. / сост. и авт. предисл. С. Г. Кляшторный. Вып. 1. Древние тюркские языки и литературы. М. : Наука. 383 с. С. 345–360.
Баринова, Е. Б. (2013) Этнокультурные контакты Китая с народами Центральной Азии в древности и средневековье. М. : ИЭА РАН. 419 с.
Батмаев, М. М. (1993) Калмыки в XVII–XVIII веках. События, люди, быт. Элиста : АПП «Джангар». 382 с.
Деготькова, И. (2018) Власти добрались до самозанятых: как отобрать доходы у 20 миллионов россиян [Электронный ресурс] // Московский комсомолец. 1 апреля. URL: http://www.mk.ru/economics/2018/04/01/vlasti-dobralis-do-samozanyatykh-kak-otobrat-dokhody-u-20-millionov-rossiyan.html (дата обращения: 2.04.2018 г.).
Даргын–оол, Ч. К. (2006) Проблемы модернизации Тувы // IX Международный конгресс монголоведов. Улан–Батор, 8–12 август 2006. Доклады российских ученых. М. : Товарищество научных изданий КМК. 366 с. С. 48–54.
Дашибалов, Б., Рассадин В. (2004) Откуда вышли предки монголов? // Восточная коллекция. № 4 (19). С. 35–41.
Добренко, Е. (2007) Политэкономия соцреализма. М.: Новое литературное обозрение. 592 с.
Дробышев, Ю. И. (2006) О природопользовании ранних монголов // IX Международный конгресс монголоведов. Улан–Батор, 8–12 август 2006. Доклады российских ученых. М. : Товарищество научных изданий КМК. 366 с. С. 54–62.
Дробышев, Ю. И. (2014) Человек и природа в кочевых обществах Центральной Азии (III до н. э. — XVI в. н. э.). М.: Институт востоковеде-ния РАН. 604 с.
Дробышев, Ю. И., Гунин П. Д., Бажа, С. Н. (2008) Роль буддизма как регулятора природопользования на разных этапах социально–экономического развития Монголии // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство: Вторые Доржиевские чтения / отв. ред. А. О. Бороноев. СПб. : Санкт–Петербургское востоковедение. 368 с. С. 121–136.
Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация (2010) / отв. ред. Ю. В. Попков. Новосибирск: Нонпарель. 449 с.
Жанисов, А. Т. (2002) Коневодство как один из основных системообразующих факторов зарождения и развития номадизма в степях Евразии // Материальные и духовные основы калмыцкой государственности в составе России (к 360-летию со дня рождения Аюки-хана): Материалы международной научной конференции : в 2-х ч. / отв. ред. Г. М. Борликов. Элиста: КалмГУ. Ч. 2. 156 с. С. 88–90.
Козлова, Н. Н. (1999) Социально–историческая антропология. М. : Ключ–С. 192 с.
Кознова И. (1997) Традиции и новации в поведении современных крестьян // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / под. ред. М. Б. Олкотт, В. Тишкова, А. Малашенко. М.: Моск. Центр Карнеги. 490 с. С. 359–382.
Крадин, Н. Н., Скрынникова, Т. Д. (2006) Империя Чингис–хана. М.: Восточная литература. 557 с.
Кызласов, Л. Р. (1975) Ранние монголы (к проблеме истоков средневековой культуры) // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века. История и культура Востока Азии. Т. III / отв. ред. В. Е. Ларичев. Новосибирск: Наука. 236 с. С. 170–177.
Кызласов, Л. Р. (1984) История Южной Сибири в средние века. М. : Высшая школа. 167 с.
Кычанов, Е. И. (1980) Монголы в VI — первой половине XII в. // Дальний Восток и соседние территории в средние века / отв. ред. В. Е. Ларичев. Новосибирск : Наука. 236 с. С. 136–148.
Ламажаа, Ч. К. (2013) Архаизация общества. Тувинский феномен. М. : Книжный дом «Либроком». 272 с.
Мак–Нил, У. (2004) Восхождение Запада: История человеческого сообщества / пер. с англ. Киев : Ника–центр; М. : Старклайт. 1063 с.
Масанов, Н. Э. (1995) Кочевая цивилизация казахов (основы жизнедеятельности номадного общества). Алматы : Социнвест ; М. : Горизонт. 320 с.
Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху (1984) / пер. кит. источников / отв. ред. Н. Ц. Мункуев; введ., пер. и ком-мент. В. С. Таскина. М. : Наука. 486 с.
Нанзатов, Б. З. (2010) Традиционные формы хозяйствования бурят и особенности организации труда как пример адаптации в условиях модернизационных процессов // Глобализация и монгольский мир : сб. статей по материалам Международной научной конференции, проведенной 15–18 июля 2010 г. [в рамках IV Заседания Генеральной сессии Конвента монголов мира в Улан-Удэ] / гл. ред. Б. В. Базаров. Улан-Удэ : Конвент монголов мира [и др.]. 387 с. C. 73–77.
Отходники (2013) / Плюснин Ю. М. и др. М.: Новый Хронограф. 376 с.
Потаев, В. С. (2011) Из опыта развития монгольского пастбищного животноводства // Сотрудничество Монголии и Бурятии (Россия) в свете обеспечения безопасности в ШОС: мат-лы междунар. семинара / отв. ред. Ю. В. Попков. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН. 150 с. С. 69–77.
Рахманалиев, Р. (2009) Империя тюрков: великая цивилизация. М.: РИПОЛ классик. 709 с.
Содномпилова, М. М. (2002) Рациональное и символическое в строительной традиции бурят // VIII Международный конгресс монголоведов (Улан–Батор, 5–12 августа 2002 г.) доклады российской делегации / отв. ред. Р. Б. Рыбаков. М.: «Гуманитарий» Академия гум. исследований. 302 с. С. 122–128.
Сусеева, Д. А. (2003) Письма хана Аюки и его современников (1714–1724: опыт лингвосоциологического исследования. Элиста : АПП «Джангар». 456 с.
Ткачев, В. Н. (1986) Каракорум в XIII веке // Mongolica : Памяти академика Бориса Яковлевича Владимирцова, 1884-1931 : сборник статей / редкол.: А. Н. Кононов (пред.) и др. М. : Наука. 301 с. С. 219–231.
Франке, Н. С. (2008) Порядок трудоустройства безработных на верхнеудинской бирже труда // Сибирские чтения в РГГУ. Альманах. Вып. 3. М.: РГГУ. С. 155–160.
Хэмфри, К. (2010) Постсоветские трансформации в азиатской части России (антропологические очерки) / пер. с англ. М.: Наталис. 384 с.
Чимидов, Т. А. (2009) Система использования и меры ухода за пастбищным полем // Материалы Международной научной конференции «Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее», посвященной 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав российского государства (г. Элиста, 13–18 сентября, 2009, г.) : в 2-х ч. / отв. ред. Н. Г. Очирова. Элиста: НПП «Джангар». Ч. 2. 648 с. С. 483–487.
Шубин, В. Ф. (1953) Земледелие Монгольской Народной Республики. М. : Изд–во АН СССР. 347 с.
Шюц, А. (1988) Структура повседневного мышления // Социологи-ческие исследования. № 2. С. 129–137.
Gardner, G. (2010) Engaging Religions to Shape Worldviews [Элек-тронный ресурс] // State of the World 2010: Transforming Cultures: From Consumerism to Sustainability. P. 20–29. URL: http://blogs.worldwatch.org/transformingcultures/wp-content/uploads/2009/04/Engaging-Religions-to-Shape-Worldviews-Gardner.pdf (дата обращения: 28.02.2018).
Grousset, R. (1970) The Empire of Steppes. A History of Central Asia / Transl. from French by N. Walford. Rutgers University. 687 p.
Humphrey, C. (1983) Karl Marx Collective: economy, society and reli-gion in a Siberian collective farm. Cambridge : Cambridge University Press. 516 p.
Lane, G. (2006) Daily life in the Mongol empire. Greenwood Press, Westport, CT. 312 p.
Nierenberg, D. (2007) Meat Output and Consumption Grow [Электронный ресурс] // Vital Sings. The Trends That Are Shaping Our Future. P. 24–26. URL: http://www.worldwatch.org/files/pdf/Vital%20Signs%202007-2008.pdf (дата обращения: 28.02.2018).
Weatherford, J. (2010) The Secret History of Mongol Queens. How the Daughter of Genghis Khan rescued His Empire. New York : Broadway Paperbacks. 318 p.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.