«И откуда Ваши сваты?» (реалии и ментальные образы пространства в свадебном обряде калмыков)

Авторы

  • Татьяна Исаевна Шараева Калмыцкий научный центр Российской академии наук

DOI:

https://doi.org/10.25178/nit.2019.3.11

Ключевые слова:

калмыки; Калмыкия; свадьба; свадебная обрядность; сваты; пространство; этнические группы

Аннотация

В статье рассматриваются представления об освоенном пространстве во взаимосвязи с различиями в свадебных обрядовых комплексах у представителей различных субэтнических групп калмыков современности. Этническое и административное деление у калмыков всегда были тесно переплетены между собой. Термин «улус» маркировал и территориальную единицу, и людей его населяющих, связанных между собой по этническому признаку. Пространство, принадлежащее определенному улусу, состояло из концентрических кругов, внутри каждого из которых был другой круг, а центром освоенного локуса в них — место конкретного проживания человека, его родственного социума. Это освоенное пространство воспринималось «своей землей», землей предков. К началу XXI в. у калмыков сложилась форма восприятия «своего» пространства через сохранившуюся практику улусного деления, накладываемую на территорию современной республики, что продолжает быть основой принадлежности ее определенной субэтнической группе, представители которой определяются по географическому признаку.

Такое восприятие пространства у современных калмыков — сельских и городских — учитывается при проведении свадьбы, связано с четырехчастным делением пространства по горизонтали, где название стороны света привязывается к месту проживания определенной субэтнической группы. Будущая свадьба и поездка к сватам, различия в проведении свадебных ритуалов и обрядов, а также в доставляемых пищевых наборах и различных предметах, связаны с понятием «инаковости», «чужом», временном перемещении в сходном, но «ином/чужом» пространстве, маркируемое в калмыцком языке термином хәр hазр. Движение и нахождение в «чужой земле» определило проведение обязательных обрядов подношения духам-хозяевам местности и предкам на значимых границах кругов освоенных территорий, связанных с вертикальным трехчастным делением пространства. Достижение центра «чужой земли» и нахождение в жилом пространстве жилища сохраняет в современных реалиях пространственно-семантический код традиционной культуры у калмыков. В обрядовом пространстве достигается компромисс сторон, чтобы соблюсти «свои законы».

Источниковой базой исследования выступили полевые материалы автора по свадебной обрядности, собранные в Калмыкии в 2008–2010 гг., в 2018–2019 гг.

Библиографические ссылки

Авляев, Г. О. (2002) Происхождение калмыцкого народа. 2 изд-е, перераб. и исправл. Элиста: Калмыцкое книжное издательство. 325 с.

Байбурин, А. К. (1993) Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб. : Наука. 239 с.

Бакаева, Э. П. (2009) Речная тематика в верованиях и ритуалах калмыков: древние представления о пространстве и проблема прародины // Материалы Международной научной конференции «Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее» (13–18 сентября 2009 г.): в 2-х ч. / отв. ред. Н. Г. Очирова. Элиста: АПП «Джангар». Ч. 1. 445 с. С. 297−301.

Бакаева, Э. П. (2010) «Чьи вы?» (специфика полевой работы в среде калмыков в связи с проблемой самоидентификации) // Этнографическое обозрение. № 3. С. 54–65.

Бакаева, Э. П., Гучинова, Э.-Б. М. (1989) Традиционные представления калмыков о жизненном цикле и их отражение в свадебном обряде // Обычаи и обряды монгольских народов / отв. ред. А. Г. Митиров. Элиста: Калмыцкий научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики. 126 с. С. 3–16.

Бакаева, Э. П., Сангаджиев, Ю. И. (2005) Культура жилища: этнические традиции и современные приоритеты у калмыков. Элиста: АПП «Джангар». 196 с.

Батмаев, М. М. (2002) Социально-политический строй и хозяйство калмыков в XVII–XVIII вв. Элиста: АПП «Джангар». 400 с.

Батмаев, М. М. (2008) Семья и брак в традициях калмыков. Элиста: ГУ «Издательский дом «Герел». 256 с.

Бентковский, И. В. (1869) Женщина-калмычка Большедербетовского улуса в физиологическом, религиозном и социальном отношении // Сборник статистических сведений о ставропольской губернии. Ставрополь: Ставропольский статистический комитет. Вып. II. 468 с. С. 147–167.

Борисенко, И. В., Убушиева, С. И. (2000) Очерки исторической географии Калмыкии. 1917 — начало 90-х г. XX в. / отв. ред. Ю. О. Оглаев. Элиста: АПП «Джангар». 168 с.

Дробижева, Л. М. (2014) Российская, этническая, региональная идентичности: лонгитюдное исследование 1993–2012 годов // Вестник РГНФ. № 2. С. 71–83.

Душан, У. Д. (1973) Историко-этнографические заметки об Эркетеневском улусе Калмыцкой АССР // Этнографические вести. № 3 / отв. ред. Н. Ш. Ташнинова. Элиста: Калмыцкий научно-исследовательский институт языка, литературы и истории при Совете Министров Калмыцкой АССР. 230 с. С. 31–107.

Житецкий, И. А. (1893) Очерки быта астраханских калмыков (этнографические наблюдения 1884–1886 гг.). М.: Типография М. Г. Волчанинова. 87 с.

Жуковская, Н.Л. (2002) Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика: учебное пособие. М.: Восточная литература. 247 с.: ил.

Имкенова, А. Б. (1999) Этническая идентичность калмыков. Элиста: АПП «Джангар». 91 с.

История Калмыкии с древнейших времен до наших дней (2009): в 3 т. / К. Н. Максимов, Н. Г. Очирова. С. С. Белоусов, У. Б. Очиров и др. Элиста: ГУ «Издательский дом «Герел». Т. 1. 846 с.

Небольсин, П. И. (1852) Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. СПб.: Типография Карла Крайя. 192 с.

Неманова, Э. А. (2019) Обрядовый текст и контекст культа Белого старца в культуре монголоязычных народов // Oriental Studies. № 2. С. 245–254.

Попков, Ю. В., Четырова, Л. Б. (2009) Калмыцкая молодежь: ценности «русских» монголов в сравнительной перспективе // Материалы Международной научной конференции «Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее» (13–18 сентября 2009г.): в 2-х ч. / отв. ред. Н. Г. Очирова. Элиста: АПП «Джангар». Ч. 1. 445 с. С. 80–86.

Пространство в традиционной культуре монгольских народов (2008) / Б. З. Нанзатов, Д. А. Николаева, М. М. Содномпилова, О. А. Шагланова. М.: Восточная литература. 341 с.

Пюрвеев, Д. Б. (1975) Архитектура Калмыкии. М. : Стройиздат. 190 с.

Содномпилова, М. М. (2014) Чужие для всех: группа «невестки» в концептуальном универсуме монгольского общества // Сибирский сборник-4: Грани социального: антропологические перспективы исследования социальных отношений и культуры / отв. ред. В. Н. Давыдов, Д. В. Арзютов СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. 726 с. С.419–431.

Сагалаев, А. М., Октябрьская, И. В. (1990) Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал / отв. ред. И. Н. Гемуев. Новосибирск: Новосибирское отделение издательства «Наука». 209 с.

Трансграничная культура: очерки сравнительно-сопоставительного исследования традиций западных монголов и калмыков (2016) / Э. П. Бакаева, К. В. Орлова. Д. Н. Музраева и др. Элиста: Калмыцкий научный центр РАН. 456 с., ил.

Хабунова, Е. Э. (1998) Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия / отв. ред. В. М. Гацак. Элиста: Калмыцкое книжное издательство. 224 с.
Хабунова, Е. Э. (2005) Очаг. Обряды и обрядовый фольклор жизненного цикла калмыков / отв. ред. А. В. Бадмаев. Элиста: АОР «НПП «Джангар». 206 с., ил.

Хабунова, Е. Э. (2006) Героический эпос «Джангар»: поэтические константы богатырского жизненного цикла (сравнительное изучение национальных версий) / отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ. 256 с.

Шалхаков, Д. Д. (1982) Семья и брак у калмыков (XIX — начало XX в.) Историко-этнографическое исследование / отв. ред. С. И. Вайнштейн. Элиста: Калмыцкий научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики при Совете Министров Калмыцкой АССР. 86 с.

Шараева, Т. И. (2008) Ритуальная «смерть» и «возрождение» невесты в свадебном обряде у калмыков // Материалы Международной научной конференции «Ойраты и калмыки в истории России, Монголии и Китая» (9–14 мая 2007 г.): в 3-х ч. / отв. ред. Н. Г. Очирова. Элиста: Калмыцкий институт гуманитарных исследований. Ч. 3. 165 с. С. 91–95.

Шараева, Т. И. (2009) «Смотрины жениха» в традиционной калмыцкой свадьбе (по литературным данным) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 117. С. 89–94.

Шараева, Т. И. (2018а) «А «плохую» шею мы оставим дома» (о символике шейных позвонков в свадебной обрядности калмыков) // Oriental Studies. № 4. С. 75–85. DOI: 10.22162/2619-0990-2018-38-4-75-85

Шараева, Т. И. (2018б) «Когда говоят о свадьбе, то даже и иссохший череп катится» (к вопросу о значении бараньей головы в свадебных обрядах) // Монголоведение. № 2 (13). С. 20–34. DOI: 10.22162/2500-1523-2018-13-22-37

Шараева, Т.И. (2010) Свадебная обрядность // Калмыки / отв. ред. Э. П. Бакаева, Н. Л. Жуковская / Серия «Народы и культуры». М.: Наука. 568 с. С. 249–270.

Шараева, Т.И. (2011) Обряды жизненного цикла калмыков (XIX — начало XXI в.). Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар». 223 с.

Эрдниев, У. Э. (1970) Калмыки (конец XIX — начало XX в.). Историко-этнографические очерки / ред. Г. Г. Стратанович. Элиста: Калмыцкое книжное издательство. 312 с.

Эрдниев, У. Э. (1985) Калмыки. Историко-этнографические очерки / 3-е изд., перераб. и доп. Элиста: Калмыцкое книжное издательство. 282 с., ил.

Эрендженов, К. Э. (1980) Цецн булг [Родник мудрости]. Элиста: Калмыцкое книжное издательство. 188 с. (На калм. яз.)

Эрендженов, К. Э. (1985) Золотой родник: О калмыцком народном творчестве, ремеслах и быте. Элиста: Калмыцкое книжное издательство. 125 с., ил.

Опубликован

15.09.2019

Как цитировать

Шараева Т. И. «И откуда Ваши сваты?» (реалии и ментальные образы пространства в свадебном обряде калмыков) [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2019, № 3. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/... (дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.25178/nit.2019.3.11

Sharaeva T. I. ‘So where are your in-laws from?’: Realities and mental images within the space of Kalmyk wedding rites). The New Research of Tuva. 2019, № 3. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/870 (access date ...). DOI: 10.25178/nit.2019.3.11

Выпуск

Раздел

Этнос и общество

Биография автора

Татьяна Исаевна Шараева, Калмыцкий научный центр Российской академии наук

Старший научный сотрудник отдела истории, археологии и этнологии Калмыцкого научного центра Российской академии наук.

Адрес: 358000, Россия, г. Элиста, ул. им. И. К. Илишкина, д. 8.

Тел.: +7 (84722) 3-55-06.

Эл. адрес: sharaevati@yandex.ru