Тувинский (нео)шаманизм как культовая и целительская практика в современном мире
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2018.4.3Ключевые слова:
шаманизм; (нео)шаманизм; городской шаманизм; духовные практики; шаманское целительство; эзотерика; религиозная система; культовая практика; народная медицина; профилактика и оздоровление; ИСС; измененные состояния сознания; Тува; тувинцыАннотация
В статье на основе полевых и лабораторных материалов автора 2000–2018 гг., многочисленных публикаций в СМИ, зарисовок ТВ и видео-записей этого периода рассматривается современная культурно-религиозная ситуация в Республике Тыва и ее отголоски в разных странах мира. Анализируются аспекты культовой и целительской деятельности лиц, соотносящих свою практику с (нео)шаманизмом. Автор исследует трансформации и значимую модернизацию тувинского шаманизма в постсоветский период. Приводятся примеры особенностей практики отдельных тувинских (нео)шаманов и их учеников из иных российских регионов.
В ситуации культурной глобализации наблюдается поток российских и западных туристов в Туву, которые стремятся к приобщению/посвящению в шаманы. Сюда едут и исследователи шаманизма. Тувинские (нео)шаманы, в свою очередь, выезжают в крупные города России и разные страны мира. Там они знакомят слушателей с тувинской сакральной культурой, жреческими ритуалами, целительскими и лечебными практиками. Обживая чужое пространство, (нео)шаманы даже сооружают там свои священные места — оваа, оставляя их для дальнейшего использования местным жителям.
Трансформации современного «шаманизма» Тувы диктуются изменениями законодательства в отношении религий (шаманизм объявляется одной из традиционных религий Республики Тыва), социально-экономическими сложностями, проблемами в здравоохранении. Важными факторами в этом процессе выступают: национально-культурное возрождение, акцентирующее внимание на восстановлении обрядовой культуры и шаманства; интерес к определенным направлениям психологии, трансцендентному, эзотерике и возможности получения ранее запрещенных знаний и опыта. Меняется практика шаманизма, меняется контингент практикующих.
Библиографические ссылки
Закон Республики Тыва от 01.04.1995 № 253 (ред. от 22.06.2005) «О свободе совести и религиозных организациях» (принят ВХ РТ 16.03.1995) [Электронный ресурс] // Республика Тыва. URL: http://tuva.news-city.info/docs/sistemss/dok_ieydwo.htm (дата обращения: 15.09.2018).
В Германии издана книга Монгуша Кенин-Лопсана «Мифы тувинских шаманов» (2011) // Тува.Азия. 11 августа. URL: https://www.tuva.asia/news/tuva/3731-kenin-lopsan-germaniya (дата обращения: 10.09.2018).
Вайнштейн, С. И. (1990) Очерк тувинского шаманства // Традиционная обрядность и мировоззрение малых народов Севера / отв. ред И. С. Гурвич, З. П. Соколова. М. : ИЭА РАН. 221 с. С. 160–195.
Вайнштейн, С. И. (1991) Мир кочевников Центра Азии. М. : Наука. 296 c.
Вяткина, Н. А. (2018) Народная медицина тувинцев глазами врачей (по материалам опроса) [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 4. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/807 (дата обращения: 02.12.2018). DOI: 10.25178/nit.2018.4.4
Гроф, С. (1993) За пределами мозга : пер. с англ. 2-е изд. М. : Издательство Трансперсонального института. 504 с.
Гроф, С. (2018) Психология будущего. Уроки современных исследований сознания. М. : Ганга. 544 с.
Давыдов, Г. (2009) Шаманизм — в мегаполисы! [Электронный ресурс] // Частный корреспондент. 22 сентября. URL: http://www.chaskor.ru/article/shamanizm_-_v_megapolisy_10481 (дата обращения: 15.09.2018).
Дьяконова, В. П. (1972) К изучению шаманства у тувинцев (полевой сезон 1971 г.) // Краткое содержание докладов годичной научной сессии Института этнографии АН СССР / отв. ред. К. В. Чистов. Л. : Наука. 107 с. С. 27–28.
Женщина и возрождение шаманизма: постсоветское пространство на рубеже тысячелетий (2005) / Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам. Т. 11 / отв. ред. В. И. Харитонова. М. : ИЭА РАН. 365 с.
Зов 13 шаманов. Международный этнический фестиваль. Тува 2018. 25–30 июня (2018) [Электронный ресурс] // Зов 13 шаманов. URL: http://13shamans.ru/ru/ (дата обращения: 15.09.2018).
«Избранники духов» — «избравшие духов»: традиционное шаманство и неошаманизм. Памяти В. Н. Басилова (1937–1998) (1999) : сборник статей / отв. ред. В. И. Харитонова. М. : ИЭА РАН. 308 с.
Ингерман, С. (2001) Возвращение души. Восстановление разбитого на части Я / пер. с англ. Н. Шпет. Киев : София. 256 с.
Кальвайт, Х. (1998) Шаманы, целители, знахари. Древнейшие учения, дарованные самой жизнью : пер. с нем. М. : Издательский дом «Совершенство». 224 с.
Кёко Нумано (Kyoko Numano) (2016) Московская шаманка Вера Сажина [Электронный ресурс] // ИноСМИ. 5 августа. URL: https://inosmi.ru/social/20160805/237451383.html (дата обращения: 15.09.2018).
Кенин-Лопсан, М. Б. (1987) Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Конец XIX — начало XX в. Новосибирск : Наука. 165 с.
Кенин-Лопсан, М. Б. (2006) Традиционная культура тувинцев. Кызыл : Тувинское книжное издательство. 232 с.
Кенин-Лопсан, М.Б. (2009) Тувинские шаманы. М. : Маска. 325 с.
Монгуш Кенин-Лопсан: «Шаман живет в каждом из нас» (2007) [Электронный ресурс] // Профиль. 12 февраля. URL: https://profile.ru/arkhiv/item/52737-items_21949 (дата обращения: 10.09.2018).
Оюн, Д. (2004) Два месяца продлится американский тур тувинской шаманки Ай-Чурек (Лунное сердце) и группы «Чиргилчин» [Электронный ресурс] // ИА «Туваонлайн». 2 апреля. URL: https://www.tuvaonline.ru/2004/04/02/dva-mesyaca-prodlitsya-amerikanskiy-tur-tuvinskoy-shamanki-ay-churek-lunnoe-serdce-i-gruppy-quot-chirgilchin-quot.html (дата обращения: 10.09.2018).
Оюн, Д. (2012) Шаман общества «Дунгур» Дугар-Сюрюн Ооржак провел семинары в Австрии [Электронный ресурс] // ИА «Туваонлайн». 26 октября. URL: https://www.tuvaonline.ru/2012/10/26/shaman-obschestva-dungur-dugar-syuryun-oorzhak-provel-seminary-v-avstrii.html (дата обращения: 15.09.2018).
Пименова, К. В. (2007) Возрождение и трансформации традиционных верований и практик тувинцев в постсоветский период (основные проблемы) : дисс. … канд. ист. н. М. 310 с.
Русская стала шаманкой (2014) [Электронный ресурс] // LiveJournal. 22 мая. URL: https://sayanarus.livejournal.com/64276.html (дата обращения: 15.09.2018).
Скрыльников, П. (2018) ««Дух Медведя» выбрал Верховного шамана: Тувинским опытом самоорганизации могут воспользоваться русские неоязычники» [Электронный ресурс] // НГ-Религия. 20 июня. URL: http://www.ng.ru/ng_religii/2018-06-20/11_444_tuva.html (дата обращения: 15.09.2018).
Слон, Э. (2002) В Америке ожидают приезда тувинской шаманки Ай-Чурек [Электронный ресурс] // ИА «Туваонлайн», 24 июля. URL: https://www.tuvaonline.ru/2002/07/24/v-amerike-ozhidayut-priezda-tuvinskoy-shamanki-ay-churek.html (дата обращения: 15.09.2018).
Тувинская шаманка Ай-Чурек (Лунное сердце) выступит в Москве (2003) [Электронный ресурс] // ИА Туваонлайн. URL: https://www.tuvaonline.ru/2003/12/02/tuvinskaya-shamanka-ay-churek-lunnoe-serdce-vystupit-v-moskve.html (дата обращения: 15.09.2018).
Харитонова, В. И. (1994) «Врач» от слова «врать» ил степень родства колдовства и народного целительства // VITA. Традиции. Медицина. Здоровье. № 2. С. 2–5.
Харитонова, В. И. (1999) Заговорно-заклинательное искусство восточных славян: проблемы традиционных исследований и возможности новых интерпретаций / Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам. Т. 3, ч. 1–2. М. : ИЭА РАН. 602 с.
Харитонова, В. И. (2000) «Весна Средневековья» накануне III тысячелетия (Магико-мистическая практика и «народное целительство» в Московском регионе) // Московский регион: этноконфессиональная ситуация / под ред. Б. Р. Логашова. М. : ИЭА РАН. 284 с. С. 262–282.
Харитонова, В. И. (2001a) Некоторые проблемы воздействия шамана, колдуна, целителя на человека и окружающую среду // Экология и традиционные религиозно-магические знания : Материалы международного интердисциплинарного научно-практического симпозиума / Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук. Т. 7.2. Экология и традиционные религиозно-магические знания. Сер. Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам. М. : ИЭА РАН. 307 с. С. 43–54.
Харитонова, В. И. (2001b) Религиозно-магические практики Южной Сибири: трансформации традиций в постсоветскую эпоху // Экология и традиционные религиозно-магические знания : Материалы международного интердисциплинарного научно-практического симпозиума / Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук. Т. 7.2. Экология и традиционные религиозно-магические знания. Сер. Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам. М. : ИЭА РАН. 307 с. С. 169–189.
Харитонова, В. И. (2001с) Тувинский шаманизм, год 2000-ый: проблемы функционирования практики и глобализация знания // Полевые исследования института этнологии и антропологии РАН. М. : ИЭА РАН. С. 76–105.
Харитонова, В. И. (2004) Устами шамана глаголет... дух? К вопросу о шаманской психофизиологии и возможностях экспериментального изучения личности шамана) // Полевые исследования Института этнологии и антропологии РАН. 2002. М. : Наука. С. 24–43.
Харитонова, В. И. (2005) Зов предков или призыв духов? (Психофизиологический и гендерный аспекты шаманизма) // Женщина и возрождение шаманизма: постсоветское пространство на рубеже тысячелетий. М. : ИЭА РАН. С. 25–43.
Харитонова, В. И. (2006а) Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий. М. : Наука. 372 с.
Харитонова В. И. (2006b) Меж двух огней: размышления о судьбе «Шаманских религиозных организаций» // Полевые исследования Института этнологии и антропологии РАН — 2006. М. : Наука. С. 193–216.
Харитонова, В. И. (2008) Современная религиозная ситуация в Республике Тыва // Тюркские народы Восточной Сибири / отв. ред. Д. А. Функ, Н. А. Алексеев. М. : Наука. 422 с. С. 166–184.
Харитонова, В. И. (2009) «Шаманизм» в современной России: к проблеме возрождения // Этнографическое обозрение. № 6. С. 148–164.
Харитонова, В. И. (2013a) Диалог культур на языке шаманизма // Вестник истории, литературы, искусства. Альманах Отделения ИФН РАН. Т. IX. С. 93–112.
Харитонова, В. И. (2013b) «Возрождённый шаманизм» в России: контексты функционирования // Эпическое наследие и духовные практики в прошлом и настоящем. Памяти В. Н. Басилова : сборник статей / Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам. Т. 15, ч. 1 / отв. ред. В. И. Харитонова. М. : ИЭА РАН. С. 238–259.
Харитонова, В. И. (2014) Там, где бродят живые туманы [Электронный ресурс] // ARC: Anthropolpgical Research Centre. 26 ноября. URL: https://antropya.com/articles/main/127/ (дата обращения: 15.09.2018).
Харитонова, В. И. (2016a) «А у нас все шаманы — православные...»: современный (нео)шаманизм и проблема культурной идентичности // Сибирские исторические исследования. № 1. C. 105–133.
Харитонова, В. И. (2016b) Шаманские духи: основа сакрального и средство сакрализации // Сибирские исторические исследования. № 4. C. 236–261. DOI: 10.17223/2312461X/14/13
Харитонова, В. И. (2016c) Сакральность и сакрализация: социокультурные контексты современности (введение к специальной теме номера) // Сибирские исторические исследования. № 4. C. 185–190. DOI: 10.17223/2312461X/14/10
Харитонова, В. И. (2018) Народная и традиционная медицина: возможности интеграции медицинских систем, практик и методов в условиях современной Тувы [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 4. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/804 (дата обращения: 02.12.2018). DOI: 10.25178/nit.2018.1.1
Харитонова, В. И., Кенин-Лопсан, М. Б. (2000) «Шаманский дар» в представлениях тувинцев (Из тувинских материалов летней экспедиции РАН 2000 г.) // Шаманский дар. К 80-летию доктора исторических наук Анны Васльевны Смоляк / Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам. Т. 6. / отв. ред. В. И. Харитонова. М. : ИЭА РАН. 338 с. С. 55–78.
Харитонова, В. И., Ревуненкова, Е. В., Эдж, Х., Майклсон, С. (2002) Международный интердисциплинарный научно-практический симпозиум «Экология и традиционные религиозно-магические знания» // Этнографическое обозрение. № 6. С. 134–147.
Харитонова, В. И., Свидерская, Н. Е., Мещерякова Е. А. (2006) Шаманы и шаманизм в свете интердисциплинарных исследований // Полевые исследования института этнологии и антропологии РАН — 2004. М. : Наука. С. 128–149.
Харитонова, В. И., Топоев, В. С. (2005) Там, где «я» превращается в «мы» (психоментальные и психоэнергетические проблемы шаманизма сквозь призму комплексных исследований) // Итоги полевых исследований Института этнологии и антропологии РАН — 2004. М. : Наука. С. 83–103.
Шаманский центр «Ай-Чурек» [Электронный ресурс] // Тонкости туризма. URL: https://tonkosti.ru/Шаманский_центр_«Ай-Чурек» (дата обращения: 15.09.2018).
Штернберг, Л. Я. (1927) Избранничество в религии // Штернберг Л. Я. Этнография. Кн. III. Ч. I. Л. : АН СССР. С. 147–172.
Harner, M. J. (1980) The Way of the Shaman. N. Y. : Harper & Row.
Jilek, W. G. (1982) Indian Healing — Shamanic Ceremonialism in the Pacific Northwest Today. Surrey, BC: Hancock House.
Kharitonova, V. (2005) Old woman tady’s virtual drum. Traditional Sagai shamanism relics at the boundary of millennia // Acta Ethnographica Hungarica. 50 (1–3). P. 227–239.
Kharitonova, V., Ukraintseva, Yu. (2012) Destined for Shamanic Inspiration. An Integrative Study of Buryat (Neo)Shamans // Consciousness: Cultural and Therapeutic Perspectives / D. Eigner (ed.). Frankfurt a. M. : Peter Lang Publishing. 218 р. P. 109–130.
Krippner, S. (2004) Psychology of Shamanism // Shamanism. An Encyclopedia of World Beliefs, Practices, and Culture / Ed. by M. N. Walter and E. J. Neumann Fridman. Santa Barbara, Calif. : ABC-CLIO. xxxi, 1055 p. Vol. I. Pp. 204–211.
Lindquist, G. (1997) Shamanic Performances on the Urban Scene: Neo-Shamanism in Contemporary Sweden. Stockh olm Studies in Social Anthropology, 39. Stockholm, Sweden: Almqvist &Wiksell. 315 p.
Nauwald, N. (2015) Mein Word ist mächtig Die Kraft der Worte in heilsamen Ritualen. AT Verkag. Aarau und München. 176 s.
Pimenova, K. (2013) The ‘Vertical of Shamanic Power’. The Use of Political Discourse in Post-Soviet Tuvan Shamanism» [Электронный ресурс] // Laboratorium : Russian Review of Social Research, vol. 5, no. 1. URL: http://soclabo.org/index.php/laboratorium/article/view/63 (дата обращения: 15.09.2018).
Saudin, A., Allione, C. (1999) Ai-Tchourek… come la luna. Trance, guarigioni e riti sacri di una sciamana tuvina. Torino : Libreria Editrice Psiche. 78 p.
Shamanism in Siberia (1978). Ed. by V. Dioszegy and M. Hoppal. Budapest : Akademiai Kiado. 532 p.
Shamanism. An Encyclopedia of World Beliefs, Practices, and Culture (2004) / Ed. by M. N. Walter and E. J. Neumann Fridman. Santa Barbara, Calif. : ABC-CLIO. xxxi, 1055 p.
Townsend, J. B. (2004) Core Shamanism and Neo-Shamanism // Shamanism. An Encyclopedia of World Beliefs, Practices, and Culture / Ed. by M. N. Walter and E. J. Neumann Fridman. Santa Barbara, Calif. : ABC-CLIO. xxxi, 1055 p. Vol. I. P. 49–57.
Winkelnam, M. (2004) Neuropsychology of Shamanism // Shamanism. An Encyclopedia of World Beliefs, Practices, and Culture / Ed. by M. N. Walter and E. J. Neumann Fridman. Santa Barbara, Calif. : ABC-CLIO. xxxi, 1055 p. Vol. I. P. 187–195.
Опубликован
Как цитировать
Kharitonova V. I. Tuvan (neo) shamanism as a religious and healing practice in contemporary world. The New Research of Tuva, 2018, no. 4 [on-line] Available at: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/806 (accessed: ...). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2018.4.3
Выпуск
Раздел
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.