Что делает Максим Дакпай, когда поет сыгыт? Предварительное исследование личного стиля горлового пения

Ван Тонгерен Марк

Аннотация


Знаменитые тувинские певцы горлового пения ХХ века продолжают привлекать внимание современных певцов и исследователей. В статье представлено исследование особенностей стиля горлового пения тувинского певца Максима Дакпая (1921–1993), известного исполнителя такого жанра хоомея, как сыгыт. Анализ выполнен на примере одной из песен, которую исполнял Дакпай  «Каралаңны берем эжим» («Дай мне твоего Вороного, друг мой»). Песня была записана фирмой «Мелодия» в 1968 г., впоследствии размещена в архиве сайта Культурный капитал А. Ломакса.

Автор представляет доказательства того, что Дакпай умело исполнял текст одновременно с обертоновой мелодией, и что певец сознательно использовал такую гармонику (11 обертон), которую избегают большинство исполнителей хоомея.  Автор также анализирует ряд мелодических моделей, которые являются общими в Туве, но имеют в творчестве Дакпая уникальный вид. 


Ключевые слова


горловое пение; Максим Дакпай; музыкальный анализ; хоомей; тувинская музыка; этномузыковедение; сыгыт

Полный текст:

Литература


Аксенов, А. Н. (2005) Тувинская народная музыка. Факсимильный репринт 1964 г. издания. Кызыл : Тувинское книжное издательство. 238 с.

Богданов, И. (1982) Внимание, феномен! // Советская музыка. № 8. С. 134–136.

Кыргыс, З. К. (2002) Тувинское горловое пение. Этномузыковедческое исследование. Новосибирск : Наука. 234 с.

Кыргыс, З. К. (2013) Тайна тувинского хоомея (горлового пения). Кызыл : МНЦ «Хоомей». 98 с.

Кыргыс, З. К. (2015) Тувинские народные песни и обрядовая поэзия. Кызыл: Хоомей. 429 с.

Монгуш, А. Б.-Б. (2013) Тувинский песенный фольклор : ладозвукорядный аспект. Абакан: ООО «Кооператив Журналист». 200 с.

Сузукей, В. Ю. (1993) Бурдонно-обертоновая основа традиционного инструментального музицирования тувинцев. Кызыл: ТНИИЯЛИ; Республиканский Центр традиционной культуры. 93 с.

Сузукей, В. Ю. (2007) Музыкальная культура Тувы в XX столетии. М. : Композитор. 408 с.

Сузукей, В. Ю. (2010) Хомус в традиционной культуре тувинцев. Кызыл : Тываполиграф. 288 с. ISBN 978-5-9267-0125-5

Сузукей, В. Ю., Тумат, Ч. С. (2015) Хоомейжи Республики Тыва. Кызыл : Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел.

Утегалиева, С. (2013) Звуковой мир музыки тюркских народов. Теория, история, практика. М. : Композитор. 525 с.

Aksënov, A.N. (1967) Die Stile des Tuvinischen zweistimigen Sologesanges. In: Stockmann, E. and Strobach, H. Sowjetische Volkslied- und Volksmusikforschung, Akademie-Verlag, Berlin. Pp. 293-307. (In Germ.)

Aksënov, A.N. (1973) Tuvin Folk Music. Asian Music, Vol. IV/2, 1973. Pp. 7-18.

Anderson, G. D. S. and K. D. Harrison (2002) A grammar of Tuvan. N. p., Scientific Counsulting Services International. 126 p.

Grawunder, S. (2009) On the physiology of voice production in South-Siberian throat singing. Analysis of acoustic and electrophysiological evidences. Berlin: Frank & Timme GmbH.

Levin, T. and Suzukei, V. (2006) Where rivers and mountains sing. Sound, music, and nomadism in Tuva and beyond. Bloomington: Indiana University Press. 281 p.

Merriam A. (1964) The anthropology of music. N.p.: Northwestern University Press. 358 p.

Pegg, C. (1992) Mongolian conceptualizations of overtone singing (Xöömii). The British Journal of Ethnomusicology, vol. I, pp. 31–54.

Tongeren, M. van (1994) Xöömei in Tuva. New developments, new dimensions. Unpublished M. A. Thesis, University of Amsterdam.

Tongeren, M. van (1995) ‘A Tuvan Perspective on Throat Singing ’ in van Zanten, Wim and Marjolijn van Roon (editors). Oideion 2: The Performing Arts World-Wide. Leiden: CNWS Publications. P. 293–312.

Zemp, Hugo, and Trân Quang Hai, ‘Recherches experimentales sur le chant diphonique’, Cahiers de Musiques Traditionnelles, 1991, 4, pp. 27-68.




DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2017.2.2

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.