О составности ладовых структур тувинских традиционных песен
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2017.2.14Ключевые слова:
Тува; тувинцы; тувинский песенный фольклор; лад; монодия; ангемитоника; пентатоника; ладовые звенья; принцип составностиАннотация
В настоящее время в тувинском музыкознании одна из важных сторон музыкального языка песенного фольклора тувинцев — ладовая — изучена недостаточно. Автор ставит целью рассмотрение действия принципа составности в ладозвукорядах тувинских народных песен. В качестве методологии анализа выступает теория монодийных ладов (С. П. Галицкая, Е. В. Герцман, Ю. Г. Кон, Х. С. Кушнарев и др.). Материалом для анализа послужили нотные расшифровки традиционных тувинских песен, опубликованные в ряде изданий российских музыковедов (А. Н. Аксенова, З. К. Кыргыс и др.).
В результате анализа выявлено, что тувинские традиционные песни базируются обычно на двух- или трехзвенных составных звукорядных структурах. Это существенно обогащает содержательный аспект процесса: усложняются типы связей между звуками, материал становится еще более глубоким, компактным и цельным. Выявлены ладовые звенья и субзвенья, которые соединяются между собой четырьмя способами (раздельным, слитным, цепным, включающим). Принципы соединения показаны на примере нескольких народных песен. Заметно преобладают цепной и включающий виды соединений. Выявлено огромное разнообразие сочетаний различных звеньев. Именно в этом проявляет себя неисчерпаемость интонационного богатства фольклорного мелоса.
Библиографические ссылки
Аксенов, А. Н. (1964) Тувинская народная музыка / под ред. и с предисл. Е. В. Гиппиуса. М. : Музыка. 238 с.
Андреев, А. (2004) К истории европейской музыкальной интонационности. Ч. 2. Григорианский хорал. М. : Музыка. 480 с.
Бражников, М. В. (1972) Древнерусская теория музыки. Л. : Музыка. 421 с.
Галицкая, С. П. (1981) Теоретические вопросы монодии. Ташкент : Фан. 92 с.
Галицкая, С. П., Плахова, А. Ю. (2013) Монодия: проблемы теории. М. : Academia. 320 c.
Герцман, Е. В. (1986) Античное музыкальное мышление. Л. : Музыка. 224 с.
Кон, Ю. Г. (1979) Некоторые вопросы ладового строения узбекской народной песни и ее гармонизации. Ташкент : Фан. 99 с.
Крупич, Е. Л. (2005) Ыр и кожамык тувинцев-тоджинцев: семантика и структура (временной аспект) : квалифик. работа на соиск. степ. бакалавра муз. иск. Новосибирск (рукопись).
Крупич, Е. Л. (2006) Песенная традиция тувинцев-тоджинцев : дипломная работа; научный руководитель — канд. иск. Сыченко Г. Б. Новосибирск (рукопись).
Кушнарев, Х. С. (1958) Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. Л. : Гос. муз. изд-во. 626 с.
Кыргыс, З. К. (1992) Песенная культура тувинского народа. Кызыл: Тув. книж. изд. 144 с.
Кыргыс, З. К. (1975) Тыва улустуң кожамыктары (Тувинские народные частушки). Кызыл: Тув. книж. изд. 67 с. (На тув. яз.).
Кыргыс, З. К. (2002) Тувинское горловое пение. Этномузыковедческое исследование. Новосибирск : Наука. 236 с.
Монгуш, А. Д.-Б. (2013) Тувинский песенный фольклор: ладозвукорядный аспект. Абакан : ООО «Кооператив «Журналист». 200 с.
Серегина, Н. С. (1975) О ладовом и композиционном строении песнопений знаменного распева // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 14. Л.: Музыка. С. 65–77.
Сузукей, В. Ю. (1989) Проблема лада в тувинской народной музыке (теоретические и практические аспекты). Кызыл : ТНИИЯЛИ ; Республиканский научно-методический центр. 67 с.
Тыва улустуң ырлары (Тувинские народные песни) (1973) / сост. М. Мунзук, К. Мунзук. Кызыл : Тув.книж. изд. (На тув. и рус. яз.).
Плахова, А. Ю. (2000) Мувашшахат: проблемы лада : дисс. … канд. искусствоведения. Новосибирск. 294 с.
Хисамова, С. Р. (1984) Ладовое строение каракалпакской монодии : автореф. дис. ... канд искусствоведения. Ташкент. 25 с.
Холопов, Ю. Н. (1991) Лад // Музыкальный энциклопедический словарь. М. : Сов. Энциклопедия. С. 291.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.