Взаимодействие традиционного и нового музыкального языка в народных и авторских песнях периода Тувинской Народной Республики

Авторы

  • Аясмаа Данзы-Белековна Баранмаа Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва https://orcid.org/0000-0002-7076-8416

DOI:

https://doi.org/10.25178/nit.2020.3.13

Ключевые слова:

Тувинская Народная Республика; тувинская музыка; история Тувы; песенный фольклор; тувинский фольклор; народная песня; авторская песня; традиционная музыка; композиторское творчество; монодия; ангемитоника

Аннотация

В статье анализируются тувинские народные и первые авторские песни периода Тувинской Народной Республики с точки зрения внедрения европейской мажоро-минорной системы в традиционный музыкальный язык тувинцев, который относится к ангемитонно-пентатонической ладовой системе. Именно в авторском композиторском творчестве начала ХХ века семиступенные лады мажора и минора впервые нашли свое применение. Методологической базой для исследования послужили принятые в российском музыкознании принципы комплексного анализа, учитывающего разные параметры музыкальной выразительности.

Новые тексты легко сочинялись на характерные мелодии кожамык (припевки) и кыска ыр (коротких песен), для которых присущи ритмическая четкость и равномерность.  Особенностью музыкального языка песен рассматриваемого периода является заметное расширение музыкального диапазона мелодий, использование широких мелодических ходов, наличие не типовых мелодических оборотов. Особо привлекает внимание песня «Кайгамчыктыг Интернационал» («Дивный Интернационал») — один из ярких образцов традиционного музыкального фольклора.

Рассматривается композиторский опыт М. Мунзука, В. Кок-оола, А. Лаптана. В их творчестве можно обнаружить следование традиционным народным песням и первые попытки освоения новых жанров (марша, гимнической песни, вальса), характерных для них ритмов, мажорных и минорных ладов.

Библиографические ссылки

Аксенов, А. Н. (1964) Тувинская народная музыка / под ред. и с предисловием Е. В. Гиппиуса. М. : Музыка. 238 с.

Галицкая, С. П., Плахова, А. Ю. (2013) Монодия: проблемы теории. М.: Academia. 320 с.

Гиршман, Я. М. (1960) Пентатоника и ее развитие в татарской музыке. М. : Советский композитор. 179 с.

Донгак, У. А. (2013a) Особенности литературного творчества 1920-х — начала 1940-х годов в Туве // История тувинской литературы / отв. ред. К. А. Бичелдей. Новосибирск : Наука. Т. I. Истоки. Литература Тувинской Народной Республики (1921–1944). 266 с. С. 109–126.

Донгак, У. А. (2013b) Предпосылки зарождения тувинской литературы // История тувинской литературы / отв. ред. К. А. Бичелдей. Новосибирск : Наука. Т. I. Истоки. Литература Тувинской Народной Республики (1921–1944). 266 с. С. 101–108.

Калзан, А. К. (1961) О послереволюционном тувинском фольклоре // Ученые записки ТНИИЯЛИ. Вып. IX, Кызыл : Типография управления по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Совета Министров Тувинской АССР. С. 253–259.

Кан-оол, А. Х. (2018) Песенная традиция населения Эрзина: интонационная культура, жанрово-культурологическая типология и вопросы исполнительства // Локальные особенности традиционной культуры жителей Эрзина (исследования и полевые материалы) / сост. Б. Баярсайхан, А. С. Донгак. Красноярск : ООО «Знак». 392 с. С. 159–187.

Карелина, Е. К. (2009) История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней: исследование. М. : Композитор. 552 с.

Карелина, Е. К. (2014) Музыка в жизни Максима Мунзука // Мижит Э. Максим Мунзук. М. : Слово/Slovo. 320 с. С. 212–227.

Кондратьев М. Г. (1995) Основные свойства чувашской пентатоники // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. научной конференции, Казань, 1–2 нояб. 1993 г. / редкол.: Л. В. Бражник и др. Казань : Казанская государственная консерватория. 195 с. С. 86–91.

Куулар, Д. С. (1970) Тувинская поэзия: очерк истории. Кызыл : Тувинское книжное издательство. 140 с.

Кыргыс, З. К. (1992) Песенная культура тувинского народа. Кызыл : Тувинское книжное издательство. 144 с.

Кюнзегеш, Ю. Ш. (2005) Тувинские песни и частушки (Составление, предисловие и комментарии). 2-е, испр. и доп. изд. Кызыл : Республиканская типография. 192 с.

Мазель, Л. А., Цуккерман, В. А. (1967) Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. М. : Музыка. 752 с.

Мижит, Э. (2014) Максим Мунзук. М.: Слово/Slovo. 320 с.

Монгуш, А. Д-Б. (2012) Песни эпохи ТНР в аспекте ладозвукорядного анализа // Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. материалов науч.-практ. конф. (2008–2012 гг., г. Кызыл) / отв. ред. Е. К. Карелина. Кызыл : Типография КЦО «Аныяк». 236 с. Вып. 3. С. 54–58.

Монгуш, А. Д.-Б. (2013) Тувинский песенный фольклор: ладозвукорядный аспект. Абакан : Кооператив Журналист. 200 с.

Ондар, С. Б. (2012) Александр Лаптан: творческий портрет // Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. материалов науч.-практ. конф. (2008–2012 гг., г. Кызыл) / отв. ред. Е. К. Карелина. Кызыл : Типография КЦО «Аныяк». Вып. 3. 236 с. С. 59–62.

Орус-оол, С. М. (2016) Тувинский фольклор периода Тувинской Народной Республики [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 3. С. 91–104. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/466 (дата обращения: 10.03.2020).

Осипенко, Г. А. (1997) Музыкальная культура Республики Тува // Музыкальная культура Сибири : в 3 т. / гл. ред. Б. А. Шиндин. Новосибирск : Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки. Т. 3. Музыкальная культура Сибири ХХ века. Кн. 2. Музыкальная культура Сибири середины 50-х — конца 80-х годов ХХ века. 496 с. С. 392–435.

Сузукей, В. Ю. (2007) Музыкальная культура Тувы в ХХ столетии. М. : Издательский Дом «Композитор». 408 с.

Сузукей, В. Ю. (2016) Становление и развитие авторской песни в Туве (1921–1944 гг.) [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 3. С. 105–113. URL: http://nit.tuva.asia/nit/article/view/467 (дата обращения: 01.05.2020).

Тирон, Е. Л. (2018) Песни тувинцев-тоджинцев: жанры ыр и кожамык в конце ХХ столетия / отв. ред. Г. Б. Сыченко. Новосибирск : Наука. 248 с.

Тувинские народные песни и обрядовая поэзия (2015) / сост. З. К. Кыргыс. Новосибирск : Издательский Дом «Сибирская горница». 432 с.

Цуккерман В. А. (1975) Музыкально-теоретические очерки и этюды. М. : Сов. композитор. Вып. 2. 464 с.

Опубликован

05.09.2020

Как цитировать

Баранмаа А. Д.-Б. Взаимодействие традиционного и нового музыкального языка в народных и авторских песнях периода Тувинской Народной Республики // Новые исследования Тувы. 2020, № 3. С. 178–188. DOI: www.doi.org/10.25178/nit.2020.3.13

For citation:
Baranmaa A. D.-B. Vzaimodeistvie traditsionnogo i novogo muzykal'nogo iazyka v narodnykh i avtorskikh pesniakh perioda Tuvinskoi Narodnoi Respubliki [The interaction between the traditional and new musical language in folk and author’s songs under the Tuvan People’s Republic]. New Research of Tuva, 2020, no. 3, pp. 178–188. (In Russ.). DOI: www.doi.org/10.25178/nit.2020.3.13

Выпуск

Раздел

Страницы истории

Биография автора

Аясмаа Данзы-Белековна Баранмаа, Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва

Кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник группы культурологии Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва.

Адрес: 667000, Россия, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 4.

Тел.: +7 (39422) 2-39-36.

Эл. адрес: mayasmaa@mail.ru