«Енисейский меридиан» староверия: методы исследования этноконфессиональной среды
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2024.4.17Ключевые слова:
Енисей; Тува; енисейский меридиан; старообрядчество; скит; этноконфессиональная среда; этнологический подход; социально-культурная антропология; искусствоведческий анализ; визуальность; конфессиональная миграция; книжное собрание; рукописное собраниеАннотация
В статье анализируются результаты камеральных и полевых исследований старообрядчества Тувы и Енисейской Сибири, проведенных в течение 2016–2020 гг. группой исследователей как ведущих научных учреждений, так и региональных научно-образовательных центров России. Систематизированы методологические подходы и методы, апробированные научным коллективом в ходе реализации совместных и индивидуальных грантовых проектов.
Исторический подход позволил оценить истоки, причины и характер временной эволюции изучаемых процессов. Этнологический подход предполагал оценку характера развития этнических параметров старообрядческой культуры, а также меру и характер взаимовлияния с внешней (в том числе — автохтонной) средой. Религиоведческий взгляд на проблему регионального старообрядчества помог выявить глубину специфических черт развития конфессионального в жизни и мировоззрении таёжных старообрядцев и их спектра коммуникации. Культурологический взгляд способствовал контекстуальным оценкам общего характера развития культурного пространства исследуемого сообщества и его принципиальные специфические черты. Методы социально-культурной антропологии позволили обобщить разные общественные и культурные параметры изучаемой группы и определить место, характер и роль человека в этой сложной системе.
Инструментом принципиально воспроизводимого традиционализма и групповой конфессиональной консолидации старообрядцев «енисейского меридиана» в ходе изучения определены консерватизм, а также их культурная и бытовая обособленность. Доминанта «поля» стала ведущей исследовательской установкой, что привело к серьезным уточнениям особенностей социальной практики изучаемой этноконфессиональной группы.
Библиографические ссылки
Быкова, Е. В. (2021) «Внутреннее состояние сердца человеческого при жизни праведной и греховной»: рукописная книга и современный лубок староверов-часовенных на Енисее // Традиционная культура. Т. 22. № 2. С. 143–152. DOI: https://doi.org/10.26158/TK.2021.22.2.012
Быкова, Е. В., Костров, А. В. (2018a) Старообрядческий лубок как визуальный источник в изучении костюма старообрядцев-часовенных Енисея // Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии: мат-лы XXI Междунар. науч. конф. / под ред. Н. М. Калашникова. СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. 736 с. С. 529–533.
Быкова, Е. В., Костров, А. В. (2018b) «Широкий путь» в сознании старообрядцев Енисея: современная народная картинка о процессах глобализации // Традиционная культура. № 2(20). С. 53–63.
Быкова, Е. В., Костров, А. В. (2019) Старообрядческий лубок «Две дороги — два пути»: комментированное прочтение визуального образа. Киров : Киров. обл. типография. 192 с.
Быкова, Е. В., Пригарин, А. А. (2019a) Визуальный образ черноризца в староверческих рукописях на Енисее // Этнос и конфессия: мат-лы междунар. XVIII этнографических чтений / отв. ред. В. М. Грусман, Е. Е. Герасименко. Санкт-Петербург : ИПЦ СПбГУДТ. 260 с. С. 33–38.
Быкова, Е. В., Пригарин, А. А. (2019b) Мир визуальных образов старообрядцев Тувы: от иконы и лубочной картинки до фотографии // Новые исследования Тувы. № 1. С. 75–94. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2019.1.6
Быкова, Е. В., Пригарин, А. А. (2020) Судьба книжницы-старовера в контексте биографических реконструкций: (со)знание часовенных Енисея и документальные поиски // Старообрядчество в истории и культуре России: проблемы изучения. Сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. В. Н. Захаров. М. : Институт российской истории РАН. 572 с. С. 314–327.
Быкова, Е. В., Пригарин, А. А. (2021) Антропология визуальности: потенциал полевого изучения // Второй российский эстетический конгресс. Тезисы докладов участников / ред.-сост. Т. А. Круглова, А. Е. Радеев. Екатеринбург : Автономная некоммерческая организация высшего образования «Гуманитарный университет». 655 с. С. 98–100.
Быкова, Е. В., Пригарин, А. А., Стороженко, А. А. (2018) Светильник ХХ столетия, наставник и учитель слову Божию: памяти Мурачева Афанасия Герасимовича (24 октября 1921 г. — 12 сентября 2008 г.) // IV Центральноазиатские исторические чтения. Пространство культур: через призму единства и многообразия: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. / под ред. З. Ю. Доржу и др. Кызыл : Изд-во ТувГУ. 350 с. С. 146–151.
Данилко, Е. С. (2019) Смерть ближе рубашки: похоронная обрядность старообрядцев-часовенных // Новые исследования Тувы. № 1. С. 44–59. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2019.1.4
Дутчак, Е. Е. (2019) Сибирские старообрядческие скиты и их паства на рубеже 1920–1930-х гг. // Новые исследования Тувы. № 1. С. 29–43. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2019.1.3
Дутчак, Е. Е. (2021) Скитская экономика в культурном ландшафте таежной Сибири: дар, милостыня, товар // Новые исследования Тувы. № 3. С. 99–110. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2021.3.8
Зольникова, Н. Д. (2016a) Эсхатологические споры часовенных в последней трети ХХ в. как инструмент самоидентификации // Гуманитарные науки в Сибири. Т. 23. № 3. С. 85–89. DOI: https://doi.org/10.15372/HSS20160315
Зольникова, Н. Д. (2016b) Этические нормы в жизни сибирских староверов второй половины ХХ в. как фактор самоидентификации // Духовная культура и общественная мысль России в литературных и исторических памятниках XVI–XXI вв. / отв. ред. А. Х. Элерт. Новосибирск : Наука. 288 с. С. 196–202.
Костров, А. В. (2018a) Историзм в современном настенном листе старообрядцев часовенного согласия // REOSIAHAG. № 17. August. Institute for Russian and Altaic Studies, Chungbuk National Universitu. С. 227–260. DOI: https://doi.org/10.24958/rh.2018.17.227
Костров, А. В. (2018b) Общее и специфичное в истории и современности локальных групп старообрядцев Восточной Сибири // Старообрядчество: история, культура, современность: мат-лы XII Междунар. конф. / отв. ред. В. И. Осипов. Вып. 16. М. : Музей истории и культуры старообрядчества. 225 с. С. 73–79.
Костров, А. В. (2018c) «Окно в мир»: современный настенный лист старообрядцев часовенного согласия как отражение их мировоззрения // IV Центральноазиатские исторические чтения. Пространство культур: через призму единства и многообразия: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. / под ред. З. Ю. Доржу и др. Кызыл : Изд-во ТувГУ. 350 с. С. 156–162.
Костров, А. В. (2021) Феномен культуры современных старообрядцев-часовенных Енисейской Сибири. Красноярск : ООО «Типография КАСС». 422 с.
Костров, А. В., Моррис, Т. Б. (2019) Визуально-текстовая агиография в настенных листах современных старообрядцев часовенного согласия // Новые исследования Тувы. № 1. С. 95–107. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2019.1.7
Костров, А. В., Пригарин, А. А. (2018) Фотоматериалы как источник для кросскультурного исследования территориальных групп старообрядцев (Бессарабия, Бурятия, Тува) // Традиционная культура. Т. 19. № 2. С. 38–52.
Любимова, Г. В., Стороженко, А. А. (2021) Траектория жизненного пути в этнокультурном ландшафте енисейских старообрядцев (материалы к биографии К. И. Юрковой) // Новые исследования Тувы. № 3. С. 75–89. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2021.3.6
Покровский, Н. Н. (1974) Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск : Наука. 394 с.
Пригарин, А. А. (2018) Старообрядчество в процессах переходов: инновации как способ выживания и осмысления // IV Центральноазиатские исторические чтения. Пространство культур: через призму единства и многообразия: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. / под ред. З. Ю. Доржу и др. Кызыл: Изд-во ТувГУ. 350 с. С. 167–172.
Пригарин, А. А. (2021a) Глокализация в старообрядческой среде: модели и субъекты современной модернизации традиционалистских общностей Тувы и Буджака // Новые исследования Тувы. № 3. С. 210–231. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2021.3.16
Пригарин, А. А. (2021b) Этноконфессиональность перед вызовами глобализации: традиционалистские сети и новейшие коммуникации // XIV Конгресс антропологов и этнологов России : сб. материалов. Томск, 6–9 июля 2021 г. / отв. ред. И. М. Нам. М. ; Томск : Издательство Томского государственного университета. 830 с. С. 325.
Пригарин, А. А., Стороженко, А. А. (2022) Традиционные варианты сетевых сообществ в доцифровую эпоху: староверы-часовенные Сибири по данным похозяйственных книг 1920–1950-х гг. // Сибирские исторические исследования. № 4. С. 54–76. DOI: https://doi.org/10.17223/2312461X/38/4
Пригарин, А. А., Стороженко, А. А., Татаринцева, М. П. (2020) Актуальное конфессиональное письмо: между историографией и биографией (предварительные замечания к рукописи «Заповедная вера. Книга жития и страдания сымских старообрядцев») // Новые исследования Тувы. № 4. С. 180–200. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2020.4.13
Пригарин, А. А. (2023) «Семейный фотоальбом» одного сибирского старовера: методы био(фото)графии // Этнография Алтая и сопредельных территорий : материалы 11-й Международной научной конференции (Барнаул, 26–28 октября 2023 г.) «Этнография Алтая и сопредельных территорий в дискурсе новационных и традиционных подходов: антропологическое измерение региональной истории и культуры народов» Вып. 11 / под ред. Т. К. Щегловой. Барнаул : АлтГПУ. 421 с. С. 397–410.
Пространство смыслов: современный старообрядческий лубок на Енисее (2020) : каталог выставки / авт.-сост. Е. В. Быкова, А. А. Пригарин. Киров : ООО «Кировская областная типография. 72 с.
Рыговский, Д. С. (2018a) Механизмы различения в среде сибирских староверов // Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе: труды IV Междунар. науч. конф. / cост. Ю. С. Белянкин, Е. В. Воронцова, Н. В. Литвина. М. : Изд-во Московск. ун-та. 783 с. С. 728–737.
Рыговский, Д. С. (2018b) «Правило чашки»: гостеприимство старообрядцев в антропологической перспективе // IV Центральноазиатские исторические чтения. Пространство культур: через призму единства и многообразия: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. / под ред. З. Ю. Доржу и др. Кызыл : Изд-во ТувГУ. 350 с. С. 172–177.
Рыговский, Д. С. (2018c) «Чистое», «мирское» и «поганое»: старообрядческая концептуализация ритуальной чистоты // Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия / отв. ред. О. В. Белова. М. : б. и. 296 с. С. 167–186. DOI: https://doi.org/10.31168/2658-3356.2018.12
Рыговский, Д. С. (2019a) Влияние религиозных практик на социальную структуру енисейских староверов // Антропологический форум. № 41. С. 11–35. DOI: https://doi.org/10.31250/1815-8870-2019-15-41-11-35
Рыговский, Д. С. (2019b) Енисейские и шорские староверы: сложная структура «простого» сообщества // Новые исследования Тувы. № 1. С. 60–74. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2019.1.5
Рыговский, Д. С. (2019c) Техника и ее репрезентация как источник религиозного опыта в енисейском старообрядчестве // Государство и религия. Церковь в России и за рубежом. № 4(37). С. 19–44. DOI: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2019-37-4-19-44
Рыговский, Д. С. (2021) Экзотизация как познание: усинские старообрядцы и оптики дореволюционных этнографических описаний религиозных сообществ // Новые исследования Тувы. № 3. С. 111–127. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2021.3.9
Старухин, Н. А. (2016) «Воззвание к старообрядцам часовенным» – полемический памятник сибирских староверов — «австрийцев» // Гуманитарные науки в Сибири. Т. 23. № 3. С. 53–57. DOI: https://doi.org/10.15372/HSS20160309
Стороженко, А. А. (2015) Конфессиональные миграции старообрядцев как канал межкультурного взаимодействия в Центральной Азии в XIX — начале ХХ в. // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: мат-лы VI Междунар. науч. практ. конф. / отв. ред. С. В. Васильева. Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та. 392 с. С. 130–136.
Стороженко, А. А. (2019a) История старообрядческой белокриницкой общины в Туве во второй половине XIX — начале XX в. // Современные этнические процессы на территории Центральной Азии: проблемы и перспективы: сб. мат-лов II Междунар. науч.-практ. конф. / ред. коллегия: З. Ю. Доржу, В. М. Дамдынчап. Кызыл : Изд-во ТувГУ. 222 с. С. 165–169.
Стороженко, А. А. (2019b) С Волги на Енисей в XIX веке: история одного удачного переселения старообрядческого клана // Книжность и старообрядчество Костромского края и сопредельных территорий: сб. науч. ст. / отв. ред. Ю. С. Белянкин. М. : Археодоксiя. Т. 2. 160 с. С. 132–139.
Стороженко, А. А. (2019c) Старообрядческие монастыри «енисейского меридиана» в XX веке: истоки, традиции и современное состояние // Новые исследования Тувы. № 1. С. 4–15. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2019.1.1
Стороженко, А. А. (2021) «Аршин впереди, а штык позади»: особенности складывания этнокультурного ландшафта Тувы в XIX — начале XX в. // Новые исследования Тувы. № 3. С. 49–60. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2021.3.4
Стороженко, А. А., Татаринцева, М. П. (2016) Верхнеенисейские старообрядческие скиты в Туве: историческая реконструкция // Научные труды Тувинского государственного университета: мат-лы ежегодной науч.-практ. конф. преподавателей, сотрудников и аспирантов ТувГУ, посвящ. 65-летнему юбилею высшего педагогического образования в Туве и 95-летию становления Тувинской народной республики / отв. ред. У. В. Ондар. Кызыл : Изд-во Тув. гос. ун-та. 228 с. С. 95–96.
Стороженко, А. А., Татаринцева, М. П. (2019) Прекрасная пустыня, прими меня в свою частыню! Старообрядческие скиты в верховье Енисея // Традиционная культура. Т. 20. № 2. С. 88–97. DOI: https://doi.org/10.26158/TK.2019.20.2.007
Татаринцева, М. П. (1983) Развитие литературно-критической мысли в Туве. Кызыл : Тувин. кн. изд-во. 135 с.
Татаринцева, М. П. (2006) Старообрядцы в Туве. Историко-этнографический очерк. Новосибирск : Наука. 216 с.
Татаринцева, М. П. (2009) Писатель и краевед // Новые исследования Тувы. № 1–2. С. 334–340.
Татаринцева, М. П. (2011) Об издании литературного наследия И. Г. Сафьянова // Новые исследования Тувы. № 2–3. С. 62–71.
Татаринцева, М. П. (2012) Социокультурная адаптация русских переселенцев в Туве в конце XIX — начале XX века // Ученые записки ТИГИ. Вып. 23. Кызыл : Тувинское книжное издательство. 584 с. С. 408–421.
Татаринцева, М. П. (2013) Этническая культура русских переселенцев в Туве: прошлое и настоящее // Тюркская руника: язык; история; культура (к 120-летию дешифровки орхоно-енисейской письменности): материалы Международной научной конференции: в 2 ч. / отв. ред. К. А. Бичелдей. Абакан : Хак. кн. изд-во. Ч. 2. 186 с. С. 157–160.
Татаринцева, М. П. (2014) Аграрный календарь в культуре русских переселенцев // Единая Тува в единой России: история; современность; перспективы. Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию единения России и Тувы / отв. ред. К. А. Бичелдей. Абакан : Хак. кн. изд-во. 211 с. С. 18–20.
Татаринцева, М. П. (2015) Старообрядцы Тувы: ретроспектива и современный этап // Старообрядчество: история и современность; местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы VI Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. В. Васильева. Улан-Удэ : Издательство Бурятского госуниверситета. 392 с. С. 137–143.
Татаринцева, М. П. (2016) Старообрядцы в Туве в начале ХХ века и в период Тувинской Народной Республики // Новые исследования Тувы. № 3. С. 82–90.
Татаринцева, М. П. (2017a) Особенности земледелия русских переселенцев в Туву в начале ХХ века // Новые исследования Тувы. № 1. С. 151–161. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2017.1.10
Татаринцева, М. П. (2017b) Фольклор старообрядцев Тувы в репертуаре детского ансамбля «Октай» // Ученые записки. Вып. XXV / отв. ред. Б. А. Донгак; сост. Л. С. Мижит. Кызыл : Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики. 436 с. С. 107–119.
Татаринцева, М. П. (2018) Проблема сохранения культурных традиций в изменяющихся условиях (на примере старообрядцев в Туве) // IV Центральноазиатские исторические чтения. Пространство культур: через призму единства и многообразия: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. (г. Кызыл, 20–23 сентября 2018 г.) / отв. ред. З. Ю. Доржу, В. М. Дамдынчап, Ю. В. Попков, А. А. Стороженко. Кызыл : Изд-во ТувГУ. 350 с. С. 172–177.
Татаринцева, М. П. (2019a) Особенности бытования фольклора в среде старообрядцев // Современные этнические процессы на территории Центральной Азии: проблемы и перспективы. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции / отв. ред. З. Ю. Доржу. Кызыл : Изд-во ТувГУ. 222 с. С. 178–182.
Татаринцева, М. П. (2019b) Фольклор старообрядцев таежных деревень верховья Енисея в репертуаре детского ансамбля «Октай» // Новые исследования Тувы. № 1. С. 108–120. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2019.1.8
Татаринцева, М. П. (2020) «В Танну-Туву». Об одной полузабытой книге // Новые исследования Тувы. № 3. С. 128–137. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2020.3.9
Татаринцева, М. П. (2021) Между верой и неверием: заметки о рукописи Е. Д. Паздерина «Воспоминания» // Новые исследования Тувы. № 3. С. 90–98. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2021.3.7
Татаринцева, М. П. (2022) Новое в изучении старообрядцев Енисейского региона // Азиатские исследования: история и современность. № 1. С. 98–110.
Татаринцева, М. П., Моллеров, Н. М. (2016) Русские в Туве (конец ХIX — первая половина ХХ в.). Новосибирск : Наука. 295 с.
Татаринцева, М. П., Стороженко, А. А. (2015) Старообрядцы Тувы: ретроспектива и современный этап. Saarbrücken : LAP LAMBERT Academic Publishing. 144 с.
Kostrov, A. V., Prigarin, A. A. (2016) Photography as a Source for Comparative Research of History and Culture of Local Old Believer Groups in the First Third of the 20th Century (Through the Example of the Old Believers of Bessarabia, Buryatia and Tuva) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. № 12. P. 2947–2963.
Опубликован
Как цитировать
For citation:
Prigarin A. A. and Storozhenko A. A. “Yenisei Meridian” of the Old Believers: methods of research of the ethno-confessional environment. New Research of Tuva, 2024, no. 4, pp. 259-277. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2024.4.17
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.