Концепт моң как элемент татарского Космо-Психо-Логоса: интеллектуальный и поэтический дискурсы
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2024.4.11Ключевые слова:
татарская культура; татарский язык; концепт культуры; психо-эмоциональный комплекс; моң; Космо-Психо-ЛогосАннотация
В статье анализируется ключевой концепт татарской культуры, один из параметров ее национальной идентичности «моң» — с точки зрения особенностей его функционирования в литературе, в частности в татарской поэзии начала ХХ в. Подобно другим концептам, обладающим специфическим семантическим и образным полем, не имеющим адекватного словесного выражения в других языках, «моң» требует для своего постижения комплексного подхода. Рассмотрение интерпретаций этого концепта с лингвистической, искусствоведческой, религиозно-философской, этнопсихологической и литературно-эстетической точек зрения позволило раскрыть его интегративный характер по отношению к разным контекстам.
На материале татарской поэзии начала ХХ в. выявляется эпистемологический потенциал функционального подхода в определении как константных признаков в структуре данного концепта, так и индивидуально-авторских вариантов репрезентации его семантического ядра. Установлено, что содержательную структуру «моң» определяет эстетическое восприятие классиками татарской литературы (Г. Тукаем, Дэрдмендом, Ш. Бабичем) современной им действительности и ее нравственно-эстетическая оценка. В творчестве Дэрдменда «моң» наполняется универсально-философским содержанием, а в стихотворениях Ш. Бабича функционирует и как музыкальная составляющая текстов.
Сделан вывод о том, что «моң» характеризует особенность татарского национального «Логоса»: в нем отражается осмысление судьбы человека, современной ему национально-исторической действительности и событий культурной мифологии как некоего единства. В качестве составляющей характера народа («Психеи») «моң» включается в систему принципов и приемов психологического изображения: выступает суммарно обобщающим обозначением устойчивого эмоционально-психологического состояния героев. Наконец «моң» предстает и как природно-космический фон («Космос»), объективирующий напряженно-лирические переживания трагической участи человека и нации в целом.
Библиографические ссылки
Аскольдов, С. А. (1997) Концепт и слово // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология / под общ. ред. В. П. Нерознака. М. : Academia. 320 с. С. 267–279.
Бахтиярова, Ч. (1964) Обновление национальной традиции // Национальное и интернациональное в литературе и искусстве: сборник статей / отв. ред. М. Н. Пархоменко. М. : Мысль. 262 с. С. 224–261.
Володина, Н. В. (2010) Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения. М. : Флинта ; Наука. 256 с.
Выготский, Л. С. (1998) Психология искусства. Ростов-на-Дону : Изд-во «Феникс». 480 с.
Галиева, А. М., Нагуманова, Э. Ф. (2013) Особенности передачи национально-специфических концептов в переводных текстах (на примере концепта Моң) // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. Т. 155. Кн. 2. С. 245–252.
Гачев, Г. Д. (2002) Национальные образы мира. Центральная Азия: Казахстан, Киргизия. Космос ислама (интеллектуальные путешествия). М. : Изд. сервис. 784 c.
Гачев, Г. Д. (2008) Ментальности народов мира. М. : Алгоритм ; Эксмо. 544 с.
Гачев, Г. Д. (2020) Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира 3-е изд. М. : Академический Проект. 511 с.
Грюнебаум, Г. Э. фон. (1978) Литература в контексте исламской цивилизации // Арабская средневековая культура и литература: сборник статей зарубежных ученых / сост. И.М. Фильштинский. М. : Наука, Главная редакция восточной литературы. 216 с. С. 31–45.
Загидуллина, Д. Ф. (2022) Художественные приемы и стилевые обновления в татарской литературе (в контексте тюркских литератур XX–XXI вв.). Казань : ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. 252 с.
Закирова, Р. Р. (2008) Лингвокультурологический концепт моң в татарской языковой картине мир // Вестник Чувашского университета. № 4. С. 197–203.
Зусман, В. Г. (2001) Диалог и концепт в литературе. Литература и музыка. Нижний Новгород : Изд-во «ДЕКОМ». 168 с.
Зусман, В. (2003) Концепт в системе гуманитарного знания // Вопросы литературы. № 2. С. 3–29.
Исанбет, Ю. Н. (2021) Статья Наки Исанбета «На путях становления татарской музыки» (1923) как источник научного комментирования // TATARICA. Вып. 17. С. 141–168. DOI: https://doi.org/10.26907/2311-2042-2021-17-2-141-168
Ламажаа, Ч. К. (2023) Концепты культуры: форма, идея, социальная регуляция // Новые исследования Тувы. № 1. С. 6–25. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.1.1
Лотман, Ю. М. (2001) Семиосфера. СПб. : «Искусство – СПБ». 704 с.
Неретина, С. С. (1999) Тропы и концепты. М. : Институт философии РАН. 277 с.
Нигматуллина, Ю. Г. (1970) Национальное своеобразие эстетического идеала. Казань: Изд-во Казан. ун-та. 211 с.
Пиотровский, М. Б. (1994) Ислам и судьба // Понятие судьбы в контексте разных культур: сборник статей / под ред. Н. Д. Арутюнова. М. : Наука. 318 с. С. 92–97.
Потебня, А. А. (1989) Слово и миф. М. : Правда. 622 с.
Рахим, Г. (2018) Избранные труды / сост. М. И. Ибрагимов, А. М. Гайнутдинов. Казань : Ихлас. 560 с.
Сагадеев, А. В. (1983) Стереотипы и автостереотипы в сравнительных исследованиях восточной и западной философии // Философское наследие народов Востока и современность: сб. ст. / редкол.: В. Г. Буров и др. М. : Наука. 247 с. С. 11–41.
Сафиуллин, Я. Г. (2020) Жизнь поэта в его стихах. 125 лет со дня рождения Ш. Бабича // Казанский альманах: Малахит / сост. и ответ. ред. А. Мушинский. Казань : Татар. кн. изд-во. 224 с. С. 85–103.
Саяпова, А. М. (2006) Дардменд и проблема символизма в татарской литературе. Казань : Изд-во «Алма-Лит». 246 с.
Степанов, Ю. С. (2001) Константы: Словарь русской культуры. 2-е изд., испр. и доп. М. : Академический проект. 990 с.
Халит, Г. (1990) Многоликая лирика. Казань : Татар. кн. изд-во. 336 с.
Шиммель, А. (2000) Мир исламского мистицизма / пер. с англ. М. : Алетейа ; Энигма. 416 с.
Amineva, V. R., Ibragimov, M. I., Nagumanova, E. F., Khabibullina, A. Z. (2015) Tukay’s poetry: the aspects of national identity // XLinguae European Scientific Language Journal. Vol. 8. Issue 1. С. 79–87. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2015.08.01.79-87
Опубликован
Как цитировать
For citation:
Amineva V. R. and Shaimerdinova N. G. The concept of moñ as an element of the Tatar Cosmo-Psycho-Logos: intellectual and poetic discourses. New Research of Tuva, 2024, no. 4, pp. 154-172. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2024.4.11
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.