Нэсер и шулук-чугаа: варианты прозопоэтического синтеза в татарской и тувинской литературах
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.2Ключевые слова:
татарская литература; тувинская литература; жанр; символ; мифологическая семантика; ритм; литературный род; внеродовая форма; внехудожественный элементАннотация
Устанавливаются типы взаимодействия поэтической и прозаической стратегий художественного мышления в татарской и тувинской литературах на материале нэсер Ш. Анака (1928–2005) и Р. Габделхаковой (р. 1959), шулук-чугаа Э. Мижита (р. 1961) и А. Даржая (1944–2016). Выявляются параметры этнокультурной идентичности жанров нэсер и шулук-чугаа, типологически близких, но имеющих в татарской и тувинской литературах разные истоки: в татарской литературе жанровая форма нэсер восходит к средневековым литературам Востока, в которых была распространена ритмическая проза (садж), а в творчестве современных тувинских писателей шулук-чугаа появляется как результат трансгрессии жанра, характерного в основном для французской литературы.
Исследование поэтики и особенностей функционирования нэсер и шулук-чугаа в татарской и тувинской литературах конца XX — начала XXI в. базируется на сложившихся в литературоведении критериях разграничения поэзии и прозы как формальных и содержательных категорий.
Установлено, что и татарские, и тувинские авторы используют сходные приемы поэтизации прозаического текста. Отличительная особенность прозаических миниатюр Э. Мижита и элегий-нэсер Ш. Анака — влияние на изображаемый мир поэтических структур, отображающих свойства мифологического мышления. Обобщение эмоционально-психологического опыта лирических субъектов совершается на путях символизации изображаемого. В нэсер Ш. Анака и Р. Габделхаковой ритмообразующую функцию выполняет прием парадигматизации текста, введения в него сети эквивалентностей, проявляющихся как в плане содержания, так и в плане выражения. Стихотворения в прозе Э. Мижита — прозиметрические произведения, целостность которых создает взаимодополнительность поэтической и прозаической художественных картин мира. Расширение синтезирующих возможностей прозаических миниатюр в тувинской и татарской литературах продемонстрировано на примере произведений А. Даржая, в творчестве которого шулук-чугаа функционирует как емкая и гибкая художественная форма, вбирающая в себя элементы притчи, и Р. Габделхаковой, в прозе которой нэсер существует как лиро-эпическое произведение, где ведущая роль принадлежит лирической тенденции.
Проведенное исследование позволяет уточнить и углубить представления о жанровых процессах в татарской и тувинской литературах, охарактеризовать своеобразную микромодель межлитературного процесса, представленного в его синхроническом разрезе.
Библиографические ссылки
Гаспаров, М. Л. (2001) Стихотворение в прозе // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М. : НПК «Интелвак». 1600 стб. Стб. 1039.
Жирмунский, В. М. (1975) Теория стиха. Л. : Сов. писатель, Ленингр. отд-ние. 664 с.
Загидуллина, Д. Ф. (2013) Модернизм в татарской литературе первой трети XX века. Казань : Татар. кн. изд-во. 207 с.
Квятковский, А. П. (1966) Поэтический словарь / науч. ред. И. Роднянская. М. : Сов. энцикл. 376 с.
Козлов, В. И. (2009) Здание лирики. Архитектоника мира лирического произведения. Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ. 240 с.
Лотман, Ю. М. (1998) Об искусстве. СПб. : Искусство—СПБ. 702 с.
Мелетинский, Е. М. (2000) Поэтика мифа. М. : Вост. лит. 407 с.
Можейко, М. А. (2001) Дерево // Постмодернизм: энциклопедия / сост. и науч. ред.: А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Минск : Интерпрессервис ; Книжный Дом. 1040 с. С. 204–208.
Орлицкий, Ю. Б. (2002) Стих и проза в русской литературе. М. : РГГУ. 685 с.
Потебня, А. А. (2003) Теоретическая поэтика. СПб. : Филологический факультет СПбГУ ; М. : Издательский центр «Академия». 384 с.
Смирнов, И. П. (2001) Смысл как таковой. СПб. : Академический проект. 352 с.
Теория литературы (2004) : учеб. пособие : в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. М. : Изд. центр «Академия». Т. 1. 512 с.
Топоров, В. Н. (1994) Река // Мифы народов мира : в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М. : Советская энциклопедия. Т. 2. 719 с. С. 374–376.
Топоров, В. Н. (1995) Миф. Ритуал. Символ. Образ : Исследования в области мифопоэтического : Избранное. М. : Прогресс ; Культура. 624 с.
Тынянов, Ю. Н. (1993) Теория литературы // Тынянов Ю. Н. Литературный факт. М. : Высш. шк. 319 с. С. 23–157.
Тюпа, В. И. (2001) Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А. П. Чехова). Тверь : Твер. гос. ун-т. 58 с.
Тюпа, В. И. (2008) Стихотворение в прозе // Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. М. : Изд-во Кулагиной ; Intrada. 358 с. С. 253.
Тюпа, В. И. (2013) Дискурс / Жанр. М. : Intrada. 211 с.
Заһидуллина, Д. Ф. (2007) Нәсер [Нэсер] // Әдәбият белеме: Терминнар һәм төшенчәләр сүзлеге [Словарь литературоведческих терминов и понятий] / науч. ред.: Т. Н. Галиуллин, Д. Ф. Загидуллина. Казань : Магариф. 231 с. С. 127–128.
Мижит, Л. С. (2015) Эдуард Мижиттиң алыс шынче чүткүлү [Стремление Эдуарда Мижита к Истине] // Мижит Л. С. Тыва шүлүк чогаалының делегейинде [В мире тувинской поэзии]. Кызыл : ОАО «Тываполиграф». 170 с. С. 71–86.
Монгуш, Ш. А. (2009) Эдуард Мижиттиң «Кайда силер?» деп проза-шүлүү [Стихотворение в прозе Эдуарда Мижита «Где вы?»] // Тыва чечен чогаал: сөөлгү үениң шинчилелдери [Тувинская литература: исследования последних лет]. Кызыл : ОАО «Тываполиграф». 217 с. С. 187–206.
Халит, Г. (1975) Кешегә һәм чынлыкка мәхәббәт белән [С любовью к человеку и правде]. Казань : Татар. кн. изд-во. 328 с.
Опубликован
Как цитировать
Amineva V. R. and Mizhit L. S. Neser i shuluk-chugaa: varianty prozopoeticheskogo sinteza v tatarskoi i tuvinskoi literaturakh [Neser and shuluk-chugaa: Variants of prosopoetic synthesis in Tatar and Tuvan literatures]. New Research of Tuva, 2023, no. 4, pp. 22-43.DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.2
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.