Стратегии конструировании идентичности путешественников — русских дворян Н. М. Пржевальского и А. М. Оссендовского по Монголии

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.25178/nit.2024.4.10

Ключевые слова:

гибридная идентичность; национальный образ; Космо-Психо-Логос; инкультурация; аккультурация; культурная память; монголы; травелог; Георгий Дмитриевич Гачев; Николай Михайлович Пржевальский; Антон Мартынович Оссендовский

Аннотация

В статье исследуется проблема конструирования представлений русских путешественников конца XIX –– начала XX в. Н. М. Пржевальского и А. М. Оссендовского о Монголии и рассматривается роль пространственных образов в осмыслении авторами травелогов собственной идентичности в свете концепции Космо-Психо-Логоса Г. Д. Гачева. Концепция ученого позволяет описать монгольскую культуру как единое семиотическое пространство, аккумулирующее архетипы сакрального ландшафта, национального характера и мышления.

Рассматривается восприятие авторами путешествий в Центральную Азию мифологемного образа невидимой страны Агарти (Пржевальский) и Агарты (Оссендовский), соотносимого в  представлениях русских путешественников  с широко распространенными легендами Тибета и Индии о стране Шамбала с одной стороны, и о Беловодье в представлениях старообрядцев Сибири — с другой.

 Утверждается, что авторы путешествий в поликультурной среде использовали стратегию гибридной или смешанной идентичности. Нарратив о невидимой земле в сочинениях путешественников — это экзистенциальный опыт переживания «своего» и «чужого» пространства. Авторы путешествий демонстрируют открытость при восприятии элементов центральноазиатской культуры и воспринимают её как совместимую с родной.

Библиографические ссылки

Ассман, Я. (2004) Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М. : Языки славянской культуры. 363 с.

Бахтин, М. М. (1979) Проблемы поэтики Достоевского. М. : Сов. Россия. 320 с.

Бахтин, М. М. (1996) Собрание сочинений: в 5 т. М. : Русские словари. Т. 5. Работы 1940-х — начала 1960-х годов. 731 с.

Вайнштейн, С. И. (1966) Памятники кызылганской культуры // Труды Тувинской комплексной археологической экспедиции / отв. ред.: Л. П. Потапов. М. ; Л. : Наука. 299 с. С. 143–184.

Гачев, Г. Д. (1988) Национальные образы мира. М. : Советский писатель. 450 с.

Гачев, Г. Д. (1990) Национальный космос // Современная драматургия. № 2. С. 10–21.

Гачев, Г. Д. (2020) Национальные образы мира. Цивилизации Центральной Азии: (Интеллектуальные путешествия). М. : Академический проект. 784 с.

Граматчикова, Н. Б. (2012) «Изобилие» и «бедность» в этнографических очерках С. В. Максимова «Лесная глушь» и «Год на Севере» // Уральский исторический вестник. № 1 (34). С. 103–108.

Грум-Гржимайло, Г. Е. (1930) Западная Монголия и Урянхайский край. Т. 3. Вып. 2. Л. : Гос. рус. геогр. общество. 859 с.

Гуссерль, Э. (2009) Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии. М. : Академический Проект. 489 с.

Далгат, У. Б. (1981) Литература и фольклор. Теоретические аспекты. М. : Наука. 303 с.

Зайцев, М. В. (1925) Краткий очерк Монголии. Харбин: Типо-литогр. Л. Абрамовича. 30 c.

Иргит, Ч. К. (2023) Первые экспедиции по этнографическому изучению Тувы в конце XIX — начале XX вв. // Азиатские исследования: история и современность. № 2–3 (6–7). С. 115–133.

Козлов, П. К. (1913) Трехлетнее путешествие (1899–1901 гг.) по Монголии и Тибету. Экспедиция РГО. СПб.: Типография Главного Управления Уделов. 233 с. С. 1–58.

Кон, Ф. Я. (2007) Экспедиция в Сойотию. За пятьдесят лет // Урянхай. Тыва дептер : в 7 т. / сост. С. К Шойгу. М. : Слово/Slovo. Т. 4. Урянхайский край: Перекресток мнений (конец XIХ — первая половина ХХ вв.). 549 с. С. 348–547.

Кузьмин, С. Л., Рейт, Л. (2008) Записки Ф. А. Оссендовского как источник по истории Монголии // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. № 5. С. 97–110.

Кучукова, З. А. (2005) Онтологический метакод как ядро этнопоэтики: (Карачаево-балкарская ментальность в зеркале поэзии). Нальчик : Издательство М. и В. Котляровых. 309 с.

Лакан, Ж. (1997) Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда. М. : Русское феноменологическое общество. 365 с.

Лотман, Ю. М. (1996) Внутри мыслящих миров. Человек текст — семиосфера — история. М. : Языки Славянской Культуры. 464 с.

Лотман, Ю. М. (2000) Семиосфера. СПб. : Искусство, СПб. 704 с.

Мамардашвили, М. К. (2014) Психологическая топология пути. М. : Фонд Мераба Мамардашвили. 1248 с.

Нуркова, В. В. (2006) Зеркало с памятью: Феномен фотографии: Культурно-исторический анализ. М. : Рос. гос. гуманит. ун-т. 307 с.

Петров, М. К. (2019) Человекоразмерность. Типы культур и отношение человека к природе: Типы культур и отношение человека к природе. Ростов-на-Дону ; Таганрог : Изд-во Южного федерального ун-та. 108 с.

Поморцева, Н. В., Красильникова, С. В. (2023) Специфика конструирования этнической идентичности в межкультурном дискурсе (к вопросу о лингвокультурной адаптации средневекового автора «Хожения за три моря Афанасия Никитина») // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. № S6. С. 21–30. DOI: https://doi.org/10.20339/PhS.6s-23.021

Потанин, Г. Н., Потанина, А. В. (2017) Сибирь. Монголия. Китай. Тибет. Путешествия длиною в жизнь. М. : Эксмо. 448 с.

Савоскул, С. С. (2011) Легенда о Беловодье в ХХ столетии // Фольклор и этнография. К девяностолетию со дня рождения К. В. Чистова / отв. ред. А. К. Байбурин, Т. Б. Щепанская. СПб. : МАЭ РАН. 316 с. С. 203–211.

Сид, И. (2013) «Власть Маршрута»: путешествие как фундаментальный антропологический феномен // Институт «Русская антропологическая школа». Труды. Вып. 13 / сост. Е. М. Болтунова. М. : Изд-во РГГУ. 190 с. С. 27–35.

Слободяник, Н. Б. (2007) Конструирование идентичности в политическом дискурсе: к вопросу о роли социального антагонизма (о концепции политического дискурса Лаклау и Муфф) // Политическая лингвистика. Вып. 2 (22). С. 60–67.

Сорочан, А. Ю. (2024) Литература путешествий как литература. Тверь: ООО «Альфа‐Пресс». 256 с.

Степанов, Ю. С. (2007) Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М. : Языки славянской культуры. 248 с.

Тлосганова, М. В. (2000) Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века. М. : ИМЛИ РАН «Наследие». 400 с.

Тлосганова, М. В. (2006) Транскультурация как новая эпистема эпохи глобализации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. № 2. С. 5–16.

Топоров, В. Н. (2003) Петербургский текст русской литературы: избранные труды. СПб. : Искусство, СПб. 616 с.

Тхагазитов, Ю. М. (1999) Эволюция художественного сознания адыгов. Нальчик : Эльбрус. 156 с.

Хальбвакс, М. (2005) Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. № 2/3 (40/41). C. 8–27.

Четырова, Л. Б., Сахаров, А. С. (2023) Травелоги в перспективе гендерного ориентализма (по материалам текстов К. Д. Минцловой, Е. К. Верещагиной, С. Р. Минцлова и Ю. Н. Рериха) // Новые исследования Тувы. № 2. С. 141–152. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.2.10

Чистов, К. В. (2003) Русская народная утопия (генезис и функции социально-утопических легенд). СПб. : Дмитрий Буланин. 539 с.

Шапинская, Е. Н. (2017) К методологии исследований культуры: дискурсивный анализ [Электронный ресурс] // Культура культуры. № 2. С. 88–97. URL: http://www.cult-cult.ru/to-the-methodology_of-cultural-studies-discourse-analysis/?ysclid=lvqk6d90kf50794443 (дата обращения: 30.04.2024).

Эткинд, А. (2001) Толкование путешествий. Россия и Америка в травелогах и интертекстах. М. : Новое литературное обозрение. 496 с.

Andersen, J. (1997) Kalacakra. Textual and ritual perspectives. Harvard University. 332 p.

Anderson, B. (1991) Imagined Societies. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London ; N. Y. : Quebecor World. 240 p.

Anzaldua, G. (1987) Borderlands/La Frontera: The New Mestiza. San Francisco. 260 p.

Castillo, S. P. (2006) Colonial Encounters in New World Writing, 1500–1786: Performing America. L. : Routledge. X, 276 р.

Kratochwil, F. (1991) Rules, norms, and decisions: on the conditions of practical and legal reasoning in international relations and domestic affairs. Cambridge University Press. 312 p.

Pierce, A. (2007) Deepening Musical Performance through Movement: The Theory and Practice of Embodied Interpretation. Indiana University Press. 248 p.

Eco, U. (2014) From the Tree to the Labyrinth. Historycal Studies on the Sign and Interpretation / trans. by A. Oldcorn. Cambridge : Harvard University Press. 634 p.

Erikson, E. H. (1968) Identity: Youth and crisis. New York, NY. : Norton. 336 p.

Ward, C., Kennedy, A. (1993) Acculturation and Cross-Cultural Adaptation of British residents in Hong Kong // Journal of Social Psychology. Vol. 133(3). P. 395–397.

Wendt, A. (1994) Collective Identity Formation and the International State // American Journal of Sociology. Vol. 88. № 2. P. 384–396.

Опубликован

29.11.2024

Как цитировать

Поморцева Н. В., Красильникова С. В., Апакина Л. В., Эрнисова А. Э. Стратегии конструировании идентичности путешественников — русских дворян Н. М. Пржевальского и А. М. Оссендовского по Монголии // Новые исследования Тувы. 2024, № 4. С. 138-153. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2024.4.10

For citation:
Pomortseva N. V., Krasil’nikova S. V., Apakina L. V. and Ernisova A. E. Strategies for constructing the identity of trave­lers  — Russian nobles N. M. Przhevalsky and A. M. Ossendovsky in Mongolia. New Research of Tuva, 2024, no. 4, pp. 138-153. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2024.4.10

Выпуск

Раздел

Специальная тема

Биографии авторов

Наталья Владимировна Поморцева, Российский университет дружбы народов

Доктор педагогических наук, заведующая кафедрой русистики, этноориентированной педагогики и цифровой диактики Российского университета дружбы народов.

Адрес: 117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 3.

Эл. адрес: pomortseva-nv@rudn.ru

Светлана Валерьевна Красильникова, Российский университет дружбы народов

Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русистики, этноориентированной педагогики и цифровой диактики Российского университета дружбы народов.

Адрес: 117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 3.

Эл. адрес: mnemozina04@mail.ru 

Людмила Вячеславовна Апакина, Российский университет дружбы народов

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры русистики, этноориентированной педагогики и цифровой диактики Российского университета дружбы народов.

Адрес: 117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 3.

Эл. адрес: apakina-lv@rudn.ru

Айгерим Эрнисовна Эрнисова, Кыргызско-Российский Славянский университет

Кандидат филологических наук, заведующая центром русского языка Кыргызско-Российского Славянского университета.

Адрес: 720022, Кыргызстан, г. Бишкек, пр-т Чуй, д. 44.

Эл. адрес:  aigerim_ernisova@mail.ru

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)