Миротворческий потенциал тантрического буддизма в российском социокультурном пространстве

Авторы

  • Юлия Юрьевна Эрендженова Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова https://orcid.org/0000-0001-5387-9731

DOI:

https://doi.org/10.25178/nit.2024.1.17

Ключевые слова:

тантрический буддизм; миротворческий потенциал; мягкая сила; буддийская этика; тантрическая практика; буддизм в России

Аннотация

В статье анализируется воздействие мировотворческих тантрических практик на социокультурное пространство России. На основе анализа буддийских текстов определено, что суть тантрических практик заключается в познании пустотной природы бытия и обретения абсолютной силы (буддовости) для помощи всем живым существам. Пройдя процесс тантрического посвящения, буддисты практикуют йогу божества, осознают взаимозависимость и развивают сострадание. Тантрическая умиротворяющая огненная пуджа щиве джинсег проводится для удаления различных препятствий и созидания всеобщего благополучия. Тантрический ритуал освящения рабнэ и тантрические ритуальные танцы в сознании буддистов запускают процесс гармонизации окружающего пространства.

Тантрическая йога божества в представлениях традиционных российских буддистов (калмыков и бурят) могла способствовать укреплению их отношений с императорской династией России, когда последней приписывали божественную сущность и особую духовную миссию. Свидетельства о постройках буддийских ступ и исполнении ритуального танца Цам доказывают использование миротворческих ресурсов тантрического буддизма в дореволюционной России.

В настоящее время в Калмыкии, Бурятии и Туве, а также в других российских регионах регулярно проводятся массовые тантрические посвящения, преимущественно медитационного божества Калачакры, осуществляются умиротворяющие огненные пуджи, освящаются религиозные объекты, исполняются ритуальные танцы (мистерия Цам, Танец Ваджры, Радостные танцы Кайта). Общая цель этих практик связана с распространением идеалов всемирного блага.

Таким образом, тантрический буддизм можно считать «мягкой силой» в современных условиях развития общества и культуры.

Библиографические ссылки

Агаджанян, А. (2005) Буддизм в современном мире: мягкая альтернатива глобализму // Религия и глобализация на просторах Евразии / ред. А. Малашенко, С. Филатов. М. : Неостром. 343 с. С. 222–255.

Аюшеева, Д. В. (2011) Основные особенности и тенденции распространения тибетского буддизма на Западе // Религиоведение. № 4. С. 74‒80.

Бадмаев, В. Н. (2021) Буддийская дипломатия: идеи и практика // Вестник Калмыцкого университета. № 1(49). С. 111‒117.

Бакаева, Э. П., Орлова К. В., Хишигт Н., Энхчимэг Ц. (2015) Буддийская традиция в Калмыкии и Западной Монголии: сакральные объекты. М. : Восточная литература. 238 с.

Буддизм в истории и культуре бурят (2014) / ред. И. Гарри. Улан-Удэ : Буряад-Монгол Ном. 417 с.

Ванчикова, Ц. П. (2023) Буддийская конфессия в Российской империи во второй половине XIX в. // Монголоведение. Т. 15. № 1. С. 95–114. DOI: https://doi:10.22162/2500-1523-2023-1-95-114

Дондуков, Б. Ц., Дондукова, Г. П. (2021) Буддизм в Интернете: возможности и препятствия // Новые исследования Тувы. № 2. С. 145–155. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2021.2.12

Жамсуева, Д. С., Лувсан, О. (2019) Ритуальный аспект мистерии Цам в бурятских дацанах // Власть. № 3. С. 189‒193.

История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985–1999 гг. (2011) / под общ. ред. Н. Г. Очировой. Элиста : Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия. 392 с.

Колесников, А. С. (2016) Прошлое и настоящее буддизма Ваджраяны // Буддизм Ваджраяны в России: традиции и новации / отв. ред. А. М. Алексеев-Апраксин. Астрахань : Алмазный путь. 700 с. С. 94‒103.

Ламажаа, Ч. К., Бичелдей, У. П., Монгуш, А. В. (2020) Тувинское буддийское паломничество: от традиции к вере // Новые исследования Тувы. № 4. С. 135–155. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2020.4.10

Леонтьева, Е. В. (2018) Практика медитационных ретритов в традиции Кагью. Краткий обзор // Буддизм Ваджраяны в России: на перекрестке культур / отв. ред. Е. В. Леонтьева. Красноярск : Алмазный путь. 590 с. С. 80‒86.

Митруев, Б. Л., Гедеева, Д. Б. (2021) Печати на калмыцких деловых документах XVII‒XVIII вв. как источник для изучения калмыцко-тибетских связей // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. № 4. С. 23‒43. DOI: https://doi:10.22162/2587-6503-2021-4-20-23-43

Монгуш, М. В. (2001) История буддизма в Туве (вторая половина VI — конец XX в.). Новосибирск : Наука. 200 с.

Монгуш, М. В. (2016) Традиционный и западный буддизм в современной России: опыт сравнительного анализа // Новые исследования Тувы. № 1. С. 5–19.

Очирова, О. А., Антонов, В. И., Бадмаев, В. Н., Пурэвсурэн, Б., Петрова, А. А. (2021) Социальный портрет буддиста-паломника Бурятии: от традиционного к онлайн формату (по результатам социологического исследования) // Новые исследования Тувы. № 2. С. 79–91. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2021.2.2

Разоренова, А. М. (2020) Особенности адаптации буддизма в секулярном обществе // Буддизм Ваджраяны в России: актуальная история и социокультурная аналитика / отв. ред. А. М. Алексеев-Апраксин. СПб. : Алмазный путь. 766 с. С. 367‒373.

Сафронова, Е. С. (2006) Современный буддизм в России на нетрадиционных территориях распространения // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Т. 24. № 1–2. С. 175–188.

Степанянц, М. Т. (2020) Межкультурная философия: истоки, методология, проблематика, перспективы. М. : Восточная литература. 183 с.

Стрелков, А. М. (2008) Мифическая история и эсхатология учения Калачакра в буддийской легенде о Шамбале // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. № 5. С. 5–19.

Уланов, М. С. (2009) Буддизм в социокультурном пространстве России. Элиста : Изд-во КалмГУ. 236 с.

Уланов, М. С., Андреева, А. А. (2021) Буддизм и донские калмыки-казаки в социокультурном пространстве России // Новые исследования Тувы. № 2. С. 100–114. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2021.2.9

Цыремпилов, Н. (2009) За святую дхарму и белого царя: российская империя глазами бурятских буддистов XVIII — начала XX веков // Ab imperio. № 2. С. 105‒130.

Эрендженова, Ю. Ю. (2021) Российские центры тибетской буддийской традиции: особенности и значение религиозных практик // Новые исследования Тувы. № 2. С. 156–168. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2021.2.13

Bentor, Y. (1996) Consecration of images and stupas in Indo-Tibetan Tantric Buddhism. Leiden ; New York ; Koln : Brill. 415 p.

Dalton, J. P. (2011) The Taming of the Demons: Violence and Liberation in Tibetan Buddhism. New Haven & London : Yale University Press. 311 p.

Erendzhenova, Yu.Yu. (2022) Buddhist’s Traditional Views on Violence and Non-Violence (On the Example of the Kalmyks of the Russian Empire) // Bylye Gody. № 17(4). P. 1596-1604. DOI: https://doi:10.13187/bg.2022.4.1596

Gillberg, C. (2006) Warriors of Buddhism: Buddhism and violence as seen from a Vajrayana Tibetan Buddhist perspective // Scripta Instituti Donneriani Aboensis. № 19. P. 77–92. DOI: https://doi.org/10.30674/SCRIPTA.67302

Nebesky-Wojkowitz, de. R. (1996) Oracles and Demons of Tibet. The Cult and Iconography of the Tibetan Protective Deities. Delhi : Book Faith India. 666 p.

Nesterkin, S. P. (2019) The main trends in the renewal movement of Russian Buddhism in early 20th century // Sententia: European Journal of Humanities and Social Sciences. № 1. P. 16–23. DOI: https://doi.org/10.25136/1339-3057.2019.1.28385

Offermanns, J. (2005) Debates on atheism, quietism, and sodomy: the initial reception of Buddhism in Europe // Journal of Global Buddhism. № 6. P. 16–35.

Pearlman, E. (2002) Tibetan Sacred Dance: A Journey into the Religious and Folk Traditions. Rochester : Inner Traditions. 200 p.

Polichetti, M. A. (2018) The Sorrowful Fates of Rebirth: Ippolito Desideri Encounters Tibetan Sacred Art // Buddhist-Christian Studies. № 38(1). P. 97–108. DOI: https://doi:10.1353/bcs.2018.0008

Seegers, E. (2017) A Tibetan stupa within the flow of cultural transformations: the opportunities and challenges of transplanting Buddhist architecture from Asia to Europe // Journal of Asian Humanities at Kyushu University. № 2. P. 67–84.

Tsomo, K. L. (2018) Imagining Enlightenment: Icons and Ideology in Vajrayana Buddhist Practice // Journal of Dharma Studies. № 1. P. 31‒43. DOI: https://doi.org/10.1007/s42240-018-0011-7

Опубликован

13.03.2024

Как цитировать

Эрендженова Ю. Ю.  Миротворческий потенциал тантрического буддизма в российском социокультурном пространстве // Новые исследования Тувы. 2024, № 1. С. 265-275. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2024.1.17

For citation:
Erendzhenova Yu. Yu. Peacemaking potential of Tantric Buddhism in the Russian sociocultural space. New Research of Tuva, 2024, no. 1, pp. 265-275. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2024.1.17

Выпуск

Раздел

Буддийский мир

Биография автора

Юлия Юрьевна Эрендженова, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова

Кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории «Комплексные буддологические исследования» Калмыцкого государственного университета им. Б. Б. Городовикова.

Адрес: 358000, Россия, г. Элиста, ул. Пушкина, д. 11.

Эл. адрес: yulia.er16@gmail.com