Российские центры тибетской буддийской традиции: особенности и значение религиозных практик
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2021.2.13Ключевые слова:
тибетский буддизм; буддийский центр; дхарма-центр; буддизм; буддист; российский буддизм; Калмыкия; Тува; Москва; религиозная практика; буддийская практикаАннотация
В статье анализируется субъективное значение религиозных практик тибетской традиции для самих российских буддистов. Рассмотрен историко-культурный контекст распространения тибетского буддизма на территории России, проанализировано функционирование современных буддийских организаций и проводимых ими религиозных практик.
Источниковой базой исследования выступил контент интернет-ресурсов, создаваемых и наполняемых самими буддистами, также в 2020 г. проведены авторские беседы с тремя авторитетными представителями российских центров тибетского буддизма: тулку (реинкарнацией святой личности) — Тэло Тулку Ринпоче, Шаджин-ламой Калмыкии; буддийским учителем — ламой Лопсан Чамзы, Кенсуром Управления Камбы-Ламы Республики Тыва и практикующим мирянином — Д. А. Никифоровым, главным редактором издательства «Дже Цонкапа» (г. Москва).
Деятельность, осуществляемая в большинстве российских буддийских организаций (монастырей и дхарма-центров), характеризуется сильным влиянием тибетской буддийской культуры. Все буддисты в равной степени совершают религиозные ритуалы, связанные с нравственными и тантрическими обязательствами, принятыми ими во время посвящений и благословений. К ним относятся традиционные подготовительные практики тибетского буддизма, медитации, тантрические ритуалы. Несмотря на то, что буддийская тантра рассматривается верующими преимущественно как индивидуальная практика, в то же время в буддийских организациях, особенно монастырях, регулярно проводятся тантрические ритуалы для широких масс верующих.
Представители буддийских центров с осторожностью предположили вероятные интенции своих духовных братьев и сестер. Поначалу большинство членов центров бывают эгоцентричны. Но мотивация практикующих претерпевает положительные изменения. Со временем погружение в философский дискурс, регулярные медитации и ритуалы приводят к более духовной и альтруистической интенции. Немаловажное значение при этом имеет коллективная форма практики. Систематические собрания верующих для совместных медитаций и ритуалов способствуют взаимной поддержке и укреплению духовной мотивации. Особое значение совместные буддийские практики приобрели в условиях пандемии COVID-19, когда люди нуждались в духовной поддержке.
Библиографические ссылки
Дубровский, Д. И. (2018) Субъективная реальность // Философская антропология. Т. 4. № 2. С. 186–217.
История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985–1999 гг. (2011) / под общ. ред. Н. Г. Очировой. Элиста : Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия. 392 с.
Ламажаа, Ч. К., Бичелдей, У. П., Монгуш, А. В. (2020) Тувинское буддийской паломничество : от традиции к вере // Новые исследования Тувы. № 4. С. 135–155. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2020.4.10
Лекторский, В. А. (2017) Являются ли иллюзией представления о субъективном мире? // Субъективный мир в контексте вызовов современных когнитивных наук / отв. ред. В. А. Лекторский. М. : Аквилон. 234 с. С. 7–21.
Монгуш, М. В. (2016) Традиционный и западный буддизм в современной России : опыт сравнительного анализа // Новые исследования Тувы. № 1. С. 5–19.
Пронина, Т. С. (2016) Религиозные практики в структуре религиозной идентичности современных россиян // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. Т. 2. № 2 (6). С. 40–48.
Островская, Е. А. (2016) Буддийские общины Санкт-Петербурга. СПб. : Алетейя. 198 с.
Сабиров, Р. Т. (2019) О вкладе буддистов-мирян в распространение буддизма в России // Труды Института востоковедения РАН. Вып. 23. Тибетология и буддология на стыке науки и религии — 2018 / отв. ред. выпуска С. Л. Кузьмин, Т. Л. Шаумян. М. : ИВ РАН. 308 с. С. 224–234.
Сафронова, Е. С. (2006) Современный буддизм в России на нетрадиционных территориях распространения // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Т. 24. № 1–2. С. 175–188.
Свиридова, Л. О. (2018) Религиозные практики : опыт дефиниции и классификации // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. № 3 (36). С. 58–61. DOI: https://doi.org/10.30725/2619-0303-2018-3-58-61
Урбанаева, И. С. (2012) Значение философско-этического потенциала буддизма для человечества в ситуации вызовов третьего тысячелетия // Буддизм в общественно-политических процессах Бурятии и стран Центральной Азии / отв. ред. Л. Е. Янгутов. Улан-Удэ : Изд-во Бурятского гос. ун-та. 160 с. С. 6–20.
Четырова, Л. Б. (2019) Тибетский буддизм в цивилизационном пространстве России (обзор) // Проблемы цивилизационного развития. Т. 1. № 1. С. 146–155. DOI: https://doi.org/10.21146/2713-1483-2019-1-1-146-155
Шантидева (2007) Bodhicaryāvatāra : Вступление в практику Бодхисаттв / пер. с тиб., примеч. и вступ. ст. д-ра филос. наук И. С. Урбанаевой. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН. 327 с.
Cabezon, J. I. (2007) Introduction // Tibetan ritual / ed. by J. I. Cabezon. Ithaca : Snow Lion Publ. 320 p. Pp. 1–34.
Gomez, L. O. (2007) Two tantric meditations: Visualizing the deity // Buddhism in practice. Abridged edition / ed. by D. S. Lopez, Jr. Princeton ; Oxford : Princeton University Press. 464 p. Pp. 236–245.
Lindhal, J. R. (2017) Somatic energies and emotional traumas : A qualitative study of practice-related challenges reported by Vajrayana Buddhists // Religions. Vol. 8. Issue 8. No. 153. DOI: https://doi.org/10.3390/rel8080153
Lopez, D. S. (2007) A rite for restoring the Bodhisattva and tantric vows // Buddhism in practice. Abridged edition / ed. by D. S. Lopez, Jr. Princeton ; Oxford : Princeton University Press. 464 p. Pp. 387–396.
Powers, J. (2007) Introduction to Tibetan Buddhism. Revised edition. Ithaca, NY ; Boulder, CO : Snow Lion Publ. 591 p.
Jinpa, Th. (2006) Introduction // Mind training. The great collection / compiled by Sh. Gyalchok, K. Gyaltsen ; transl. and ed. by Th. Jinpa. Boston : Wisdom Publ. 719 p. Pp. 1–15.
Snellgrove, D., Richardson, H. (1980) A cultural history of Tibet. London : Weidenfeld & Nicolson. 297 p.
Опубликован
Как цитировать
практик // Новые исследования Тувы. 2021, № 2. С. 156-168. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.2.13
For citation:
Erendzhenova Yu. Yu. Rossiiskie tsentry tibetskoi buddiiskoi traditsii: osobennosti i znachenie religioznykh praktik
[Russian Centers of the Tibetan Buddhist Tradition: Features and Significance of Religious Practices]. New Research of
Tuva, 2021, no. 2, pp. 157-168. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.2.13
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.