Открытие Тувы в ориенталистской оптике (Сергей Минцлов и Отто Менхен-Хельфен)
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2024.1.8Ключевые слова:
Тува; травелог; ориентализм; Сергей Минцлов; Отто Менхен-ХельфенАннотация
В статье исследуются литературные травелоги С. Р. Минцлова и О. Менхен-Хельфена, благодаря которым Тува в начале ХХ в. была открыта миру: американцам и европейцам, русским в том числе. Аналитика паттернов образа Тувы в ориенталистской оптике (корпус приемов и средств) — основная цель, которую ставят авторы статьи.
В травелоге русского писателя С. Р. Минцлова «Секретное поручение: Путешествие в Урянхай» (1915) Тува предстает как terra incognita. Отмечаются реперные точки в рецепции Тувы путешественником, которые впоследствии станут типологическими в изображении этого края: природа и быт с ритуальными артефактами, «нецивилизованность» и отличительные антропологические черты тувинцев.
Австрийский историк О. Менхен-Хельфен в своем травелоге «Путешествие в азиатскую Туву» (1931) идет по стопам С. Р. Минцлова, постигая культуру Тувы, ее будни и праздники, природу и хозяйство, ее инфраструктуру конца 1920-х гг., но с одним отличием: он, как и тувинцы, находится под бдительным контролем со стороны советской власти.
Библиографические ссылки
Бахтикиреева, У. М., Синячкин, В. П. (2023) Социокультурные особенности современного тувинского общества // Вестник РУДН. Серия: «Социология». Т. 23. № 1. С. 188–195. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2023-23-1-188-195
Бахтикиреева, У. М., Шагимгереева, Б. Е., Амалбекова, М. Б. (2023) Познание самих себя через познание культуры своего этноса // Новые исследования Тувы. № 4. С. 226–236. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.16
Гарипова, Г. Т., Шафранская, Э. Ф. (2023) Тувинский текст в аспекте транскультурации // Полилингвиальность и транскультурные практики. № 3. С. 497–514. DOI: https://doi.org/10.22363/2618-897X-2023-20-3-497-514
Гарипова, Г. Т., Шафранская, Э. Ф., Токарева, Н. А. (2023) Роман Сенчин: поэтика тувинского текста // Новые исследования Тувы. № 4. С. 6–21. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.1
Гордеева, Е. Ю. (2003) Очерк // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М. : Интелвак. 1597 стб. Стб. 707–709.
Кудайбергенова, Д. Т. (2020) Призраки, манкурты и прочее: «постколониальное» искусство Центральной Азии : пер. с англ. Н. Михайлина // Новое литературное обозрение. № 1(161). С. 175–198.
Ламажаа, Ч. К. (2018) Национальный характер тувинцев. М. ; СПб. : Нестор-История. 237 с.
Ламажаа, Ч. К. (2021a) Очерки современной тувинской культуры. СПб. : Нестор-История. 192 с.
Ламажаа, Ч. К. (2021b) Тува как лимитрофная зона: язык, религия и идентификация тувинцев // Новые исследования Тувы. № 3. С. 178–194. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2021.3.14
Монгуш, М. В. (2010a) Зарубежные исследователи Тувы (краткий обзор) // Новые исследования Тувы. № 2. С. 203–237.
Монгуш, М. В. (2010b) Один народ: три судьбы. Тувинцы России, Монголии и Китая в сравнительном контексте. Осака : Национальный Музей этнологии. 369 с.
Монгуш, М. В. (2010c) Тува век спустя после Каррутерса и Менхен-Хельфена. Осака : Национальный Музей этнологии. 212 с.
Монгуш, М. В. (2012) История австрийского синолога: К вопросу о научном туризме // Сервис в России и за рубежом. № 4. С. 133–143.
Монгуш, М. В. (2014) Кызыл глазами австрийского ученого Отто Менхен-Хельфена // Новые исследования Тувы. № 3. С. 166–171.
Пильский, П. (2022) С. Р. Минцлов. Жизнь, личность, труды: Критико-биографический очерк // С. Р. Минцлов. То, чего мы не знаем / сост. И. Л. Великодная, Л. Н. Мараховская. М. : Арт. Собрание. 180 с. С. 7–51.
Поспелов, Г. Н. (1987) Очерк // Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М. : Советская энциклопедия. 752 с. С. 263–264.
Савицкий, Е. (2020) Как купец Калинцов в Вене в 1882 году самоедов показывал: покорность и сопротивление «все равно что животных» // Новое литературное обозрение. № 1(161). С. 124–139.
Саид, Э. (2021) Ориентализм / науч. ред. А. Р. Ихсанов. М. : Музей современного искусства «Гараж». 560 с.
Стил, Э. Дж., Линдли Р. А., Бландэн Р. В. (2002) Что, если Ламарк прав? Иммуногенетика и эволюция / пер. с англ. О. В. Кузнецовой; под ред. Л. А. Животовского. М. : Мир. 237 с.
Тлостанова, М. В. (2004) Постсоветская литература и эстетика транскультурации. Жить никогда, писать ниоткуда. М. : Едиториал УРСС. 416 с.
Тлостанова, М. (2020) Постколониальный удел и деколониальный выбор: постсоциалистическая медиация // // Новое литературное обозрение. № 1(161). С. 66–84.
Тувинцы: Родные люди (2022) / Ч. К. Ламажаа, Н. Д. Сувандии, Ш. Ю. Кужугет, Ш. Б. Майны; под. ред. Ч. К. Ламажаа, Н. Д. Сувандии. СПб. : Нестор-История. 360 с.
Урянхай. Тыва дептер (2007–2008) Антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае-Танну-Туве, урянхайцах-тувинцах, о древностях Тувы (II тысячелетие до н. э. — первая половина ХХ в.) : в 7 т. / редкол.: К. Д. Аракчаа, К. С. Шойгу. М. : Слово.
Хирш, Ф. (2022) Империя наций: Этнографическое знание и формирование Советского Союза / авториз. пер. с англ. Р. Ибатуллина. М. : Новое литературное обозрение. 473 с.
Четырова Л. Б., Сахаров А. С. (2023). Травелоги в перспективе гендерного ориентализма (по материалам текстов К. Д. Минцловой, Е. К. Верещагиной, С. Р. Минцлова и Ю. Н. Рериха) // Новые исследования Тувы. № 2. С. 141–152. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.2.10
Шафранская, Э. Ф. (2016) Туркестанский текст в русской культуре: Колониальная проза Николая Каразина (историко-литературный и культурно-этнографический комментарий). СПб. : Свое издательство. 370 с.
Шафранская, Э. Ф. (2017) Вруны и фантазеры как паттерн локальных текстов ХХ века // Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». № 1. С. 22–29.
Шафранская, Э. Ф. (2019) Каразин! Азия! // Каразин Н. Н. На далеких окраинах. Погоня за наживой: Романы / подгот. Э. Ф. Шафранская; отв. ред. Б. Ф. Егоров. М. : Наука. 629 с. С. 525–596.
Шафранская, Э. Ф. (2020) О русском ориентализме, «русском мире» в колониальной литературе и их переосмыслении в постколониальной литературе // Новое литературное обозрение. № 1(161). С. 291–306.
Шафранская, Э. Ф., Должикова, А. В. (2024) Карл Шмюкле — неизвестный соратник по тувинскому путешествию Отто Менхен-Хельфена // Новые исследования Тувы. 2024, № 1. С. 135–147. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2024.1.9
Said, E. W. (1978). Orientalism. New York : Vintage Books. 368 p.
Опубликован
Как цитировать
For citation:
Shafranskaya E. F., Garipova G. T. and Shaimerdenova N. Zh. Discovery of Tuva in Orientalist optics (Sergei Mintslov and Otto Maenchen-Helfen). New Research of Tuva, 2024, no. 1, pp. 121-134 (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2024.1.8
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.