Фольклорные культуремы и структура культурных репрезентаций тувинцев
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2022.1.11Ключевые слова:
тувинцы; Тува; фольклор; тувинский фольклор; тувинская культура; репрезентация культуры; структура репрезентаций культурыАннотация
В статье представлены результаты исследования роли и места фольклора в системе культурных ценностей современного тувинского общества. Авторы исходили из понимания культуры как кода, как инструмента и как воображаемого пространства. С последним связано понятие культурных репрезентаций, которые присутствуют в обыденном, не отрефлексированном сознании носителей культуры и отражают их точку зрения на саму культуру.
В отличие от деклараций о культуре, репрезентации носят социальный характер, непосредственно не даны в наблюдении, но могут быть получены в результате анализа эпикультурных дискурсов. Культурные репрезентации выполняют троякую роль в социуме: придают смысл фрагменту реальности, интегрируют новые смыслы в привычные системы знания и обеспечивают обмен смыслами в обществе, поддерживая его единство (С. Московичи). Репрезентации имеют статичный характер и, согласно проведенным исследованиям, образуют структуру по типу поля. В теоретическом плане работа опирается на разграничение двух измерений — индивидуального, а именно памяти и культурного воображаемого, и социального, к которому относится история и культурные идеологии.
Эмпирическая часть исследования состояла из серии исследовательских мини-интервью с представителями молодого поколения тувинцев (17–27 лет),чья социализация и инкультурация прошла в Туве, и анкетирования, в котором приняли участие 190 чел. в возрасте от 17 до 77 лет. Инструментарием исследования стала анкета, разработанная по методике Б. Морера и позволяющая выявить структуру социальных репрезентации тувинской культуры и места в ней фольклора. Репрезентации культуры оценивались по трем индексам: оценки, консенсуса и дисперсии, совмещение которых позволило выявить центральные и периферийные зоны культуры, определить прототипические культуремы, выявить уровень согласия общества по значимости культуремы, а также прогнозировать социокультурную динамику общества. Исследование показало, что центр и периферия поля культуры не находятся в отношениях иерархии, поскольку центральные культуремы задают нормативные отношения, а периферийные обеспечивают пластичность системы.
Библиографические ссылки
Вежбицкая, А. (1999) Семантические универсалии и описание языков. М.: Языки русской культуры. 790 с.
Дэвид-Фокс, М. (2016) Модерность в России и СССР: отсутствующая, общая, альтернативная или переплетенная? [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение № 4 (140). URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/140_nlo_4_2016/article/12048/ (дата обращения 21.01.2022).
Кужугет, Ш. Ю., Сувандии, Н. Д., Дамбаа, Ш. В., Ламажаа, Ч. К. (2019) Концепт тɵрел ‘родственник’ в языковой картине мира тувинцев // Новые исследования Тувы. № 3. С. 149–157. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2019.3.12
Ламажаа, Ч. К., Сузукей, В. Ю. (2019) Тувинское горловое пение как нематериальное культурное наследие и как культурный бренд Тувы // Новые исследования Тувы. № 2. С. 72–83. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2019.2.6
Ламажаа, Ч. К. (2018) Национальный характер тувинцев. СПб: Нестор-история. 240 с.
Ламажаа, Ч. К. (2021a) Тува как лимитрофная зона: язык, религия и идентификация населения // Новые исследования Тувы. № 3. С. 178–194. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.3.14
Ламажаа, Ч. К. (2021b) Очерки современной тувинской культуры. СПб.: Нестор-История. 192 с.
Майны Ш. Б. Семейный обряд хылбык дой городских тувинцев // Новые исследования Тувы. 2021, № 4. С. 76–88. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.4.6
Персидская, О. А. (2019) Роль ценностных ориентаций молодых тувинцев в пространственном развитии Республики Тыва // Новые исследования Тувы. № 3. С. 41–51. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2019.3.4
Попков, Ю. В., Мадюкова, С. А. (2010) Социокультурный неотрадиционализм: воспроизведение традиций и воспроизводство этничности // Новые исследования Тувы. № 2. С. 25–39.
Фромм, Э. (2004) Анатомия человеческой деструктивности : пер. с нем. М. : АСТ. 319 с.
Abric, J.-C. (1987) Coopération, compétition et représentations sociales. Cousset : Del Val. 229 p.
Abric, J.-C. (1989) L’étude expérimental des représentations sociales // Jodelet, D. (dir.) Les représentations sociales. Paris : P.U.F. 454 p. P. 205–224.
Abric, J.-C. (1994) L’organisation interne des pratiques sociales: systèmes central et système périphérique // Guimelli, C. (dir.) Structure et transformation des représentations sociales. Paris : Delachaux et Niestlé. 251 p. P. 73–84.
Abric, J.-C. (2003) La recherche du noyau central et de la zone muette des représentations sociales // Abric, J.-C. (dir). Méthodes d’étude des représentation sociales. Ramonville Saint-Agne : Erès. 296 p. P. 59–80.
Maurer, B., Desrousseaux, P.-A. (2013) Représentations sociales des langues en situation multilingue. La méthode d’analyse combinée, nouvel outil d’enquête. Paris: Édition des archives contemporaines. 124 p.
Moles, A. (1967) Sociodynamique de la culture. Paris ; La Haye: Mouton et Gie. 344 p.
Moles, A., Zeltmann, Cl. (1971) La communication. Paris : CEPL, Dictionnaire Marabout Université. 482 p.
Moscovici, S. (1973) Introduction à la psychologie sociale. Paris : Larousse université. 363 p.
Moscovici, S. (1989) Des représentations collectives aux représentations sociales // Jodelet D. (ed.), Les représentations sociales. Paris : PUF. 456 p. P. 79–104.
Moscovici, S. (1992) La nouvelle pensée magique. Représentation // Bulletin de psychologie. Vol. XLV (405). P. 137–143.
Moskvitcheva, S., Safina, L. (2021). Motivations and Expectations of the Adult Learners of Tatar Language in Moscow [Электронный ресурс] // Gomez, Ch., L., Lopez M., A. Candel Torres I. (eds.). EDULEARN 2021 Proceeding. IATED Academy [online] Available at: https://library.iated.org/view/MOSKVITCHEVA2021MOT (дата обращения 21.01.2022).
Moskvitcheva, S., Viaut, A. (2021) The Need for Minority Languages in Borderland Conditions: Field Research Methodology // Agranat, T., Dodykhudoeva, L. (eds). Strategies for Knowledge Elicitation. The Experience of the Russian School of Field Linguistics. Cham : Springer. 247 p. P. 52–68.
Rosch, H. E. (1978) Principles of Categorization // Rosch, E., Lloyd, B.B. (eds), Cognition and Categorization. Hillsdale NJ: Lawrence Erlbaum Associates. 328 p. Pp. 28–49.
Опубликован
Как цитировать
For citation:
Moskvitheva S. A., Aleksandrova, O. I. and Ebzeeva Yu. N. Fol'klornye kul'turemy i struktura kul'turnykh reprezentatsii tuvintsev [Folklore culturemes in the structure of cultural representations of Tuvan people]. New Research of Tuva, 2022, no. 1, pp. 164-182. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2022.1.11
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.