Душевные недуги в традиционной культуре тюрко-монгольских народов Внутренней Азии: восприятие, причины, исцеление

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.25178/nit.2021.3.18

Ключевые слова:

тюркские народы; монгольские народы; Сибирь; якуты; хакасы; тувинцы; буряты; традиционное мировоззрение; заболевание; психическое расстройство

Аннотация

В число распространенных заболеваний, описываемых у народов Сибири (якутов, тувинцев, хакасов, бурят), входят различные виды душевных недугов, которые с XIX в. называли «истериодемоническими». К ним относили эпилепсию, бред, галлюцинации, судороги, депрессии, склонность к самоубийству. Самым известным и распространенным было эмирячество, которым болели преимущественно женщины. Особый интерес представляют традиционные воззрения о причинах психических недугов. В статье собраны проявления разных форм психических расстройств, причин подобных заболеваний в представлениях носителей традиционной культуры и исследователей, анализируется этимология терминов.

Выявлено, что больные эмирячеством выступали как средство коммуникации божеств и духов с людьми, включая духов предков. Различные душевные недуги люди считали наказанием со стороны сверхъестественных сил. Психическое расстройство воспринималось как знак избранничества человека как будущего шамана. Высокая реалистичность образов иных миров стирала грани между земным и потусторонним мирами, формируя иллюзию их доступности. Исцелить больных могли шаманы и люди, длительно страдающие душевным недугом. Снимали психоэмоциональное напряжение посредством шаманских практик, лечебного танца, предметов, ассоциирующихся с покоем, неподвижностью.

Библиографические ссылки

Алексеев, Н. А. (1975) Традиционные религиозные верования якутов в XIX — начале ХХ в. Новосибирск : Наука. 200 с.

Алексеев, Н. А. (1980) Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск : Наука. 315 с.

Алексеев, Н. А. (2004) Якутские мифы. Новосибирск : Наука. 451 с.

Аникин, А. Е. (2000) Этимологический словарь русских диалектов Сибири. Новосибирск : Наука. 772 с.

Большой академический монгольско-русский словарь (2001): в 4 т. / отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. М. : ACADEMIA. Т. II. 536 с.

Бравина, Р. И. (2005) Концепция жизни и смерти в культуре этноса на материале традиций саха. Новосибирск : Наука. 307 с.

Бётлинк, О. Н. (1989) О языке якутов. Новосибирск : Наука. 644 с.

Бурятско-русский словарь (1973) / сост. К. М. Черемисов. М. : Советская энциклопедия. 803 с.

Бурнаков, В. А. (2005) Суицид и традиционное мировоззрение хакасов. Из архивных материалов КГБ // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. XI. Ч. II. С. 52–56.

Бутанаев, В. Я. (1999) Хакасско-русский историко-этнографический словарь. Абакан : Хакасия. 235 с.

Бутанаев, В. Я. (2003) Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан : Изд-во Хакасского государственного университета. 260 с.

Бутанаев, В. Я. (2006) Традиционный шаманизм Хонгорая. Абакан : Изд-во Хакасского государственного университета. 254 с.

Васильев, В. Е. (2010) Обряд посвящения ытык как сакральный договор с божествами верхнего мира // Этногенез и культурогенез в Байкальском регионе (средневековье) / отв. ред. П. Б. Коновалов, Е. Н. Романова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. 410 c. С. 274–292

Вербицкий, В. И. (1893) Алтайские инородцы. Сборник этнографических статей и исследований. М. : Скоропеч. А. А. Левенсон. 221 с.

Восемнадцать степных законов. Памятник монгольского права XVI–XVII вв. (2002) / пер. монг. текста, ком. и исс. А. Д. Насилова. СПб. : Петербургское востоковедение. 159 с.

Гурвич, И. С. (1977) Культура северных якутов-оленеводов. М. : Наука. 245 с.

Даржа, В. К. (2009) Традиционные мужские занятия тувинцев. Т. 1. Хозяйство, охота, рыбалка. Кызыл : Тувинское книжное изд-во. 589 с.

Дьяконова, В. П. (1975) Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. Л. : Наука. 163 с.

Жамцарано, Ц. (2001) Путевые дневники 1903–1907 гг. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН. 380 с.

Зеленин, Д. К. (1936) Культ онгонов в Сибири. Пережитки тотемизма в идеологии сибирских народов. М.; Л.: Наука. 436 с.

Кон, Ф. Я. (1936) За пятьдесят лет. 2-е изд. Т. 3–4. М.: Советский писатель. 344 с.

Кулемзин, В. М. (1984) Человек и природа в верованиях хантов. Томск : Изд-во Томского университета. 187 с.

Манжигеев, И. А. (1978) Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. Опыт атеистической интерпретации. М.: Наука.125 с.

Михайлов, Т. М. (1987) Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск: Наука. 282 с.

Мицкевич, С. И. (1929) Мэнэрик и эмиряченье. Формы истерии в Колымском крае. Л. : Изд-во Aкадемии наук СССР. 53 с.

Миягашева, С. Б. (2019) Семантика ритуального лечебного танца андай у монгольских народов // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. № 3 (35). С. 102–109. DOI: DOI: 10.31554/2222-9175-2019-35-10-102-109

Монгуш, М. В. (2012) Шаманизм и неошаманизм в Туве // Ученые записки. Вып. XXIII. Тувинский институт гуманитарных исследований. Кызыл: Тываполиграф. 612 с. С. 297–321

Небесная дева-лебедь. Бурятские сказки, предания и легенды (1992) / сост. И. Е. Тугутов, А. И. Тугутов; пер. А. И. Тугутов; комм. И. Е. Тугутов, А. И. Тугутов, Л. Н. Нуркаева. Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издание. 368 с.

Осокин Г. М. (1906) На границе Монголии. Очерки и материалы к этнографии юго-западного Забайкалья. СПб. : Типография А.С. Суворина. 214 с.

Пекарский, Э. К. (1959) Словарь якутского языка : в 3 т. 2-е изд. М. : АН СССР. Т. II. Вып. 5–9. стб. 1281–2508. 641 с.

Пинтилей, Н. В., Черкасова, Е. С. (2013) Этиология и традиционные методы лечения психических заболеваний в русской народной медицине [Электронный ресурс] // Медицина и образование в Сибири. № 4. URL: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/abauthors.php?id=1040 (дата обращения: 05.06.2021).

Попов, А. А. (1949) Материалы по истории религии якутов бывшего Вилюйского округа // Сборник музея археологии и этнографии. Т. XI. 394 с. С. 257–323.

Попов, А. А. (2008) Камлания шаманов бывшего Вилюйского округа: тексты. 2-е изд. / сост. Р. И. Бравина. Новосибирск : Наука. 464 с.

Радлов, В. В. (1989) Из Сибири. Страницы дневника. М. : Наука; Главная редакция восточной литературы. 749 с.

Рассадин, В. И. (1980) Монголо-бурятские заимствования в сибирских тюркских языках. М. : Наука. 116 с.

Рябков, П. (1887) Полярные страны Сибири (заметки и наблюдения в Колымском округе) // Сибирский сборник / под ред. Н. М. Ядринцева. Вып. 1887. СПб. : Типография И. Н. Скороходова. 278 с. С. 1–42.

Семенова, Н. Б. (2019) Предпосылки суицидального поведения у детей и подростков коренных народов Сибири: когнитивные факторы риска. Часть II // Суицидология. Т. 10. № 3 (36). С. 19–31.

Семке, В. Я., Богомаз, С. А., Бохан, Т. Г. (2012) Качество жизни молодежи народов Сибири как системный показатель уровня стрессоустойчивости // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. № 2 (71). С. 94–98.

Серошевский, В. Л. (1993) Якуты. Опыт этнографического исследования. М. : Московская типография № 2. 736 с.

Сидоров, П. И., Медведева, В. В., Давыдов, А. Н. (2014) Истериодемонические истоки психических эпидемий // Психическое здоровье. № 4. С. 39–48.

Слепцов, П. А. (1972) Якутско-русский словарь. М. : Изд-во Советская энциклопедия. 568 с.

Содномпилова, М. М. (2019) Между медициной и магией: практики народной медицины в культуре монгольских народов (XVII–XIX вв.). М. : Восточная литература. 205 с.

Содномпилова, М. М., Нанзатов, Б. З. (2020) «Костная» версия антропоморфной модели в традиционном мировоззрении тюрко-монголов Внутренней Азии: образы, значение, функции // Вестник археологии, антропологии и этнографии. № 4 (51). С. 207–217. DOI: 10.20874/2071-0437-2020-51-4-18

Соломатина, С. Н. (1992) Материалы по шаманству у тувинцев // Материалы полевых этнографических исследований 1988–1989 гг. / отв. ред. Ю. Ю. Карпов. СПб. : Наука. Вып. 1. 180 с. С. 119–129.

Талько-Грынцевич, Ю. Д. (1903) К вопросу об изучении физиологических явлений половой жизни женщин в Забайкалье // Труды Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Имп. Русского географического общества. СПб : Типо-литография Герольдт. Т. VI. Вып. 1. 172 с. С. 95–135.


Татаринцев, Б. И. (2002) Этимологический словарь тувинского языка. Новосибирск : Наука. Т. II. 387 с.

Татаринцев, Б. И. (2008) Этимологический словарь тувинского языка. Новосибирск : Наука. Т. IV. 442 с.

Термен, А. И. (1912) Среди бурят Иркутской губернии и Забайкальского края. Очерки и впечатления. СПб. : Типография Министерства Внутренних Дел. 144 с.

Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Человек. Общество (1989) / Э. Л. Львова и др. Новосибирск : Наука. 243 с.

Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX — начало XX века) (2002) / подг. текстов, предисл. и комм. А. К. Кужугет. Кызыл : Тувинское книжное издательство. 224 с.

Тюркские народы Восточной Сибири (2008) / отв. ред. Д. А. Функ, Н. А. Алексеев. М. : Наука. 422 с.

Хангалов, М. Н. (1959) Собрание сочинений : в 3 т. Улан-Удэ : Бурятское книжное изд-во. Т. II. 442 с.

Херел, А. Х. (2015) Преломление жанра народной легенды в тувинской драматургии (на материале пьесы «Хайыраан боот») В. Кок-oола // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 10(1). С. 249–255.

Цыбиков, Б. Д. (1970) Обычное право селенгинских бурят. Улан-Удэ : Бурятское книжное изд-во. 282 с.

Цыденова, Д. Ц. (2009) Представления агинских бурят о жизни и смерти. Новосибирск : Редакционно-издательский центр НГУ. 193 с.

Якуты. Саха (2012) / отв. ред. Н. А. Алексеев и др. М. : Наука. 599 c.

Räsanen, M. (1969) Versuch eines etymologisches Wörterbuch der Türksprachen. Helsinki. 533 р.

Опубликован

07.09.2021

Как цитировать

Содномпилова М. М. Душевные недуги в традиционной культуре тюрко-монгольских народов Внутренней Азии: восприятие, причины, исцеление // Новые исследования Тувы. 2021, № 3. С. 249-264. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.3.18

For citation:
Sodnompilova M. M. Dushevnye nedugi v traditsionnoi kul’ture tiurko-mongol’skikh narodov Vnutrennei Azii: vospriiatie, prichiny, istselenie [Mental disorders in the traditional culture of the Turkic-Mongolian peoples of Inner Asia: perception, causes, healing]. New Research of Tuva, 2021, no. 3, pp. 249-264. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.3.18

Выпуск

Раздел

Диалог культур

Биография автора

Марина Михайловна Содномпилова, Калмыцкий научный центр Российской академии наук

Доктор исторических наук, исследователь лаборатории междисциплинарных исследований востоковедного профиля Калмыцкого научного центра РАН.

Адрес: 358000, Российская Федерация, г. Элиста, ул. им. И. К. Илишкина, д. 8.

Тел.: +7 (84722) 3-55-06.

Эл. адрес: sodnompilova@yandex.ru