Культ Белого старца (монгольские тексты из Тувы)
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2021.1.9Ключевые слова:
Белый старец; молитва-санг; «Сутра Белого старца»; рукописный сборник; текстологическая традиция; ТуваАннотация
Одна из богатейших обрядовых, текстологических и иконографических традиций сложилась вокруг культа Белого старца. Широкая распространенность и значимость культа делают его особым феноменом религиозно-духовной культуры монгольских народов.
В статье дан обзор монгольских текстов молитв-сангов и «Сутры Белого старца» из фондов Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. В рукописном фонде музея находится одиннадцать рукописей, из которых нам удалось ознакомиться с пятью текстами. Рукописи из Тувы представляют интерес и как региональная традиция культа Белого старца, так и с точки зрения текстологии.
Одной из особенностей графики текстов из Тувы является то, что в большинстве текстов графема š во всех позициях отмечена короной (титм), что является характерным признаком «ясного письма».
Библиографические ссылки
Дулам, С. (2018) Монголын буриад бөө нэрийн Цагаан өвгөний шүтлэг, тахилга [Культ и почитание Белого старца шаманами монгольских бурят] // Эрдэм шинжилгээний өгүүлэл [Сборник научных статей]. Улаанбаатар: Монгол улсын их сургууль [Монгольский государственный университет]. I боть. Домог зүй, бөө мөргөлийн судалгаа [Т. I. Исследование мифов и шаманизма]. 496 с. С. 404–419. (На монг. яз.).
Ламаизм в Бурятии XVIII — начала XX века: Структура и социальная роль культовой системы (1983) / отв. ред. Н. В. Абаев. Новосибирск : Наука, Сиб. Отделение. 235 с.
Позднеев, А. М. (1887) Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. СПб. : Типография Императорской академии наук. 492 с.
Поппе, Н. Н. (1932) Описание монгольских «шаманских» рукописей Института востоковедения // Записки Института востоковедения АН СССР. Т. I. / ред. изд. С. Ф. Ольденбург. Л. : Изд. Академии наук СССР. 321 с. С. 151–200.
Самбудорж, О. (1997) Хэл зохиолын хүрээлэнгийн тод үсгийн номын бүртгэл. Сан тахилгын судар [Каталог рукописей на «ясном письме» Института языка и литературы. Рукописи молитв-сангов]. Уланбаатар: ШУА-ийн Хэл Зохиолын хүрээлэн (Институт языка и литературы АНМ). 108 х. (На монг. яз.).
Birtalan, A. (2020) Ritual Texts Dedicated to the White Old Man with Examples from the Classical Mongolian and Oirat (Clear Script) Textual Corpora // Sources of Mongolian Buddhism / Ed. by A. Vesna. Wallace. Oxford : University Press. 544 p. P. 269–293.
Heissig, W. (1966) Mongolische Volksreligiose und folklorische Texte. Wiesbaden : Franz Steiner Verlag. 256 p.
Futaki, H. (2005) Classification of Texts Related to the White Old Man // Quastiones Mongolorum Disputatae No. 1. P. 35–46.
Galdan, Do. (2013) Surγal šilüg kiged sang takil [«Стихотворные поучения и молитвы-санги»]. Ürumči: Šinǰiyang-un arada-un keblel-un xoryi-a, 2012. 378 х. (На монг. яз.).
Erdemtu, M. (2015–2019) Ili-yin γool-un degedü urusqal daγau oron-du qadaγalaldaǰu bayiγ-a todo üsüg-ün dursqal-tu bičig-ün sudulul [«Исследование памятников “ясного письма”, хранящихся в верховьях реки Или»] : in 50 vol. Huh-Hoto : Öbör mongγol-un soyol-un keblel-un horyi-a. (На монг. яз.).
Sazykin, A. (1994) Catalogue of the Mongol manuscripts and xylographs preserved in the library of the Tuvan Ethnological museum “Sixty Heroes” // Acta Orientalia Academiae Scientarium Hungaricae. T. XLVII, Fas. 3. Budapest : Academiai Kiado. 467 p. P. 327–407.
Śarközi, A. (1983) Incense-offering to the White Old Man // Documenta Barbarorum. Festschrift für Walter Heissig zum 70. Geburtstag. Veröffentlichungen der Societas Uralo-Altaica Band. Wiesbaden: Otto Harrassowitz Verlag. 435 p. P. 357–369.
Опубликован
Как цитировать
For citation:
Bicheev B. A. and Alateng Aoqier. The cult of the White Old Man: Mongolian texts from Tuva. New Research of Tuva, 2021, no. 1, pp. 174-187. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.1.9
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.