Актуальное конфессиональное письмо: между историографией и биографией (предварительные замечания к рукописи «Заповедная вера. Книга жития и страданий сымских старообрядцев»)

Авторы

  • Александр Анатольевич Пригарин Одесский национальный университет им. И. И. Мечникова https://orcid.org/0000-0002-6684-309X
  • Алена Александровна Стороженко Тувинский государственный университет https://orcid.org/0000-0001-9986-8966
  • Маргарита Петровна Татаринцева Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва https://orcid.org/0000-0002-2118-1926

DOI:

https://doi.org/10.25178/nit.2020.4.13

Ключевые слова:

Тува; старообрядчество; часовенное согласие; титовское согласие; Енисей; Сым; енисейский меридиан; рукопись; житие; заповедная вера

Аннотация

В статье рассматривается рукопись «Заповедная вера. Книга жития и страданий сымских старообрядцев» Н. Г. Сидоркиной (Головко). Данный текст был создан в самом начале ХХІ в. (2002 г.), однако отображает сложные исторические процессы обособления и жизнедеятельности староверов-титовцев на протяжении всего ХХ в., особенно — на Среднем Енисее. Данная рукопись расценивается авторами как оригинальное старообрядческое сочинение новейшего времени. В центре внимания рукописи — носители самобытного мировоззрения — староверы титовского согласия «енисейского меридиана», единого конфессионального пространства современных часовенных, включающего в себя Красноярский край и Туву.

Проанализированы обстоятельства создания рукописи, а также ее содержание. Оригинальность текста порождена путем «внутреннего диалога», автоэтнографическими рефлексиями. Проведенный предварительный источниковедческий анализ, а также использование ряда экспедиционных методов позволили не только показать самобытность документа, но и охарактеризовать его значение для актуальной историографии старообрядчества. Показательно, что исследовательница, используя опыт полевых наук, превратила свою жизнь в перманентное исследование самобытной группы старообрядчества.

Проведена характеристика выразительного жанра рукописи, которая позволяет ставить вопросы о современном «старообрядческом письме» как культурном феномене. Выявлена его структурно-семантическая специфика. Согласно авторской концепции, рукопись одинаково ориентируется как на конфессиональную, так и общую грамотность. Такая «двойная» эрудиция, активное использование мировоззренческих установок обеих социальных практик взаимно обуславливают дальнейшее развитие старообрядческой мысли.

Библиографические ссылки

Бахтина, О. Н. (1999) Старообрядческая литература и традиции христианского понимания слова. Томск : Изд-во Томского университета. 261 с.

Бахтина, О. Н., Дутчак, Е. Е. (2008) От «книги читаемой» к «человеку читающему»: из опыта работы археографической экспедиции Томского университета (1986–2006) // Традиционная книга и культура позднего русского средневековья / отв. ред. И. В. Поздеева. Ярославль : Ремдер. 388 с. С. 285–299.

Бойко, Е. С. (2006) Книга как святыня у староверов на Енисее // Седьмые Макушинские чтения. Материалы научной конференции. г. Красноярск / отв. ред. Е. Н. Савенко. Новосибирск: Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН. 408 с. С. 18–21.

Бойко, Е. С. (2015) Наличие печатных и рукописных книг православной тематики в семьях староверов на Енисее // VIII Юдинские чтения. Материалы международной научно-практической конференции : в 2 ч. / сост.: Е. В. Бурцева, Т. И. Матвеева; отв. за вып. А. П. Калугин. Красноярск: Краевое государственное автономное учреждение культуры. Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края. Ч. 2. 292 с. С. 4–13.

Бородихин, А. Ю. (2018) Древние книги Сибири (по материалам археографических экспедиций ГПНТБ СО РАН) // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. № 3. С. 145–157.

Бураева, С. В. (2018) Старообрядческая книжная традиция Енисея: возможности и проблемы компаративного анализа // Вестник Восточно-сибирского государственного института культуры. № 4 (8). С. 29–38. DOI: https://doi.org/10.31443/2541-8874-2018-4-8-29-38

Быкова, Е. В., Пригарин, А. А. (2019) Мир визуальных образов старообрядцев Тувы: от иконы и лубочной картинки до фотографии // Новые исследования Тувы. № 1. С. 75–94. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2019.1.6

Быкова, Е. В., Стороженко, А. А., Пригарин, А. А. (2018) «Светильник ХХ столетия, наставник и учитель слову Божию»: памяти Мурачёва Афанасия Герасимовича (24 октября 1921 — 12 сентября 2008) // IV Центральноазиатские исторические чтения. Пространство культур: через призму единства и многообразия: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под ред. З. Ю. Доржу, В. М. Дамдынчап, Ю. В. Попкова, А. А. Стороженко. Кызыл : Изд-во ТувГУ. 350 с. С. 146–151.

Данилко, Е. С. (2019) «Смерть ближе рубашки»: похоронная обрядность старообрядцев-часовенных // Новые исследования Тувы. № 1. С. 44–59. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2019.1.4

Дутчак, Е. Е. (2018) Полевая археография : учебно-методическое пособие. Томск : Издательский Дом Томского государственного университета. 100 с.

Дутчак, Е. Е. (2019a) Сибирские старообрядческие скиты и их паства на рубеже 1920–1930-х гг. // Новые исследования Тувы. № 1. С. 29–43. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2019.1.3

Дутчак, Е. Е. (2019b) Старообрядческое историописание последней трети XX века: цель и методы // Вестник Томского государственного университета. История. № 60. С. 136–142. DOI: https://doi.org/10.17223/19988613/60/20

Журавель, О. Д. (2001) «Девствующая церковь Христова на Севере» о. Симеона — памятник современной старообрядческой литературы // Общественное сознание и литература XVI–XX вв. : сб. науч. статей / ред. Н. Н. Покровский, Е. К. Ромодановская, Л. В. Титова, Е. Н. Туманик. Новосибирск : Изд-во СО РАН. 385 с. С. 274–292.

Журавель, О. Д. (2014) Литературная культура старообрядцев XVIII–XX вв. : автореф. … д. филол. н. Екатеринбург. 44 с.

Зайцев, Д. Т. (2014) Повесть и житие Данилы Тереньевича Зайцева. М.: Нон-фикшн. 700 с.

Зольникова, Н. Д. (1992а) Историко-эсхатологическое сочинение XX века // Исследования по истории литературы и общественного сознания феодальной России / отв. ред. Е. К. Ромодановская. Новосибирск : Наука. 208 с. (Серия «Археография и источниковедение Сибири». Вып. 16). С. 160–190.

Зольникова, Н. Д. (1992b) Современный писатель-старообрядец с Енисея // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии, Америки / отв. ред. Н. Н. Покровский, Р. Моррис. Новосибирск : Наука. 324 с. С. 283–288.

Зольникова, Н. Д. (1996) Человек и вселенная в сочинениях главы сибирского старообрядческого монастыря о. Симеона // Гуманитарные науки в Сибири. Отечественная история. № 2. С. 50–54.

Зольникова, Н. Д. (1998а) Урало-сибирские староверы в первой половине XX.: Древние традиции в советское время // История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI–XX вв. / отв. ред. Е. К. Ромодановская. Новосибирск : Наука. 316 с. (Археография и источниковедение Сибири. Вып. 18). С. 174–191.

Зольникова, Н. Д. (1998b) Эсхатология енисейского старовера-книжника часовенного согласия Исая Назаровича (1970-е гг.) // Уральский сборник: История. Культура. Религия / отв. ред. И. В. Починская. Екатеринбург : Изд-во Уральского университета. 303 с. С. 73–80.

Зольникова, Н. Д. (1999) Таежный писатель // Традиция и литературный процесс / отв. ред. А. Б. Соктоев. Новосибирск : Изд-во СО РАН. 544 с. С. 174–191.

Зольникова, Н. Д. (2005) А. Г. Мурачев. «О останке Израилевом» // Духовная литература староверов востока России в XVIII–ХХ вв. / подг. Н. Н. Покровским, Н. С. Гурьяновой, Н. Д. Зольниковой и др. Новосибирск: Сибирский хронограф. 799 с. С. 536–541.

Зольникова, Н. Д. (2010) Мемуары А. Г. Мурачева, сибирского старовера-часовенного (конец ХХ — начало ХХI в.) // Традиции отечественной духовной культуры в нарративных и документальных источниках XV–ХХI вв. / отв. ред. Е. К. Ромодановская. Новосибирск: Изд-во СО РАН. 309 с. (Серия «Археография и источниковедение Сибири». Т. 29). С. 213–288.

Зольникова, Н. Д. (2016) Эсхатологические споры часовенных в последней трети ХХ в. как инструмент самоидентификации // Гуманитарные науки в Сибири. Т. 23. № 3. С. 85–89.

Костров, А. В. (2018) «Окно в мир»: современный настенный лист старообрядцев часовенного согласия как отражение их мировоззрения // IV Центральноазиатские исторические чтения. Пространство культур: через призму единства и многообразия: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под ред. З. Ю. Доржу, В. М. Дамдынчап, Ю. В. Попкова, А. А. Стороженко. Кызыл : Изд-во ТувГУ. 350 с. С. 156–162.

Костров, А. В., Моррис, Т. Б. (2019) Визуально-текстовая агиография в настенных листах современных старообрядцев часовенного согласия // Новые исследования Тувы, № 1. С. 95–107. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2019.1.7

Литвиненко, И. И. (2001) К истории носителей говора междуречья Сыма и Каса // Материалы комплексной гуманитарной экспедиции на средний Енисей / отв. ред. Л. Г. Самотик. Красноярск : РИО КГПУ. 115 с. С. 84–108.

Лузько, Н. Г., Самотик, Л. Г. (2001) Творчество крестьянских писателей нашего времени и проблемы диалектной лексикографии // Материалы комплексной гуманитарной экспедиции на средний Енисей / отв. ред. Л. Г. Самотик. Красноярск: РИО КГПУ. 115 с. С. 35–38.

Мальцев, А. И. (1997) Титовское согласие — локальная группа старообрядцев в XX веке // Проблемы историко-культурного наследия Сибири и Дальнего Востока. Материалы региональной научной конференции / отв. ред. А. П. Долнаков. Новосибирск : ИЦ Writer. 102 с. C. 91–92.

Моллеров, Н. М. (2019) Общины евангельских христиан-баптистов в Тувинской Народной Республике (1926–1932 гг.) // Новые исследования Тувы. № 1. С. 16–28. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2019.1.2

Мурачев, А. Г. (1999) История о Дупческом ските // Духовная литература староверов Востока России XVIII–XX вв. / под ред. Н. Н. Покровского. Новосибирск : Сибирский хронограф. 799 с. С. 289–292.

Покровский, Н. Н. (1991) За страницей «Архипелага ГУЛАГ» // Новый мир. № 9. С. 77–90.

Покровский, Н. Н. (1976) Новые сведения о крестьянской старообрядческой литературе Урала и Сибири XVIII века // Труды отдела древнерусской литературы / отв. ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние. Т. XXX: Историческое повествование Древней Руси. 387 с. С. 165–183.

Покровский, Н. Н. (1992) Скитские биографии // Новый мир. № 8. С. 194–210.

Покровский, Н. Н. (1996) «Повести чудесных событий» из Урало-Сибирского патерика XX в. // Труды отдела древнерусской литературы. 1996. / ред. коллегия: А. А. Алексеев, О. А. Белоброва, Д. М. Буланин, И. В. Понырко, М. А. Салмина. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин». Т. 50. 568 с. С. 568–572.

Покровский, Н. Н. (1984) Путешествие за редкими книгами. М. : Книга. 192 с.

Покровский, Н. Н., Зольникова, Н. Д. (2002) Староверы-часовенные на востоке России в XVIII–XX вв. : Проблемы творчества и общественного сознания. М. : Памятники исторической мысли. 471 с.

Пригарин, А. А. (2008) Модели исследовательских стратегий в этнологии: вызов поля и индивидуальный опыт // Антропология академической жизни: адаптационные процессы и адаптивные стратегии / под ред. Г. А. Комаровой. М. : ИЭА РАН. 296 с. С. 141–161.

Пригарин, А. А. (2018) Старообрядчество в процессах переходов: инновации как способ выживания и осмысления // IV Центральноазиатские исторические чтения. Пространство культур: через призму единства и многообразия: сборник материалов Международной научно-практической конференции / Под ред. З. Ю. Доржу, В. М. Дамдынчап, Ю. В. Попкова, А. А. Стороженко. Кызыл : Изд-во ТувГУ. 350 с. С. 167–172.

Ровнова, О. Г. (2015) Старообрядческая документальная повесть как литературное явление и диалектологический источник // Дiалекти в синхронiï та дiахронiï: текст як джерелолiнгвiстiчнихстудiй / вiдповiдальний редактор П. Ю. Гриценко. Киïв, Iнститут украïнськоï мови НАН Украïни. 504 с. С. 314–327.

Рыговский, Д. С. (2019) Енисейские и шорские староверы: сложная структура «простого» сообщества // Новые исследования Тувы. № 1. С. 60–74. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2019.1.5

Самотик, Л. Г. (2001) Русский язык на Среднем Енисее // Научный ежегодник КГПУ. Вып. 2. Том. 2 / редкол. : Н. И. Дроздов (отв. ред.) и др. Красноярск : РИО КГПУ. 292 с. С. 209–229.

Самотик, Л. Г., Лузько, Н. Г. (1992) Рассказы охотников (на материале экспедиции в с. Ярцево, д. Кривляк в 1989–1990 гг.) // Светлица : русский журнал (ноябрь — декабрь). № 1. С. 293–298.

Самотик, Л. Г., Петроченко, Т. В. (2001) Организационно-педагогические основы комплексной гуманитарной экспедиции // Материалы комплексной гуманитарной экспедиции на средний Енисей / отв. ред. Л. Г. Самотик. Красноярск : РИО КГПУ. 115 с. С. 3–13.

Самотик, Л. Г., Лузько, Н. Г. (2001) Установление связей русской и древнерусской культур в сознании младших школьников // Материалы комплексной гуманитарной экспедиции на средний Енисей. / отв. ред. Л. Г. Самотик. Красноярск: РИО КГПУ. 115 с. С. 79-80.

Словарь русских говоров южных районов Красноярского края (1988) / ред.-сост. В. Н. Рогова и др. Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та. 444 с.

Стороженко, А. А. (2015) Конфессиональные миграции старообрядцев как канал межкультурного взаимодействия в Центральной Азии в XIX — начале ХХ в. // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: Материалы VI Международной научно-практической конференции / науч. ред. А. П. Майоров, отв. ред. С. В. Васильева. Улан-Удэ : Изд-во Бурятского гос. ун-та. 392 с. С. 130–136.

Стороженко, А. А. (2019) Старообрядческие монастыри «енисейского меридиана» в XX веке: истоки, традиции и современное состояние // Новые исследования Тувы. № 1. С. 4–15. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2019.1.1

Стороженко, А. А., Татаринцева, М. П. (2016) Верхнеенисейские старообрядческие скиты в Туве: историческая реконструкция // Научные труды Тувинского государственного университета. Материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов ТувГУ, посвященной 65-летнему юбилею высшего педагогического образования в Туве и 95-летию становления Тувинской народной республики / отв. ред. У. В. Ондар. Кызыл : ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет». 228 с. С. 95–96.

Татаринцева, М. П., Стороженко, А. А. (2019) «Прекрасная пустыня, прими меня в свою частыню». Старообрядческие скиты в верховье Енисея // Традиционная культура. Т. 20. № 2. С. 88–97.

Татаринцева, М. П., Стороженко, A. A. (2015) Старообрядцы Тувы: ретроспектива и современность. Saarbrucken: LambertAcademicPublishing. 137 с.
Татаринцева, М. П. (2006) Старообрядцы в Туве: историко-этнографический очерк. Новосибирск : Наука. 216 с.

Татаринцева, М. П. (2018) Проблема сохранения культурных традиций в изменяющихся условиях (на примере старообрядцев в Туве) // IV Центральноазиатские исторические чтения. Пространство культур: через призму единства и многообразия: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под ред. З. Ю. Доржу, В. М. Дамдынчап, Ю. В. Попкова, А. А. Стороженко. Кызыл : Изд-во ТувГУ. 350 с. С. 177–181.

Татаринцева, М. П. (2019) Фольклор старообрядцев таежных деревень Верховья Енисея в репертуаре детского ансамбля «Октай» // Новые исследования Тувы. № 1. С. 108–120. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2019.1.8

Толстова, Г. А. (2007) В Сымской тайге [Электронный ресурс] // Старообрядецъ. № 38. URL: https://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/47-1-0-255 (дата обращения: 15.07.2020).

Толстова, Г. А. (2012) Старообрядческие согласия Приенисейской Сибири // Старообрядцы Приенисейской Сибири: история и современность : сборник материалов / отв. ред. Г. А. Толстова. Красноярск : ЛИТЕРА-принт. 219 с. С. 17–19.

Урало-Сибирский патерик: тексты и комментарии (2014) : в 3 т. / отв. ред. Н. Н. Покровский. М. : Языки славянской культуры. Кн. 1 (Т. 1–2). 464 с.

Шитова, Н. И. (2013) Рукописи старообрядца Т. Ф. Бочкарева в контексте истории и культуры старообрядцев Уймона (XVIII–XXI вв.). Горно-Алтайск: РИО Горно-Алтайского государственного университета. 359 с.

Опубликован

06.12.2020

Как цитировать

Пригарин А. А., Стороженко А. А., Татаринцева М. П. Актуальное конфессиональное письмо: меж­ду историографией и биографией (предварительные замечания к рукописи «Заповедная вера. Книга жития и страданий сымских старообрядцев») // Новые исследования Тувы. 2020, № 4. С. 180‑200. DOI: www.doi.org/10.25178/nit.2020.4.13

For citation:
Prigarin A. A., Storozhenko A. A. and Tatarintseva M. P. Aktual'noe konfessional'noe pis'mo: mezhdu istoriografiei i biografiei (predvaritel'nye zamechaniia k rukopisi «Zapovednaia vera.Kniga zhitiia i stradanii symskikh staroobriadtsev»)[Contemporary confessional writing between historiography and biography (preliminary notes on the manuscript “Sacred faith. The book of life and sufferings of the Old Believers of Sym”)]. New Research of Tuva, 2020, no. 4, pp. 180-200. (In Russ.). DOI: www.doi.org/10.25178/nit.2020.4.13

Выпуск

Раздел

Тува вчера, сегодня, завтра

Биографии авторов

Александр Анатольевич Пригарин, Одесский национальный университет им. И. И. Мечникова

Доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и этнологии Украины Одесского национального университета им. И.И. Мечникова.

Адрес: 65020, Украина, г. Одесса, ул. Мечникова, 72 кв. 28.

Тел.: +380505691067.

Эл. адрес: prigarin.alexand@gmail.com

Алена Александровна Стороженко, Тувинский государственный университет

Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Тувинского государственного университета.

Адрес: 667000, Россия, г. Кызыл, ул. Ленина, д. 5.

Тел.: +7 (394) 222-218-89.

Эл. адрес: alstorozhenko@yandex.ru

Маргарита Петровна Татаринцева, Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва

Кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник сектора истории Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований.

Адрес: 667000, Россия, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 4.

Тел.: +7 (394-22) 2-39-36.

Эл. адрес: margotatar@mail.ru

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2