Тувинское буддийское паломничество: от традиции к вере
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2020.4.10Ключевые слова:
Тува; буддизм; тувинский буддизм; тувинцы; религиозность; паломничество; религиозный туризм; Далай-лама; Индия; Непал; Тибет; Монголия; ЛатвияАннотация
В статье анализируется современное буддийское паломничество тувинцев как социальная практика, социальное движение. Источниковой базой выступили материалы полуформализованных интервью с 11 тувинцами, сопровождающими религиозных паломников и участниками заграничных паломнических туров, записанные в феврале-марте 2020 г. в г. Кызыле.
Первая паломническая поездка тувинцев в постсоветское время в Индию, где ныне находится центр тибетского буддизма с его лидером, состоялась в 1995 г. В 1997 г. на учебу выехали первые ученики. Паломнические туры впоследствии стали организовываться с начала 2000-х гг. Организаторы — ламы Тувы, первые паломники, которые получили опыт. Социальное движение развивается как стихийный процесс. Выезжают паломники за границу разрозненно, в основном группами, централизованной организации нет.
Направления паломнических поездок — зарубежные (резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV в индийской Дхарамсале, святые места, связанные с жизнью Будды Шакьямуни; Непал, Тибет, Монголия; западные страны, где дает Учения Далай-лама), российские (Бурятия, Калмыкия, Санкт-Петербург, где расположены буддийские храмы, центры); по Туве.
Опыт паломничества мирян в форме религиозного туризма позволяет в дальнейшем им развить в себе интерес к буддизму настолько, что способствует именно внутреннему переходу от «буддиста по традиции» — к «буддисту по вере».
Библиографические ссылки
Бадмаев, В. Н., Уланов, М. С., Ламажаа, Ч. К., Бичелдей, У. П., Антонов, В. И., Очирова, О. А. (2020) Россия и буддийский мир глазами молодежи Тувы, Бурятии и Калмыкии (по материалам социологического опроса) // Новые исследования Тувы. № 1. С. 35–49. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2020.1.3
Бергер, П. (2019) Священная завеса. Элементы социологической теории религии : пер. с англ. Р. Сафронова. М. : Новое литературное обозрение. 208 с.
Буддизм (1992): Словарь / Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др.; под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. М. : Республика. 288 с.
Ваторпин, А. С., Костина Н. Б., Подергина, Е. Е. (2017) Трансформация феномена паломничества в современном обществе // Дискуссия. № 7. С. 54–62.
Гидденс, Э. (1999) Социология. М. : Едиториал УРСС. 704 с.
Гучинова, Э.-Б. М. (2020a) Паломничество как путь к вере: опыт социального конструирования религиозности // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 1 (38). С. 152–176. DOI: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-1-152-176
Гучинова, Э.-Б. М. (2020b) С красной кистью и желтым галстуком: о специфике калмыцкого паломничества // Этнографическое обозрение. № 2. С. 32–46. DOI: https://doi.org/10.31857/S086954150009603-3
Далай-лама (2015) Вспышка молнии во мраке ночи. Краткий комментарий к «Бодхичарья-аватаре» Шантидевы : пер. с англ. и общ. ред. Ю. Жиронкиной, науч. ред. Б. Загуменнов. М. : Фонд «Сохраним Тибет». 176 с.
Дариева, Ц. А., Гучинова Э.-Б. М. (2020) Исследуя современное паломничество у монголоязычных народов России // Этнографическое обозрение. № 2. С. 5–12. DOI: https://doi.org/10.31857/S086954150009601-1
Ерохина, М. В. (2019) Буддийское паломничество в Индии: история и современность // Asiatica: Труды по философии и культурам Востока. Т. 13, № 2. С. 122–140.
Житенев, С. Ю. (2010) Религиозное паломничество : межкультурные коммуникации и цивилизационный контекст : автореф. дисс. … канд. ккультурологии. М. 26 с.
Житенев, С. Ю. (2012) Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. М. : Индрик. 186 с.
Жуковская, Н. Л. (1992) Ламаизм в Туве // Буддизм: Словарь / Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др.; под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. М. : Республика. 288 с. С. 167–168.
Жуковская, Н. Л. (2013) О буддизме и буддистах. Статьи разных лет. 1969–2011. М. : Ориенталия. 240 с.
История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985–1999 гг. (2010) / под общ. ред. Н. Г. Очировой. М. : Фонд современной истории. 392 с.
Калужникова, Е. А. (2007) Паломничество как ритуал : сущность и культурно-исторические типы : автореферат дис. ... кандидата культурологии. Екатеринбург. 23 с.
Кормина, Ж. В. (2019) Паломники. Этнографические очерки православного номадизма. М. : Издательский дом Высшей школы экономики. 351 с.
Ламажаа, Ч. К. (2019) Геокультурные образы буддийского мира тувинцев: исторический контекст и современность // Новые исследования Тувы. № 3. С. 27–40. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2019.3.3
Макканелл, Д. (2016) Турист. Новая теория праздного класса / пер. А. Боровикова, Е. Изотова. М. : Ад Маргинем Пресс. 279 с.
Монгуш, М. В. (1992) Ламаизм в Туве : историко-этнографическое исследование. Кызыл : Тувинское книжное издательство. 144 с.
Монгуш, М. В. (2001) История буддизма в Туве (вторая половина VI — конец XX в.). Новосибирск: Наука. 200 с.
Монгуш, М. В. (2010) Индийская мозаика (часть первая) [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 1. С. 311–331. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/585 (дата обращения: 03.08.2020).
Мунхбат, Д. (2018) Паломничество монголов: традиции и современность // Народы и религии Евразии. Т. 2, № 15. С. 79–84. DOI: https://doi.org/10.14258/nreur(2018)2-07
Мчедлова, М. М. (2017) Религиозная и конфессиональная идентичность // Идентичность: Личность. Общество. Политика. Энциклопедическое издание / отв. ред. И. С. Семененко. М. : Весь Мир. 992 с. С. 334–339.
Павличенко, З. Ю. (2015) Паломничество в киберпространстве // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. Т. 15, № 12. С. 106–109.
Павличенко, З. Ю., Давыденко, М. В. (2018) Паломничество и религиозный туризм в Центральной Азии как форма межцивилизационных контактов // Известия АлтГУ. Исторические науки и археология. № 2. С. 136–139. DOI: https://doi.org/10.14258/izvasu(2018)2-23
Паломничество и религиозный туризм: многообразие интерпретация (2011) : сборник статей / редкол.: И. Е. Викулов (отв. ред.) и др. Владимир : Изд-во Владимирского гос. ун-та им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. 209 с.
Содномпилова, М. М., Аманголова, Д. Д. (2020) Традиционные и новые места религиозного паломничества в Бурятии // Этнографическое обозрение. № 2. С. 47–60. DOI: https://doi.org/10.31857/S086954150009604-4
Тензин Гьятцо (Далай-лама XIV) (2000) Моя страна и мой народ. Воспоминания Его Святейшества Далай-ламы XIV / пер. А. Терентьева. СПб.: Нартанг ; Corvus. 320 с.
Узланер, Д. (2020) Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке. М. : Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара. 187 с.
Уланов, М. С., Бадмаев В. Н., Андреева А. А. (2020) Феномен буддийского паломничества в истории и культуре калмыков // Былые годы. Т. 56, выпуск 2. С. 398–406. DOI: https://doi.org/10.13187/bg.2020.2.398
Феномен паломничества в религиях: священная цель, священный путь, священные реликвии (2006) : материалы XIII Санкт-Петербургских религиоведческих чтений / науч. ред. и сост. Т. Н. Дмитриева, И. Х. Черняк. СПб. : Гос. музей истории религии. 147 с.
Хомушку, О. М. (1998) Религия в истории культуры тувинцев. М. : Наука. 177 с.
Хомушку, О. М. (2005) Религия в культуре народов Саяно-Алтая. М. : РАГС. 225 с.
Хомушку, О. М., Кухта, М. С. (2016) Этноконфессиональный фактор в духовном возрождении Тувы: социально-философский анализ // Oriental Studies. № 27(5). С. 119–126.
Цыремпилов, Н. В. (2020) Москва как буддийский рай: бурятская депутация на коронации Николая II // Этнографическое обозрение. № 2. С. 13–31. DOI: https://doi.org/10.31857/S086954150009602-2
Эрендженова, Ю. Ю. (2020) Священные объекты в религиозной культуре российских буддистов: интенции и праксис // Вестник Калмыцкого университета. № 2 (46). С. 124–130.
Bremer, T. S. (2004) Blessed with tourists: The borderlands of religion and tourism in San Antonio. Chapel Hill and London: The University of North Carolina Press. 207 p.
Coleman, S. (2002) Do You Believe in Pilgrimage? Communitas, Contestation and Beyond // Anthropological Theory. Vol. 2(3). P. 355–368.
Collins-Kreiner, N. (2010) Researching pilgrimage: Continuity and Transformations // Annals of Tourism Research. Volume 37, Issue 2. P. 440-456. DOI: https://doi.org/10.1016/j.annals.2009.10.016
Joseph, C. A., Kavoori, A. P. (2001) Mediated resistance. Tourism and the host community // Annals of Tourism Research. № 28(4). P. 998–1009.
Kim, B., Kim, S., King B. (2020) Religious tourism studies: evolution, progress, and future prospects // Tourism Recreation Research. Vol. 45. P. 185–203. DOI: https://doi.org/10.1080/02508281.2019.1664084
McIntosh, I. S. (2020) Pilgrimage: Walking to Peace, Walking for Change. Xlibris Corporation. 250 p.
Mustonen, P. (2006) Volunteer Tourism: Postmodern Pilgrimage? // Journal of Tourism and Cultural Change. Vol. 3, issue 3. P. 160–177. DOI: https://doi.org/10.1080/14766820608668493
Shrines and pilgrimage in the modern world: New itineraries into the sacred (2008) / Ed. by P. J. Margry. Amsterdam University Press. 364 p.
Shinde, K. (2007) Pilgrimage and the Environment: Challenges in a Pilgrimage Centre // Current Issues in Tourism. Vol. 10, issue 4. P. 343–365. DOI: https://doi.org/10.2167/cit259.0
Raj, R., Griffin, K. (ed.) (2015) Religious Tourism and Pilgrimage Management. An International Perspective. 2nd ed. DOI: https://doi.org/10.1079/9781780645230.0000
Reframing pilgrimage : cultures in motion (2004) / ed. by S. Coleman and J. Eade. London ; New York : Routledge. 197 p.
Sellner, E. C. (2004) Pilgrimage: Exploring A Great Spiritual Practice. Ave Maria Press. 220 p.
Turner, V., Turner, E. (1978) Image and Pilgrimage in Christian Culture. Columbia University Press. 344 p.
Wong, C. U. I., Mcintosh, A., Ryan, C. (2013) Buddhism and tourism perceptions of the monastic community at Pu-Tuo-Shan, China // Annals of Tourism Research. Vol. 40. P. 213–234. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.annals.2012.09.004
Опубликован
Как цитировать
Ламажаа Ч. К., Бичелдей У. П., Монгуш А. В. Тувинское буддийское паломничество: от традиции к вере // Новые исследования Тувы. 2020, № 4. С. 135‑155. DOI: www.doi.org/10.25178/nit.2020.4.10
For citation:
Lamazhaa Ch. K., Bicheldey U. P. and Mongush A. V. Tuvinskoe buddiiskoe palomnichestvo: ot traditsii k vere [Tuvan Buddhist pilgrimage: from tradition to the faith]. New Research of Tuva, 2020, no. 4, pp. 135-155. (In Russ.). DOI: www.doi.org/10.25178/nit.2020.4.10
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.