Скифский олень в современном искусстве и ремесле: Тува и зарубежье

Авторы

  • Кэтрин З. Лунг Independent Researcher

DOI:

https://doi.org/10.25178/nit.2021.1.5

Ключевые слова:

скифское золото; скифский олень; скифский образ; Тува; Тувинская культура; современное искусство; фотография; татуировка; высокая мода; национальный костюм; резьба по дереву

Аннотация

В статье рассматривается интерес к скифским образам и сюжетам в современном искусстве и ремеслах Тувы и зарубежья, который возник после археологического открытия захоронений в Аржан II в Туве. При этом самым востребованным образом оказалось стилизованное изображение скифского оленя. Это показывается на примерах из разных видов искусства и ремесел. Например, известно изображение оленя на золотой заколке для волос, которое было сделано российским фотографом, специалистом по ювелирной фотографии Андреем Бронниковым. Тату-художники в англоязычных странах наблюдают всплеск запросов клиентов, которые хотят сделать себе татуировки скифского оленя. Русскоязычные модельеры переосмысливают текстиль и орнамент в XXI веке под влиянием золотых акцентов закольцованного оленя в своих работах, порой изобретая приукрашенное повествование о прошлом. Народные ремесленники создают украшения, вдохновленные скифскими образами. Наконец, в самой Туве продолжает развиваться резьба по дереву и по камню, в которых мастера отдают дань уважения предкам, сплетая скифские символы с ремесленными традициями.

Художники всего мира очарованы этой уникальной реликвией прошлого и используют этот символ в романтических фантазиях о своем прошлом и настоящем.

Библиографические ссылки

Armbruster, B. (2009) Gold technology of the ancient Scythians — gold from the kurgan Arzhan 2, Tuva. ArcheoSciences, vol. 33 http://journals.openedition.org/archeosciences/2193/ (accessed 22.08.2020).

Bunker, E. C. (2002) Nomadic Art of the Eastern Eurasian Steppes: The Eugene V. Thaw and Other New York Collections. Yale University Press. 233 p.

Farkas, A. (1977) Interpreting Scythian Art: East vs. West. Artibus Asiae, vol. 39, no. 2, pp. 124–138. DOI: https://doi.org/10.2307/3250196

Loehr, M. (1955) The Stag Image in the Scythia and the Far East. Archives of the Chiense Art Society of America, vol. 9, pp. 63–67. URL: www.jstor.org/stable/20066973 (accessed 22.08.2020).

Тюхтеньева, С.П. (2018) Этническое предпринимательство без миграции (на примерах из Тувы и Калмыкии). // Новые исследования Тувы. №2. С. 149–167. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2018.2.8

Опубликован

17.03.2021

Как цитировать

For citation:
Leung K. Z. The Scythian Stag in Contemporary Arts and Craft: Tuva and Abroad. New Reasearch of Tuva, 2021, no. 1, pp. 91-106. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.1.5

Для цитирования:
Leung K. Z. The Scythian Stag in Contemporary Arts and Craft: Tuva and Abroad // Новые исследования Тувы. 2021. № 1. С. 91-106. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.1.5

Выпуск

Раздел

Аспекты культуры

Биография автора

Кэтрин З. Лунг, Independent Researcher

Независимый исследователь, США. Адрес: 368 Nature Drive Apt B San Jose, CA 95123. Тел.: +1 (512) 423-7269. Эл. адрес: leungk@utexas.edu