Личный фонд Саая Бюрбе в Национальном архиве Республики Тыва
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2020.2.11Ключевые слова:
архивный документ; личный фонд; Саая Манмырович Бюрбе; тувинская музыка; тувинская литература; композитор; тувинцы; Тува; Государственный архив Республики Тыва; Национальный архив Республики ТываАннотация
В статье анализируются документы из личного фонда Саая Манмыровича Бюрбе (1924–2012), яркого представителя первого поколения тувинской композиторской школы, чья биография охватывает важнейшие этапы в истории культуры Тувы — досоветский, советский и постсоветский. Документы раскрывают многогранность творческой личности С. М. Бюрбе.
Личный фонд Саая Бюрбе, который сегодня хранится в Национальном архиве (до 07.04.2020 г. — Государственном архиве) Республики Тыва, сложился из документов, предоставленных самим композитором и его детьми. Содержит биографические документы, воспоминания и творческие материалы.
Среди творческих материалов — нотные рукописи произведений разных жанров (симфонических, хоровых, опера «Чечек», песни), афиши концертно-просветительских мероприятий, очерк о тувинских музыкальных инструментах, текст выступления на съезде композиторов Тувы, научно-методическое пособие «Развитие тувинской музыкальной культуры», пособие «Практическая помощь в начальных классах для национальных школ». Личный фонд также содержит публицистику и художественные произведения разных жанров (стихи, баллада, сказка в стихах, басня-сказка, рассказы, историко-документальная повесть, очерк).
Документы личного фонда позволяют не только более полно представить и оценить творческий вклад С. М. Бюрбе в развитие культуры и искусства Тувы, но также содержат материалы, представляющие ценность для исследователей фольклора, истории и традиции тувинцев.
Библиографические ссылки
Галицкая, С. П. (2015) О профессионализме в традиционной музыкальной культуре // Проблемы музыкальной науки. № 4. С. 6–14. DOI: https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.4.006-014
Иванчук, И. В. (2005) Риторический компонент в публичном дискурсе носителей элитарной речевой культуры : автореф. дис. … д-ра филол. наук. Саратов. 65 с.
Карелина, Е. К. (2009) История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней : исследование / науч. ред. док. иск. В.Н. Юнусова. М. : Композитор. 552 с.
Karelina, E. K. (2018) The problematic aspects of cultural policy in modern Tuva // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. № 11 (2). P. 218–226. DOI: https://doi.org/10.17516/1997-1370-0217
Карелина, Е. К., Монгуш, У. О. (2018) Личность композитора сквозь призму творческого наследия : к юбилею Хуреш-оола Дамба // Вестник музыкальной науки. № 2 (20). С. 74–84. DOI: https://doi.org/10.24411/2308-1031-2018-00051
Костина, А. В. (2009) Национальная культура — этническая культура — массовая культура : «Баланс интересов» в современном обществе. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ». 216 с.
Курьянович, А. В. (2011) Элитарная речевая культура в зеркале отечественной эпистолярной традиции // Вестник Томского государственного педагогического университета. Вып. 3. С. 76–80.
Курьянович, А. В. (2015) Онтологический статус и гносеологические аспекты изучения языковой личности в современной лингвистике // Сибирский филологический журнал. № 4. С. 198–208.
Ооржак, М. Н. (2014) Шүлүк болгаш аялга. Тыва чогаалчыларның ыры апарган шүлүктери [Стих и мелодия. Стихи тувинских писателей, ставшие песнями]. Кызыл ; Красноярск : Офсет. 104 c. (На тув. яз.).
Сузукей В. Ю. (2017) Проблемы научного изучения и практического освоения тувинской музыки (на примере тувинского инструментального искусства) [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 2. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/705 (дата обращения: 15.01.2020). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2017.2.1
Опубликован
Как цитировать
Karelina E. K. and Mongush U. O. Personal collection of Saaya Byurbe at the National Archives of the Republic of Tuva. The New Research of Tuva, 2020; 2: 165-174. DOI: www.doi.org/10.25178/nit.2020.2.11
Выпуск
Раздел
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.