Тувинское горловое пение как нематериальное культурное наследие и как культурный бренд Тувы
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2019.2.6Ключевые слова:
культурное наследие; нематериальное культурное наследие; горловое пение; хѳѳмей; тувинская музыка; тувинское горловое пение; ЮНЕСКО; культурный бренд; Тува; тувинцы; международное сотрудничествоАннотация
В статье анализируются проблемы сохранения тувинского горлового пения — хѳѳмея, который рассматривается как нематериальное культурное наследие Тувы. Соответственно, за основу взяты рекомендации ООН о том, какие задачи должны решаться.
Разнообразной информации, в том числе научной, о хѳѳмее собрано много, прежде всего двумя государственными учреждениями Тувы, призванными изучать и развивать тувинское горловое пение — Международным научным центром «Хѳѳмей» и Центром развития тувинской традиционной культуры и ремесел. Есть много публикаций, однако, к сожалению, специализированных каталогов работ по хѳѳмею, а также по исполнителям хѳѳмея, пока нет. Другая группа задач — учет, сбор аудио- и видеозаписей, а также возможность доступа к ним заинтересованных лиц, пока также не решена. Отчасти этим занимаются лишь энтузиасты, при этом иностранные ценители хѳѳмея.
Важнейшая задача — сохранение аутентичных, подлинных форм нематериального культурного наследия — осложняется тем, что традиции, передающиеся устным путем, являются «живыми», изменчивыми по своей природе. Сегодня искусство хѳѳмея существует как в своем первозданном виде, так и в современных музыкальных формах, где оно соединяется с различными жанрами популярной, авангардной, джаз и рок музыки и успешно вписался в современные направления world music. Этот успех влияет на международные культурные связи Тувы, на развитие этнокультурного туризма, поэтому может и должен рассматриваться в качестве одного из брендов современной тувинской культуры, а также как этномобилизующий фактор.
Профессия артиста горлового пения в 2011 г. в России была легализирована, хѳѳмейжи получили право на специальные профессиональные льготы. И этот факт можно расценивать как организационную победу. Но и сам хѳѳмей, как любая другая форма творчества, нуждается в правовой охране. В мире наблюдается тенденция к аналогизации его с так называемым европейским механизмом звукоизвлечения (двухголосия). Хѳѳмей может быть внесен в государственные и межгосударственные реестры как достояние тувинской этнической культуры. Однако, основная цель здесь — легализация правильной методики обучения студентов хѳѳмею в учебных заведениях культуры.
Для дальнейшего развития хѳѳмея важно также международное сотрудничество, как научное, так и практическое.
Библиографические ссылки
Государственный гимн Республики Тыва [Электронный ресурс] // Официальный портал Республики Тыва. URL: http://gov.tuva.ru/region/gimn/ (дата обращения: 15.01.2019).
Дмитриев, Л. Б., Чернов, Б. П., Маслов, В. Т. (1992) Тайна тувинского «дуэта» или свойство гортани человека формировать механизм аэродинамического свиста. Новосибирск : б. и. 88 с.
Жители Тувы в дни празднования 90-летия ТНР услышат новый государственный гимн (2011) [Электронный ресурс] // Комсомольская правда — Красноярск. 12 августа. URL: https://www.krsk.kp.ru/daily/25734/2724527/ (дата обращения: 15.01.2019).
Кыргыс, З. К. (1992a) Песенная культура тувинского народа / науч. ред. И. В. Мациевский. Кызыл : Тувин. кн. изд-во. 143 с.
Кыргыс, З. К. (1992b) Тыва чоннун эртинези хѳѳмей = Хѳѳмей — жемчужина Тувы. Кызыл : МП «Новости Тувы». 128 с.
Кыргыс, З. К. (2002) Тувинское горловое пение. Новосибирск : Наука. 234 с.
Кыргыс, З. К. (2007) Горловое пение как целостное явление традиционной музыкальной культуры тувинцев : автореферат дис. ... доктора искусствоведения. Новосибирск. 44 с.
Кыргыс, З. К. (2013) Тайна тувинского горлового пения. Кызыл : ОАО «Тываполиграф». 128 с.
Левин, Т. К. (2012) Музыка новых номадов : горловое пение в Туве и за ее пределами / при уч. Сузукей ; пер. с англ. И. Куна. М. : Классика-XXI. 332 с.
Материалы I Международного симпозиума «Хѳѳмей — культурный феномен народов Центральной Азии» (1992). Кызыл : Типография Госкомитета по печати и информации. 112 с.
Мелодии «Хѳѳмея» (1994): [Документы и материалы симпоз., Кызыл, 19–23 июня 1992 г. / Редкол.: Ю. Л. Аранчын (отв. ред.) и др.]. Кызыл : Тувин. кн. изд-во. 110,[1] с.
Мелодии хөөмея — III: Тезисы III Международного этномузыкологического симпозиума «Хѳѳмей — культурный феномен народов Центральной Азии» (2003). Кызыл : ГУП Тываполиграф. 87 с.
Научные доклады VII-го Международного симпозиума «Хѳѳмей — культурный феномен народов Центральной Азии», 22–24 июня 2018 г. (2018). Кызыл : ООО «Тываполиграф». 191 с.
О государственных наградах Республики Тыва (с изменениями на 12 января 2018 года) [Электронный ресурс] // Электронный Фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/802049211 (дата обращения: 02.03.2019).
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rf-ot-30032011-n-251n/ (дата обращения: 02.03.2019).
Рекомендация о сохранении фольклора принятая Генеральной конференцией на ее двадцать пятой сессии (Париж, 15 ноября 1989 г.) (2002) // Нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия (Конвенции, Протоколы, Резолюции и Рекомендации). М. : Издательская фирма «Юнипринт». 225 с. С. 217–223.
Сузукей, В. Ю. (1993) Бурдонно-обертоновая основа традиционного инструментального музицирования тувинцев. Кызыл : Тувинское книжное издательство. 92 c.
Сузукей, В. Ю. (2001) Хѳѳмей в контексте современности // Гуманитарные исследования в Туве : сборник научных трудов. М. : Издательство Российского университета дружбы народов. 334 с. С. 313–318.
Сузукей, В. Ю. (2006) Культурно-исторические корни музыкального наследия тувинцев, его функционирование и модернизация в XX веке : дисс. … д-ра культ. Кызыл. 331 с.
Сузукей, В. Ю. (2007) Музыкальная культура Тувы в ХХ столетии. М. : Издательский Дом «Композитор». 408 с.
Татаринцев, Б. И. (1998) Тувинское горловое пение. Проблемы происхождения. Кызыл : МНЦ «Хѳѳмей». 78 с.
Тезисы научных докладов V Международного симпозиума «Хѳѳмей — культурный феномен народов Центральной Азии», 25–27 июля 2008 г. (2008). Кызыл : ГУП Тываполиграф. 184 с.
Тезисы IV-го Международного этномузыкологического симпозиума «Хѳѳмей — культурный феномен народов Центральной Азии» (25–28 июня 2003 г.) (2003). Кызыл : б. и. 50 с.
Устав государственного бюджетного учреждения «Международный научный центр “Хѳѳмей”» [Электроный ресурс] // Международный научный центр «Хѳѳмей». URL: http://www.khoomey.ru/wp-content/uploads/2016/10/ Устав_МНЦ_Хѳѳмей.pdf (дата обращения: 02.03.2019).
Хѳѳмейжи Республики Тыва (2015) / сост. В. Ю. Сузукей, Ч. С. Тумат. Кызыл : Типография ООО «Журналист». 192 с.
Mongolian traditional art of Khöömei [Электронный ресурс] // UNESCO. URL: https://ich.unesco.org/en/RL/mongolian-traditional-art-of-khoomei-00396 (дата обращения: 02.03.2019).
Опубликован
Как цитировать
Lamazhaa Ch. K. and Susukey V. Yu. Tuvan throat singing as intangible cultural heritage and as Tuva’s cultural brand. The New Research of Tuva. 2019, № 2 [online] Available at: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/846 (access date ...). DOI: 10.25178/nit.2019.2.6
Выпуск
Раздел
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.