Сибирские старообрядческие скиты и их паства на рубеже 1920–1930-х гг.
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2019.1.3Ключевые слова:
старообрядческий скит; поликонфессиональный социум; Обь-Енисейский регион; Сибирь; Томская область; Красноярский край; Тува; коллективизация; literacy studies; странники; часовенные; белокриницкие; безотчетливыеАннотация
В статье на примере истории взаимодействий (коммуникаций) скитских и сельских сообществ таежных районов Обь-Енисейской Сибири (территории Томской области, Красноярского края и Тувы) 1920–1930-х гг. рассматривается вопрос устойчивости положения старообрядческого скита как духовного и управленческого центра округи в условиях агрессивного внешнего давления. Источниками исследования выступили оригинальные и компилятивные сочинения таежных монастырей (как остающиеся во владении скитских общин, так и переданные ими в государственные учреждения), корпус судебно-следственной и делопроизводственной документации, которым отражены результаты проверок властями сибирских таежных монастырей и публикации исследователей староверия Тувы и Обь-Енисейского региона.
На примере «поповских» и «беспоповских» старообрядческих групп рассмотрены варианты взаимодействия «скит — деревня». Источники позволяют типологизировать коммуникативные стратегии таежных монастырей и объяснить, почему для одних скитских общин коллективизация стала временем внутреннего надлома, другие смогли использовать внешние вызовы для формирования адекватных адаптационных практик и остаться для ориентированных на них крестьянских социумов каналом сохранения этноконфессиональной идентичности. Выявлена зависимость между продолжительностью существования старообрядческих скитов и их умением убедительно объяснять крестьянской пастве новую политическую и экономическую реальность. На сокращение численности мирских ктиторов не влияло содержание исповедуемых вероучений и этноконфессиональные характеристики социального окружения. Разрушительным фактором для дуальной системы «скит–деревня» оказывалось накопление ею признаков текстуального сообщества.
Библиографические ссылки
Ворошилова, А. С. (2017) Межконфессиональное взаимодействие и «борьба за паству» в переселенческой деревне Сибири на рубеже XIX–XX вв. // Вестник Томского государственного университета. Серия «История». № 48. С. 14–19.
Гурьянова, Н. С. (2017) Рукописные сборники и оформление идеологии старообрядческого движения. Новосибирск : Институт истории СО РАН. 230 с.
Дутчак, Е. Е. (2014) Православная традиция в советский период: факторы преемственности // Былые годы. Российский исторический журнал. № 34 (4). С. 686–691.
Дутчак, Е. Е., Васильев, А. В., Ким, Е. А., Полежаева, Т. В. (2013) Православный ландшафт таежной Сибири: концепция исследования // Сибирские исторические исследования. № 1. С. 79–90.
Казанков, А. (2018) Микроистория несостоявшегося апокалипсиса: деревня Подавиха и ее обитатели в августе — декабре 1932 г. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 1 (36). С. 275–309.
Кузинер, И. Э. (2018) Особенности моделей взаимодействия старообрядцев бегунского (страннического) толка и советских органов власти в 20-е гг. ХХ в. // Народы и религии Евразии. Т. 14. № 1. C. 100–108.
Леонов, Н. И. (2007) Танну–Тува. Страна голубой реки // Урянхай. Тыва дептер. Антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае — Тану–Туве, урянхайцах — тувинцах, о древности Тувы / сост. С. К. Шойгу. М. : Слово. Т. 5. 733 с. С. 578–617.
Липинская, В. А. (1995) Конфессиональные группы православного населения Западной Сибири // Этнографическое обозрение. № 2. С. 113–127.
Львов, А. Л. (2011) Соха и Пятикнижие: русские иудействующие как текстуальное сообщество. СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. 328 с.
Маслов, П. П. (2007) Конец Урянхая // Урянхай. Тыва дептер. Антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае — Тану-Туве, урянхайцах — тувинцах, о древности Тувы / сост. С. К. Шойгу. М. : Слово. Т. 5. 733 с. С. 618–729.
Москаленко, Н. П. (2004) Этнополитическая история Тувы в ХХ веке. М. : Наука. 222 с.
О своей земле, своей вере, настоящем и пережитом в России XX–XXI вв. (к изучению биографического и религиозного нарратива) (2012) / под ред. Е. Б. Смилянской. М. : Индрик. 472 с.
Петров, С. Г. (2010) Староверы-странники и советская власть: «Очерк истории странствующих православных христиан» для председателя ВЦИК М. И. Калинина // Традиции отечественной духовной культуры в нарративных и документальных источниках XV–XXI вв. / отв. ред. Е. К. Ромодановская. Новосибирск : Издательство Сибирского отделения Российской академии наук. 307 с. С. 191–213.
Покровский, Н. Н. (1984) Путешествие за редкими книгами. М. : Книга. 192 с.
Покровский, Н. Н., Зольникова, Н. Д. (2002) Староверы-часовенные на востоке России в XVIII–ХХ вв. : Проблемы творчества и общественного сознания. М. : Памятники исторической мысли. 471 с.
Приль, Л. Н. (2006) Проверяя прошлое: новые источники об издании антибольшевистских листовок в Ново-Архангельском скиту // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. Т. 5. Вып. 3–S1. С. 140–152.
Смилянская, Е. Б. (2013) Книжная премудрость и избрание пути спасения старообрядцами Верхокамья на рубеже XIX–XXI вв. // Вестник Томского государственного университета. Серия «История». № 1 (21). С. 36–43.
Стороженко, А. А. (2015) Конфессиональные миграции старообрядцев как канал межкультурного взаимодействия в Центральной Азии в XIX– начале ХХ в. // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: Материалы VI Международной научно-практической конференции / науч. ред. А. П. Майоров, отв. ред. С. В. Васильева. Улан-Удэ : Изд-во Бурятского гос. ун-та. 392 с. С. 130–136.
Стороженко, А. А., Татаринцева, М. П. (2016) Верхнеенисейские старообрядческие скиты в Туве: историческая реконструкция // Научные труды Тувинского государственного университета. Материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов ТувГУ, посвященной 65-летнему юбилею высшего педагогического образования в Туве и 95-летию становления Тувинской народной республики / отв. ред. У. В. Ондар. Кызыл : ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет». 228 с. С. 95–96.
Татаринцева, М. П. (2006) Старообрядцы в Туве: историко-этнографический очерк. Новосибирск : Наука. 216 с.
Татаринцева М. П. (2016) Старообрядцы в Туве в начале ХХ века и в период Тувинской Народной Республики [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 3. URL: http://nit.tuva.asia/nit/article/view/465 (дата обращения: 12.09.2018).
Татаринцева, М. П. (2017) Особенности земледелия русских переселенцев в Туву в начале ХХ века [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2017. № 1. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/702 (дата обращения: 12.09.2018). DOI: 10.25178/nit.2017.1.10
Фишман, О. М. (2003) Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы. М. : Индрик. 408 с.
Шигапов, С. Р. (2016) Советская власть и староверы: развитие взаимоотношений в 1920–1930-е гг. (на материалах Томского уезда) // Вестник Томского государственного университета. История. № 3 (41). С. 44–50.
Crummey, R. O. (1993) Old Believ as Popular Religion: New Approaches // Slavic Review. Vol. 52. №. 4. P. 700–712.
Stock, В. (1990) Listening for the Text: On the Uses of the Past. Baltimore : Johns Hopkins University Press. 197 р.
Опубликован
Как цитировать
(дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.25178/nit.2019.1.3
Dutchak E. E. Siberian Old Believer Sketes and their Laymen between the 1920s and 1930s. The New Research of Tuva, 2019, no. 1 [on-line] Available at: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/828 (accessed: ... ). DOI: 10.25178/nit.2019.1.3
Выпуск
Раздел
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.