Песенный фольклор тувинцев-тоджинцев: собирание, публикации, исследования
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2017.2.15Ключевые слова:
Тува; Тоджа; тувинцы-тоджинцы; народные песни; песенная традиция; фольклористика; этномузыковедение; история собирания; Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего ВостокаАннотация
В статье представлена история собирания тоджинского песенного фольклора, охарактеризовано состояние научных исследований предмета к настоящему времени, отмечены результаты авторских исследований, которые проводились с 2003 г.
История изучения песенного фольклора тувинцев-тоджинцев начинается с конца XIX в. — с материалов экспедиции П. Е. Островских и М. И. Райкова. В 1930–1950-е гг. тоджинские песни фиксировались от представителей тувинской интеллигенции. Публикация напевов тоджинских песен впервые осуществлено в 1956 г. М. М. Мунзуком. Богатейший материал по фольклору тоджинцев собран в архиве Тувинского института гуманитарных исследований. Сотрудниками института проведен ряд экспедиций к тоджинцам, кроме того, записи песенного фольклора велись на слетах сказителей и певцов Тувы. Первые аудиозаписи тоджинского фольклора относятся к 1973 г. Расшифровки песенных текстов включены в монографии С. И. Вайнштейна и З. Б. Чадамба, тексты с мелодиями — в труды З. К. Кыргыс. Отметим значение работы местного краеведа Т. Т. Кушкаш, опубликовавшей в 1996 г. песенные тексты, записанные от носителей тоджинской традиции.
Новый этап датируется рубежом XX–XXI вв., когда под руководством новосибирского ученого Г. Б. Сыченко возобновляются экспедиции в Тоджу. На базе экспедиционных материалов в Новосибирске возникают первые этномузыкологические исследования тоджинского фольклора.
Специальное исследование тоджинских песен, направленное на дифференциацию жанров ыр и кожамык, впервые осуществлено автором статьи. Жанры, составляющие ядро песенной традиции, образуют своего рода оппозицию и представляют два способа реализации лирической традиции у тувинцев-тоджинцев. Несмотря на общетипологическое сходство, каждый из жанров обладает выраженной спецификой, которая проявляется как на семантическом, так и на структурном уровнях. Автором проанализированы представления носителей традиции, народная терминология, дана тематическая характеристика поэтических текстов, описана система стихосложения, слогоритмическая и звуковысотная организация народных песен тувинцев-тоджинцев.
Упоминаются осуществленные и планирующиеся проекты, направленные на изучение, сохранение и популяризацию уникального песенного фольклора тувинцев-тоджинцев.
Библиографические ссылки
Вайнштейн, С. И. (1961) Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки / отв. ред. Л. П. Потапов. М. : Восточная литература. 216 с.
Дондупова, О. В. (1998) О некоторых интонационных традициях тувинцев-тоджинцев // Народная культура Сибири: Материалы VII научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / отв. ред. Т. Г. Леонова. Омск : Изд-во ОмГПУ. С. 80–84.
Крупич, Е. Л., Сыченко, Г. Б. (2007) Сакрализация среды обитания в песнях ырлар тувинцев-тоджинцев // Сибирский музыкальный альманах / гл. ред. Б. А. Шиндин. Вып. 5. Новосибирск : Изд-во НГК. С. 56–62.
Кушкаш, Т. Т. (1996) Тожунун бурунгузу (Древние традиции Тоджи). Кызыл : Издательско-полиграфический комплекс газеты «Эне созу». 48 с. (На тув. яз.).
Кыргыс, З. К. (1975) Тыва улустуң кожамыктары (Тувинские народные частушки). Кызыл : Тувинское книжное издательство. 68 с. (На тув. яз.)
Кыргыс, З. К. (2015) Тувинские народные песни и обрядовая поэзия. Кызыл : Издательский дом «Сибирская горница». 432 с.
Мазепус В. В., Скворцова Н. М. (2003) Тофалары и тоджинцы: музыкально-поэтические параллели // Народная культура Сибири: Материалы XII научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / отв. ред. Т. Г. Леонова. Омск : Изд-во ОмГПУ. С. 91–94.
Монгуш, А. Д.-Б. (2013) Тувинский песенный фольклор: ладозвукорядный аспект. Абакан : ООО «Кооператив Журналист». 200 с.
Музыкальная культура Сибири (2006) : учебник для учебных заведений среднего специального профессионально (музыкального) образования / Н. М. Кондратьева, Л. П. Робустова, С. С. Гончаренко; под ред. Б. А. Шиндина, Л. П. Робустовой. Новосибирск : Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки. 424 с.
Островских, П. E. (2014) Краткий отчет о поездке в Тоджинский кожуун Урянхайской земли // Урянхай. Тыва дептер: антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае – Танну-Туве, урянхайцах – тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. / сост. С. К. Шойгу. М. : Слово. Т. 5: Урянхайский край: от Урянхая к Танну-Туве. С. 146–156.
Райков, М. И. (2014) Отчет о поездке к верховьям реки Енисея, совершенной в 1987 г. // Урянхай. Тыва дептер: антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае – Танну-Туве, урянхайцах – тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. М. : Слово. Т. 5: Урянхайский край: от Урянхая к Танну-Туве / сост. С. К. Шойгу. С. 188–201.
Скворцова, Н. М. (2005) Наблюдения над изменениями фонетики распетого стиха в тоджинских песнях ыр // Народная культура Сибири: Материалы XIV научного семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / отв. ред. Т. Г. Леонова. Омск : Изд-во ОмГПУ. С. 46–49.
Сыченко, Г. Б. (2016) Анекдот о находчивой неверной жене: анализ сагайского и тоджинского вариантов // Языки и фольклор коренных народов Сибири. № 2 (31). С. 107–116.
Сыченко, Г. Б., Тирон, Е. Л., Кан-оол, А. Х. (2011) Результаты полевых и научных исследований Новосибирской консерватории в Республике Тыва (1997–2009 гг.) // От конгресса к конгрессу. Материалы Второго Всероссийского конгресса фольклористов. Сборник докладов. Том 3. М. : Государственный республиканский центр русского фольклора. С. 281–299.
Сыченко, Г. Б., Тирон, Е. Л., Кан-оол, А. Х. (2012) Мультимедийная серия «Музыкальный фольклор тувинских кожуунов»: новое научно-популярное издание // Мультимедийные и цифровые технологии в собирании, сохранении и изучении фольклора / сост. В. Л. Кляус, Е. В. Миненок. Под ред. В. М. Гацака. М. С. 156–161.
Тирон, Е. Л. (2009) Колыбельные песни тувинцев-тоджинцев // Народная культура Сибири: Материалы XVIII научного семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / отв. ред. Т. Г. Леонова. Омск : Изд-во ОмГПУ. С. 140–145.
Тирон, Е. Л. (2011) Темп и методология его исследования (на примере песен тоджинцев) // Отечественная этномузыкология: история науки, методы исследования, перспективы развития: Материалы Международной науч. конф., 30 сентября – 3 октября 2010 г. / Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова; Редкол.: Г. В. Лобкова (науч. ред.), и др. СПб.: Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Т. 1. С. 375–388.
Тирон, Е. Л. (2013) Особенности стихосложения песен тувинцев-тоджинцев // Сибирский филологический журнал. № 2. С. 48–55.
Тирон, Е. Л. (2014a) Жанровая дифференциация лирических песен тувинцев-тоджинцев // Музыковедение. № 5. С. 52–58.
Тирон, Е. Л. (2014b) Фольклор тувинцев-тоджинцев: история собирания и публикации // Историческая этнография: сборник научных статей. Вып. 5 / под ред. И. И. Верняева, А. Г. Новожилова. СПб. : Изд-во Института истории СПб. гос. ун-та. С. 182–185.
Тирон, Е. Л. (2014c) Ыр «Одуген-Тайга» тувинцев-тоджинцев // Народная культура Сибири: Материалы XXII научного семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / отв. ред. Т. Г. Леонова. Омск : Изд-во ОмГПУ. С. 159–165.
Тирон, Е. Л. (2015a) Жанр кожамык в песенной традиции тувинцев-тоджинцев [Электронный ресурс] // Культура.рф. URL: http://www.culture.ru/objects/512/zhanr-kozhamik-v-pesennoy-traditsii-tuvintsev-todzhintsev (дата обращения: 27.02.2017).
Тирон, Е. Л. (2015b) Жанр ыр в песенной традиции тувинцев-тоджинцев [Электронный ресурс] // Культура.рф. URL: http://www.culture.ru/objects/511/zhanr-ir-v-pesennoy-traditsii-tuvintsev-todzhintsev (дата обращения: 27.02.2017).
Тирон, Е. Л. (2015c) Песни тувинцев-тоджинцев: жанры ыр и кожамык : автореф. … канд. иск. Новосибирск. 22 с.
Тирон, Е. Л. (2015d) Песни тувинцев-тоджинцев: жанры ыр и кожамык: дис. … канд. иск. Новосибирск. 270 с.
Тирон, Е. Л. (2015e) Типовые напевы кожамык тувинцев-тоджинцев // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. № 31. С. 20–26.
Тирон, Е. Л. (2016) Ладозвукорядная организация кожамык тувинцев-тоджинцев // Вестник музыкальной науки. № 1 (11). С. 38–44.
Тувинские народные сказки (1994) / сост. З. Б. Самдан. Новосибирск: Наука. 460 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
Тыва улустуң ырлары (Тувинские народные песни) (1973) / сост. М. М. Мунзук, Ю. Ш. Кюзенгеш. Кызыл: Тываның ном үндүрер чери. 216 с. (На тув. яз.)
Чадамба, З. Б. (1974) Тоджинский диалект тувинского языка / отв. ред. Э. В. Севортян. Кызыл : Тувинское книжное издательство. 136 с.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.