Идеологические дискуссии и поиск исторической субъектности казахстанского общества в ХХ веке

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.25178/nit.2024.3.15

Ключевые слова:

культурная иерархия; исторический нарратив; идеологическая дискуссия; субъектность; историческая память; история Казахстана; кочевая культура; постномадизм

Аннотация

В статье исследуется влияние идей культурных иерархий (воображаемые низший — высший уровни) и травм постномадизма (трансформированной культуры пост-кочевого общества) на дискурс казахстанской интеллигенции, которая в ХХ веке начала искать историческую субъектность казахского народа. Авторы отмечают как седентаризм (система взглядов оседлого мира на кочевой) укоренился в идеологических приоритетах и диалектике нарративов поиска исторической субъектности казахстанского социума.

Разрушение основ традиционного хозяйственно-культурного типа деятельности в результате насильственной коллективизации и седентаризации казахов в 1920–1930-х гг. продолжилось в научном и общественно-политическом дискурсе. Значительная часть казахстанской интеллигенции 1950–1970-х гг. производила исторические и культурные нарративы в рамках седентаристской традиции описания кочевой культуры как регрессивной. В то же время существовало и стремление преодолеть сформированную культурную травму «внеисторичности». Легитимной формой преодоления травмы в рамках обозначенной иерархии стало научное и идеологическое освоение археологического наследия оседло-земледельческой культуры на территории Казахской ССР.

Одновременно некоторые представители нового поколения казахстанской интеллигенции (О. О. Сулейменов, М. М. Ауэзов, Н. Э. Масанов) осуществили научное и культурное вписывание исторической субъектности пост-номадов во всемирную историю цивилизации, не дистанцируясь от кочевого культурного наследия. Однако, спустя почти столетие, влияние седентаристских иерархий продолжает сохраняться в научных, общественных и даже официальных исторических нарративах XXI века.

Библиографические ссылки

Абылхожин, Ж. Б. (1991) Традиционная структура Казахстана. Социально-экономические аспекты функционирования и трансформации (1920–1930 гг.). Алма-Ата : Ғылым. 240 с.

Абылхожин, Ж. Б. (2003) Казахстан: рурализация городов и эскалация конфликта между «модернизаторской» и «традиционалистской» идентичностями // Центральная Азия и Кавказ. № 6. С. 190–198.

Абылхожин, Ж. Б. (2022) Очерки по истории традиционной структуры казахов в первые советские десятилетия: культурные и социально-экономические аспекты. Алматы : LEM. 300 с.

Акишев, К., Агеева, Е. (1958) Древние памятники Казахстана. Алматы : Казахское государственное издательство. 60 с.

Акишев, К., Байпаков, К. М., Ерзакович, Л. Б. (1972) Древний Отрар (Топография, стратиграфия, Перспективы). Алматы : Наука. 214 с.

Асфендиаров, С. А. (1930) Ислам и кочевое хозяйство // Атеист. № 58. С. 3–18.

Ауэзов, М. М. (2016) Времен связующая нить. Алматы : Жибек Жолы. 756 с.

Ауэзов, М. (2011) Дневники: уйти, чтобы вернуться. Алматы : Жибек жолы. 292 с.

Ауэзов, М. (2018) Өнегелі өмір [Жизнь замечательных людей] / под ред. Г. М. Мутанова. Вып. 131. Алматы : Қазақ университеті. 371 с. (На каз. яз.).

Байпаков, К. М. (2014) Из истории изучения археологического и культурного наследия Отрара, Отрарского оазиса и Казахстана // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию работ Южно-Казахстанской комплексной археологической экспедиции / отв. ред. О. В. Кузнецова. Алматы : б. и. 306 с. С. 8–14.

Бустанов, А. (2017) Между нацией и артефактом: восточная археология в советском Казахстане // Мусульмане в новой имперской истории: сборник статей / отв. ред. и сост. В. О. Бобровников, И. Герасимов, С. Глебов, А. Каплуновский, М. Могильнер, А. Семёнов. М. : ООО «Садра». 424 с. С. 76–98.

Голощекин, Ф. И. (1930) Партийное строительство в Казакстане. Сборник речей и статей (1925–1930 гг.). М. : Гос. Изд. РСФСР. 344 с.

Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте (2015) / отв. ред. С. Штырков. СПб. : Издательство Европейского университета. 280 с.

Камерон, С. (2020) Голодная степь: Голод, насилие и создание Советского Казахстана. М. : НЛО. 212 с.

Крадин, Н. Н. (2001) Кочевники в мировом историческом процессе // Философия и общество. № 2 (23). С. 108–138.

Крадин, Н. Н., Бондаренко Д. М. (2002) Кочевая альтернатива социальной эволюции. М. : Институт Африки РАН. 201 с.

Крупко, И. В. (2023) Переизобретение исторической субъектности казахов в творчестве Олжаса Сулейменова 1960-х гг. // Уральский исторический вестник. № 1 (78). С. 123–132. DOI: https://doi.org/10.30759/1728-9718-2023-1(78)-123-132

Лаумулин, М. Т. (2000) Рецензия на книгу: «Le Kazakhstan» by Catherine Poujol. Paris: Presse Universitaire, 2000» // Казахстан-Спектр. № 3–4. С. 35–39.

Левшин, А. И. (2005) Описание киргиз-кайсацких или киргиз-казачьих орд и степей. Павлодар : МОН РК. ПГУ им. Торайгырова, НПФ «ЭКО». 212 с.

Лиджиева, И. В. (2023) «Приохочивать к оседлости»: имперская политика на инородческих территориях // Каспийский регион: политика, экономика, культура. №2 (75). С. 11–20.

Маргулан, А. Х. (1950) Из истории городов и строительного искусства древнего Казахстана. Алма-Ата : Издательство АН КазССР. 122 с.

Мартин, Т. (2002) Империя позитивного действия: Советский Союз как высшая форма империализма? // Ab Imperio. № 2. С. 55–87.

Масанов, Н. Э. (1999) Казахская политическая и интеллектуальная элита: клановая принадлежность и внутриэтническое соперничество // Вестник Евразии. №. 1. С. 46–61.

Масанов, Н. Э. (2011) Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. Изд. 2-е, доп. / сост. Л. Е. Масанова, И. В. Ерофеева. Алма-Ата : Print-S. 740 с.

Масанов, Н. Э., Абылхожин, Ж. Б., Ерофеева, И. В. (2007) Научное знание и мифотворчество в современной историографии Казахстана. Алма-Ата : Дайк-Пресс. 296 с.

Нурпеисов, М. М. (2020) Судьба средневековых городов Жетысу на трассе Великого Шелкового пути // Вестник КазНПУ. Серия «Исторические и социально-политические науки». Т. 4. № 67. С. 180–189.

Плетнева, С. А. (1967) От кочевий к городам. М. : Наука. 208 с.

Пужоль, К. (2015) Видимая и невидимая реманентная память нoмадной культуры простpанства постсоветских городов // Мир Большого Алтая. № 1 (3). С. 260–265.

Синицын, Ф. Л. (2021) Россия и кочевники. От древности до революции. М. : Издательство ВЕЧЕ. 288 с.

Сулейменов, О. О. (1975) Аз и Я. Алма-Ата : Жазушы. 304 с.

Сулейменов, О. О. (1990) Кочевники и культура: казахский эксперимент. Эссе, публицистика. Стихи, поэмы. Аз и Я. Алма-Ата : Жалын. 592 с.

Сулейменов, О. О. (2004) Ты — мой герой. Собрание сочинений в 7 т. Алма-Ата : Атамұра. Т. 6. Публицистика. 439 с.

Сулейменов, О. О. (2023) Так было... Алматы : Service press. 424 с.

Тлостанова, М. В. (2020) Деколониальность бытия, знания и ощущения. Алма-Ата : Центр современной культуры «Целинный». 192 с.

Толстов, С. П. (1934) Генезис феодализма в кочевых скотоводческих обществах // Основные проблемы генезиса и развития феодального общества ; Пленум Гос. акад. истории материальной культуры. 20–22 июня 1933 г. / С. Н. Быковский, Е. К. Некрасова, А. С. Поляков, А. Г. Пригожин, В. И. Равдоникас, С. П. Толстов, А. Д. Удальцов, М. М. Бвибак. М. : ОГИЗ Социально-экономическое издательство. Вып. 103. 395 c. С. 165–199.

Челинцев, А. Н. (1928) Перспективы развития сельского хозяйства Казахстана // Народное хозяйство Казахстана. № 4–5. С. 1–39.

Швецов, С. П. (1926) Природа и быт Казахстана: Казахское хозяйство в его естественно-исторических и бытовых условиях. Л.: Наркомзем Казак. АССР. 186 с.

Шнирельман, В. (2009) Символическое прошлое. Борьба за предков в Центральной Азии // Неприкосновенный запас. № 4(66). С. 70–86.

Штырков, С. (2011) Советские корни этнического традиционализма: случай Северной Осетии // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. № 4. С. 66–79.

Опубликован

12.09.2024

Как цитировать

Абылхожин Ж. Б., Крупко И. В. Идеологические дискуссии и поиск исторической субъектности казахстанско­го общества в ХХ веке // Новые исследования Тувы. 2024. № 3. С. 265-278. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2024.3.15

For citation:
Abylkhozhin Zh. B. and Krupko I. V. Ideological discussions and the search for the historical subjectivity of Kazakh society in the twentieth century. New Research of Tuva, 2024, no. 3, pp. 265-278 (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2024.3.15

Выпуск

Раздел

Голоса Азии

Биографии авторов

Жулдузбек Бекмухамедович Абылхожин, Институт истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова

Доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела историографии, источниковедения и современной методологии Института истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова.

Адрес: Республика Казахстан, г. Алматы, 050010, ул. Шевченко, д. 28. 

Эл. адрес: abylkhozhin@mail.ru

Игорь Владимирович Крупко, Международный Центр сближения культур под эгидой ЮНЕСКО

Доктор наук (PhD), заместитель директора по науке и внешним связям Международного Центра сближения культур под эгидой ЮНЕСКО.

Адрес: Республика Казахстан, г. Алматы, 050010, ул. Кунаева, д. 120/94.

Эл. адрес: tengri95hismatulin@mail.ru

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)