Кадак — шарф подношения и освящения (из истории традиции)
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2024.2.10Ключевые слова:
тувинская культура; ритуальная лента; традиционная обрядность; шаманизм; буддизм; церемониальный шарф; кадак; приветствие; этикет; ленточно-флажочная культураАннотация
В статье анализируются аспекты истории ритуального шарфа кадак в тувинской этнической культуре.
Этимологические исследования показывают, что название заимствовано из тибетского языка и появилось в тувинском — в результате влияния тибетской буддийской и добуддийской культур, при значительном посредничестве монгольской культуры, также принявшей буддизм. Это подтверждается и в заимствовании практик. Мирный синтез буддизма и шаманизма Тувы привел к тому, что и ритуальные шарфы кадак стали использоваться широко и шаманами в их практиках. Многочисленные свидетельства очевидцев шаманистских обрядов и быта конца XIX — начала XX в. и последующие этнографические исследования практически считают кадаки традиционным ритуальным предметом тувинских шаманов. Это заимствование органично соединилось с практикой использования шаманами разноцветных лент чалама. Кадаки также использовались и в буддийских религиозных ритуалах.
Помимо религиозного предназначения у кадаков в Туве распространилось и значение преподношения, которое изначально было и в тибетской добуддийской культуре. Эта традиция также соединилась с имевшейся у тувинцев традицией одаривания лентами-шкурками.
Прочное укоренение традиции использования кадаков в тувинской культуре было подчеркнуто в государственной символике Тувинской Народной Республике, а также восстановлено в постсоветское время (в гербе).
Сложная история традиций лент и шарфов в Туве позволяет говорить о том, что регион занимает определенное место в обширном и многослойном ареале «ленточно-флажочной» культуры степного пояса Евразии.
Библиографические ссылки
Безертинов, Р. Н. (2011) Китай и кочевой мир (1500 лет до н. э. по 220 год н. э.). Казань : Издательство «Слово». 208 с.
Берзин, А. (1992) Тибетский буддизм: Его история и перспективы развития. М. : Традиционная медицина. 31 с.
Берзин, А. (2006) Избранные труды по буддизму и тибетологии. М. : Открытый Мир. 208 с.
Бир, Р. (2011) Энциклопедия тибетских символов и орнаментов / пер. с англ. Л. Бубенковой. М. : Ориенталия. 428 с.
Бичелдей, К. А., Монгуш, Б. Б. (2019) Государственные символы Тувы: герб, флаг и гимн, денежные и почтовые знаки. Кызыл : Тувинское книжное издательство им. Ю. Ш. Кюнзегеша. 112 с.
Биче-оол, С. М. (2018) Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их трансформация в советский период. Абакан : Журналист. 126 с.
Вайнштейн, С. И. (1991) Мир кочевников центра Азии. М. : Наука. 294 с.
Герасимова, Г. М. (1989) Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. Новосибирск : Наука, Сибирское отделение. 317 с.
Давид-Неэль, А. (2004) Посвящения и посвященные в Тибете. М. : Центрполиграф. 236 с.
Доржигушаева, О. В., Киплюкс, А. В. (2023) Экологизация традиции завязывания зурам, хадаков и хий-морин на местах поклонения в Республике Бурятия // Новые исследования Тувы. № 4. С. 328–343. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.23
Дьяконова, В. П. (1977) Религиозные культы тувинцев // Памятники культуры народов Сибири народов Сибири и Севера (вторая половина XIX — начало XX в. / отв. ред. Д. А. Ольдерроге. Ленинград : Наука, Ленинградское отделение. 235 с. С. 172–216.
Екеева, Э. В., Белекова, Э. А. (2018) Культовая атрибутика в традиционном мировоззрении алтайцев. Горно-Алтайск : БНУ РА «Научно-исследовательский Институт алтаистики им. С. С. Суразакова». 119 с.
Жеребина, Т. (2009) Сибирский шаманизм: этнокультурный атлас. СПб. : Амфора ; ТИД Амфора. 623 с.
Жуковская, Н. Л. (1977) Ламаизм и ранние формы религии. М. : Наука, Главная редакция восточной литературы. 199 с.
Жуковская, Н. Л. (2002) Кочевники Монголии. Культура. Традиции. Символика. М. : Восточная литература. 246 c.
История Тувы (2007) / под ред. В. А. Ламина. Новосибирск : Наука. 430 с.
Каирбеков, Б. (2011) Национальные обычаи и традиции. Казахский этикет. Алматы : б. и. 109 с.
Катанов, Н. Ф. (2011) Очерки Урянхайской земли. Дневник путешествия, исполненного в 1889 году по поручению Императорской Академии наук и Императорского Русского географического общества. Кызыл : ТИГИ при Правительстве РТ. 383 с.
Кенин-Лопсан, М. Б. (2009) Тувинские шаманы. М. : ООО «ИПЦ “Маска”». 325 с.
Курасов, С. В. (2020) Цветовая семиотика буддийского искусства Тибета: жанр танка // Language. Philology. Culture. Т. 10. Вып. 1–2. С. 10–19.
Ламажаа, Ч. К. (2023) Концепты культуры: форма, идея, социальная регуляция // Новые исследования Тувы. № 1. С. 6–25. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.1.1
Ламажаа, Ч. К., Майны, Ш. Б. (2020) Свадебная обрядность тувинцев: от установления семейных связей до социальной презентации // Oriental Studies. Т. 13. № 2. С. 405–421. DOI: https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-48-2-405-421
Ламажаа, Ч. К., Санчай, Ч. Х., Монгуш, А. В. (2023) Ритуальные ленты и флаги в практике современных тувинцев // Новые исследования Тувы. № 4. С. 344–370. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.24
Ламажаа, Ч. К., Сувандии, Н. Д., Монгуш, А. В. (2023) Святое в тувинской культуре: прошлое и современность // Новые исследования Тувы. № 3. С. 220–241. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.3.14
Леонтьева, Л. (2012) Путеводитель по буддизму. Иллюстрированная энциклопедия. М. : Эксмо. 256 с.
Монгуш, М. В. (2001) История буддизма в Туве. Новосибирск : Наука. 197 с.
Ойноткинова, Н. Р. (2015) О некоторых результатах полевого исследования современного обрядового фольклора алтайцев // Языки и фольклор коренных народов Сибири. № 1(28). С. 50–55.
Орус-оол, С. М. (2010) Фольклорные материалы в семитомнике «Урянхай. Тыва дептер» // Новые исследования Тувы. № 3. С. 184–202.
Позднеев, А. (1887) Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии. СПб. : Тип. Императ. акад. Наук. 492 с.
Попков, Ю. В. (2023) Этнокультурный неотрадиционализм: рефлексивно-интеграционная теоретическая модель // Этнография. № 3 (21). С. 203–223. DOI: https://doi.org/10.31250/2618-8600-2023-3(21)-203-223
Потапов, Л. П. (1960) Материалы по этнографии тувинцев районов Монгун-Тайги и Кара-Холя // Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции / отв. ред.: Л. П. Потапов. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, Ленинградское отд-ие. Т. 1: Материалы по археологии и этнографии Западной Тувы. 317 с. С. 171–237.
Потапов, Л. П. (1969) Очерки народного быта тувинцев. М. : Наука. 400 c.
Рахимов, Р. Н., Азнабаев, Б. А., Фролова, И. В. (2022) Образ всадника в лучах солнца: геральдические кейсы Башкортостана и Тувы // Новые исследования Тувы. № 3. С. 226–240. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2022.3.15
Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии (2014) / отв. ред. П. К. Дашковский. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та. Т. 1: Поздняя древность — начало ХХ в. 214 с.
Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии (2015) / отв. ред. П. К. Дашковский. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та. Т. 2: ХХ в. 194 с.
Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии (2017) / отв. ред. П. К. Дашковский. Барнаул : Алтайский государственный университет. Т. 3. Конец XX — начало XXI в. 190 с.
Сураганова, З. К. (2009) Обмен дарами в казахской традиционной культуре. Астана : КАМ-Медиапринт. 192 с.
Татаринцев, Б. И. (2009) Избранные научные труды. Кызыл : Тываолиграф. 287 с.
Татаринцев, Б. И. (1976) Монгольское языковое влияние на тувинскую лексику. Кызыл : Тувинское книжное издательство. 130 с.
Тува: Родная земля (2023) / Ламажаа Ч. К., Сувандии Н. Д., Кужугет Ш. Ю., Майны Ш. Б., Санчай Ч. Х.; под ред. Ч. К. Ламажаа, Н. Д. Сувандии. СПб. : Нестор-История. 344 с.
Худяков, Ю. С., Борисенко, А. Ю., Орозбекова, Ж. (2016) Символика копий, бунчуков и знамен в традиционной культуре кыргызов (Тянь-Шаня и Алатя) // Этнографическое обозрение. № 3. С. 162–179.
Шерстова, Л. И. (2010) Бурханизм: истоки этноса и религии. Томск : Томский гос. ун-т. 285 с.
Юаньпэн, Х., Алексеева, Г. В., Тинтин, Ц. (2020) Тибетская культура бассейна реки Хуанхэ в творчестве современных китайских художников // ИКОНИ. № 4. С. 25–37.
Яковлев, Е. К. (1900) Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея. Минусинск. Вып. IV. Описание Минусинского музея. 357 с.
Martin, E. (2016) Gift, Greeting Or Gesture: The Khatak And The Negotiating Of Its Meaning On The Anglo-Tibetan Borderlands // Himalaya. № 35(2). P. 56–72.
Modi, J. J. (1918) Tubetan salutations and a few thoughts suggested by them // Anthropological Papers. Part II; Papers read before the Anthropological Society of Bombay; The Britich India Press, 1918. 369 p. P. 110–123.
Li Tao, Jiang Hong Ying (2003) Tibetan customs. China Intercontinental Press. 126 p.
Rabten, T. (2003) A brief discussion of the origin and characteristics of the decorative design on Tibetan rlung rta (prayer flags) // Proceedings of the tenth seminar of the IATS. Vol. 13: Art in Tibet / ed. by E. Lo Bue. 2011. xi, 336 p.
Rockhill, W. W. (1894) Diary of a journey through Mongolia and Tibet in 1891 and 1892. Washington : Smithsonian institution. XX, 413 с.
Wedemeyer, C. K. (2004) Bon // Encyclopedia of Buddhism / Ed. by R. E. Buswell. New York [etc.] : Macmillan Reference. Vol. 1: A-L. 1042 p. P. 66–68.
Опубликован
Как цитировать
For citation:
Lamazhaa Ch. K., Shaimerdenova M. J. Kadak is a scarf of offering and consecration (from the history of tradition). New Research of Tuva, 2024, no. 2, pp. 152-176. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2024.2.10
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.