Этнический потенциал Республики Тува в сценариях государственной политики

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.25178/nit.2022.2.13

Ключевые слова:

трансграничное пространство; этнический фактор; государственная политика; Тува; Монголия

Аннотация

Приграничные районы соседних стран часто формируют трансграничное единство. Оно обладает особым социальным, культурным и политическим ресурсом, иногда принимающим форму этнического потенциала в том случае, если по обе стороны границы проживают трансграничные или схожие по своей культуре народы. Несмотря на то, что приграничье является предметом научных исследований уже довольно давно, роль этнического фактора в его формировании и функционировании редко становится предметом специального интереса. В данной статье выявляется и описывается этнический потенциал Республики Тува Российской Федерации, расположенной на границе с Монголией и при этом связанной историческими узами с Китаем.

Анализируются текущие практики использования этого потенциала. Обнаруживается парадокс, заключающийся в том, что значительный этнический потенциал Тувы до настоящего времени практически не используется государством. Делается предположение: так происходит потому, что отличие пограничья от центра многими до сих пор воспринимается как угроза. В свою очередь, это препятствует принятию культурной непохожести его населения.

Дается комплекс рекомендаций по эффективному вовлечению этнокультурного, этносоциального и этнополитического потенциала населения Республики Тува в единое культурное, политическое и социальное пространство страны.

Библиографические ссылки

Бакаева, Э. П. (1994) Буддизм в Калмыкии: Историко-этнографические очерки. Элиста : Калмыцкое книжное издательство. 127 с.

Балдано, М. Н. (2015) Процесс национального строительства в современной Бурятии: трансграничные вызовы — риски и возможности // Трансграничные вызовы национальному государству / ред. С. Панарин. СПб. : Интер-социс. 389 с. С. 282–304.

Бичелдей, К. А. (2014) Особенности исторического момента в Урянхайском крае между начертаниями Николая II «Согласен» и «Успешно» в 1914 году // Новые исследования Тувы. № 3. С. 14–33.

Введение в исследования границ (2016) / ред. С. В. Севастьянов, Ю. Лайне, А. А. Киреев. Владивосток : Дальнаука. 426 с.

Воронченко, Т. В., Сокольских, Н. Н. (2012) Трансформация культуры пограничья в условиях глобализации // Гуманитарный вектор. № 3(31). С. 187–192.

Жуковская, Н. Л. (2008) Буддизм и шаманизм как факторы формирования бурятского менталитета // Религия в истории и культуре монголоязычных народов России / ред. Н. Л. Жуковская. М. : Восточная литература. 319 с. С. 9–36.

Ламажаа, Ч. К. (2021) Тува как лимитрофная зона: язык, религия и идентификация тувинцев // Новые исследования Тувы. № 3. С. 178–194. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.3.14

Ламажаа, Ч. К., Сузукей, В. Ю. (2019) Тувинское горловое пение как нематериальное культурное наследие и как культурный бренд Тувы // Новые исследования Тувы. № 2. С. 72–83. DOI: DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2019.2.6

Лихачев, Д. С. (1996) Очерки по философии художественного творчества. СПб. : Рус.-балт. информ. центр «Блиц». 158 с.

Макиавелли, Н. (2018) Государь. СПб. : Азбука. 512 с.

Михалев, М. С. (2018a) Малые народы в контексте природоохранной деятельности: защищающие или защищающиеся? // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. № 3(45). С. 94–102.

Михалев, М. С. (2018b) Празднование сагаалгана у бурят России и Китая: Социально-политическое измерение народного праздника // Традиционная культура. № 1(69). С. 40–51.

Михалев, М. С. (2019a) Приграничье — территория скрытых возможностей. К вопросу о корректировке исследовательской парадигмы // Центр и периферия. № 1. С. 4–10.

Михалев, М. С. (2019b) О влиянии массового туризма на культуру, образ жизни и идентичность тувинцев Синьцзяна // Традиционная культура. № 2. С. 23–35.

Моллеров, Н. М. (2014) Протекторат России над Тувой в 1914–1924 гг. (историко-правовой аспект) // Новые исследования Тувы. № 3. С. 47–57.

Монгуш, М. В. (2001) История буддизма в Туве (вторая половина VI — конец XX в.). Новосибирск : Наука. 197 с.

Монгуш, М. В. (2010) Один народ: три судьбы. Тувинцы России, Монголии и Китая в сравнительном контексте. Осака : Национальный музей этнологии. 358 с.

Морохоева, З. (2012) Вступительное слово // Debaty Artes Liberales. Том VI. Пограничье культур — культура пограничья / ред. З. Морохоева. Варшава : Wydzial Artes Liberales. 312 с. С. 5–9.

Хабудаева, В. А. (2014) Национальные праздники в системе традиционных социокультурных ценностей бурятской молодежи // Вестник Бурятского государственного университета. № 14(2). С. 43–46.

Цымбурский, В. Л. (2000) Россия — Земля за Великим Лимитрофом: цивилизация и ее геополитика. М. : URSS. 144 с.

Чжао Нань (2013) 赵楠. 别样的童年—民族旅游背景下的儿童成长启示 [Беян дэ туннянь — миньцзу цзую бэйцзин ся дэ эртун чэнчжан циши = Разное детство: уроки взросления на фоне этнического туризма]. Пекин : Университет национальностей. 91 с. (На кит. яз.)

Юша, Ж. М. (2017) Тувинцы Китая в XXI веке: вехи истории и современное состояние // Новые исследования Тувы. № 1. C. 101–117.

Barth, F. (1969) Ethnic groups and boundaries the social organization of culture difference. Boston : Little Brown. 153 p.

Hou Yuxin (2014) The Analysis of Current Situation of Tuva people in China // Новые исследования Тувы. № 1. С. 96–103.

Steinberg, J. (2011) Ismaili Modern: Globalization and Identity in a Muslim Community. Chapel Hill : The University of North Carolina Press. 234 p.

Wilson, T. M., Donnan, H. (1998) Border Identities. Nation and State at International Frontiers. Cambridge : Cambridge University Press. 301 p.

Опубликован

21.06.2022

Как цитировать

Михалев М. С. Этнический потенциал Республики Тува в сценариях государственной политики // Новые исследования Тувы. 2022, № 2. С. 188-197. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2022.2.13

For citation:
Mikhalev M. S. Etnicheskii potentsial Respubliki Tuva v stsenariiakh gosudarstvennoi politiki [Ethnic Resources of Tuva in National Policy Scenarios]. New Research of Tuva, 2022, no. 2, pp. 188-197. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2022.2.13

Выпуск

Раздел

Диалог культур

Биография автора

Максим Сергеевич Михалев, Российский государственный гуманитарный университет

Доктор исторических наук, профессор Учебно-научного центра социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета.

Адрес: Российская Федерация, 125047, г. Москва, Миусская пл., д. 6, ст. 1.

Тел.: +7 (495) 250-61-18.

Эл. адрес: maxmikhalev@yahoo.com

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)