Традиции тувинского рода ремесленных (искусных) Сааялар

Авторы

  • Валерий Окпан-оолович Ооржак Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН https://orcid.org/0000-0003-2985-0722

DOI:

https://doi.org/10.25178/nit.2022.1.13

Ключевые слова:

тувинцы; Тува; родословная; родственная группа; саая; Когел Мижитейевич Саая

Аннотация

В статье представлено исследование состава отдельно взятой родственной группы тувинцев, традиционных видов деятельности, занятий и навыков — шевер Сааялар аал-аймаа (рода ремесленных (искусных) Саая), членом которой является сам автор. Источниковой базой исследования являются авторские наблюдения, полевые материалы, рассказы-воспоминания представителей старшего поколения.

Шевер Сааялар относятся больше к Аксы-Барлыкским Сааялар Барун-Хемчикского района. Помимо Аскы-Барлыка, они проживали в близлежащих местечках Ажыг-Кара-Суг, Чайлаг-Оюм, Ак-суг, Кыштаг-Оюм, Көжээлиг, Көөп-Сөөк Бай-Тайгинского района. В последнее время семьи стали жить в пос. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района, в городах Ак-Довурак, Кызыл, в других районах республики. Имеются представители аймака, живущие в других регионах России. Самым известным старейшим представителем шевер Сааялар является Когел Мижитейевич Саая (1931–2021), член Союза художников СССР.

Представлена информация о составе рода, восходящего к предку в седьмом колене Саая Кара-Дарган (прим. 1805–1855). Дана справка о том, почему род называется шевер. Приведены истории из жизни Дарган-Хелина (прим. 1830–1905). Он был искусным кузнецом (дарган), много лет учился в Тибете, имел буддийскую степень хелиң. По возвращению на родину он, наряду с богослужением, занимался изготовлением божественных фигур, украшений для буддийских храмов, ювелирных изделий. Он научил всему и своих детей, внуков.

Ремесло, совместная деятельность связывали поколения, родственников, сплачивали людей, стимулировали к постижению новых знаний. Основной костяк рода сумел сохраниться. Его представители продолжают заниматься разными видами ремесленничества и искусства.

Библиографические ссылки

Ламажаа Ч. К. Основные проблемы исследования родства и родственных групп современных тувинцев: паспортизация, терминология и поддержание родства // Новые исследования Тувы. 2021, № 4. С. 6–21. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.4.1

Ооржак, В. О. (2018) Добыча чонар-даша: традиционная технология и элемент экологической культуры тувинцев // Новые исследования Тувы. № 4. С. 210–234. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2018.4.12

Ооржак, В. О. (2020) Тувинские традиционные методы точных расчетов при изготовлении каркаса юрт // Новые исследования Тувы. № 4. С. 64–79. DOI: www.doi.org/10.25178/nit.2020.4.5

Тувинско-русский словарь (1968) : около 22000 слов / под ред. Э. Р. Тенишева. М. : Советская энциклопедия. 324 с.

Опубликован

10.03.2022

Как цитировать

Ооржак В. О. Традиции тувинского рода ремесленных (искусных) Сааялар // Новые исследования Тувы. 2022, № 1. С. 198-210. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2022.1.13

For citation:
Oorzhak V. O. Traditsii tuvinskogo roda remeslennykh (iskusnykh) Saaialar [Traditions of the Tuvan artisan Saayalar kinship group]. New Research of Tuva, 2022, no. 1, pp. 198-210. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2022.1.13

Выпуск

Раздел

Тува вчера, сегодня, завтра

Биография автора

Валерий Окпан-оолович Ооржак, Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН

Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН.

Адрес: 667007, Россия, г. Кызыл, ул. Интернациональная, д. 117а.

Тел.: +7 (394-22) 6-62-77, доп. 13.

Эл. адрес: v.oorgak@yandex.ru

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)