Образы Тувы в советском кинематографе 1930-х гг. (на примере творчества Бориса Небылицкого)

Авторы

  • Иван Андреевич Головнев Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук https://orcid.org/0000-0003-4866-7122

DOI:

https://doi.org/10.25178/nit.2021.4.9

Ключевые слова:

визуальная история Тувы; кинодокумент; киноатлас; советская национальная политика; Борис Небылицкий

Аннотация

В статье, на примере фильмов «За Саянским хребтом» и «Праздник Тувы» (1936), классика советского документального кино Бориса Рудольфовича Небылицкого, проводится анализ феномена визуального образа региона — Тувинской Народной Республики — в переходный исторический период, предшествовавший ее официальному вхождению в Советский Союз. Эти архивные кинодокументы, впервые вводимые в историко-антропологический оборот, изучаются в сопоставлении с изданными воспоминаниями режиссера и тематически связанными с ними материалами современников, а также с данными ученых по социокультурной истории Тувы.

С одной стороны, в данных киноработах запечатлены ценные с исследовательской точки зрения материалы по этнографии Тувы, с другой — в них отразились противоречивые образы советского строительства в республике. Разбираются основные линии киносъемок тувинской экспедиции Б. Р. Небылицкого, ставшие опорами кинематографической конструкции: «Тува традиционная» (как образ темного прошлого) и «Тува революционная» (как прообраз светлого будущего). В плане внешнего контекста создания киноработ рассматривается масштабный проект «Киноатлас СССР», предполагавший создание кинолетописи советизации собственно Союзных, а также дружественных областей и республик для популяризации достижений революции, и позиционирования советского пространства как многонационального союза освобожденных революцией народов. А в качестве внутреннего подтекста — встречно-устремленные акции тувинского партийного руководства, направленные на внедрение в ТНР советской модели развития.

Делается вывод об объективных и субъективных свойствах рассмотренных кинофильмов как многослойных документов своего времени, при должной исследовательской критике оказывающихся информативными источниками для изучения как в тувиноведении, так и в широком спектре тематически смежных гуманитарных дисциплин.

Библиографические ссылки

Бадыргы, М. М., Мунге, Б. В. (2020) Документы Национального архива Республики Тыва по культурному строительству Тувинской Народной Республики // Новые исследования Тувы. № 2. С. 145–164. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2020.2.10

Базыр, Н. Р. (2020) Зримая история Тувы в фотодокументах Национального архива Республики Тыва // Новые исследования Тувы. № 2. С. 47–62. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2020.2.3

Вайнштейн, С. И. (1974) История народного искусства Тувы. М. : Наука. 224 с.

Головнев, А. В. (2011) Антропология плюс кино // Культура и искусство. № 1. С. 83–91.

Головнев, И. А. (2020a) Визуализация этничности в советском кино: «Соль Сванетии» Михаила Калатозова // Уральский исторический вестник. № 3 (68). С. 35–44. DOI: https://doi.org/10.30759/1728-9718-2020-3(68)-35-44

Головнев, И. А. (2020b) Киноатлас СССР: «Биробиджан» Михаила Слуцкого // Сибирские исторические исследования. № 4. С. 13–32. DOI: https://doi.org/10.17223/2312461X/30/2

Дьяконова, В. П. (1976) Религиозные представления алтайцев и тувинцев о природе и человеке // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX — начало XX в.) / отв. ред. И. С. Вдовин. Л. : Наука. 336 с. С. 268–291.

История Тувы (2007) / под ред. В. А. Ламина. Новосибирск : Наука. Т. II. 430 с.

Кан, В. С. (2014) Идеологическая подготовка вхождения Тувы в состав СССР: роль и участи СМИ // Вестник Томского государственного университета. История. № 5 (31). С. 66–69.

Кужугет, А. К. (2006) Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. Кемерово: КемГУКИ. 319 с.

Кужугет, А. К. (2020) Культурная политика Тувинской Народной Республики по организации празднеств // Новые исследования Тувы. № 3. С. 101–110. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2020.3.7

Ламажаа, Ч. К. (2011) Тува между прошлым и будущим. 2-е изд. СПб. : Алетейя. 368 с.

Лебедев, Н. А. (1931) За пролетарскую кинопублицистику! // Литература и искусство. № 9–10. С. 7–9.

Моллеров, Н. М. (2006) Советско-тувинские отношения (1917–1944 гг.) : автореф. дисс. … д-ра ист. н. М. 47 с.

Мунге, Б. В., Монгуш, А. М. (2020) Становление и развитие кинофикации в Тувинской Народной Республике // Новые исследования Тувы. № 3. С. 81–100. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2020.3.6

Небылицкий, Б. Р. (1962) Репортаж о кинорепортаже. М. : Искусство. 291 с.

Потапов, Л. П. (1969) Очерки народного быта тувинцев. М. : Наука. 402 с.

Разлогов, К. Э. (2010) Кино — этнография — антропология // Философские науки. № 7. С. 80–90.

Сунчугашев, Я. И. (1969) Горное дело и выплавка металлов в древней Туве. М. : Наука. 139 с.

Сытин, В. А. (1929) Кино-Атлас // Кино и культура. № 4. C. 71–72.

Харунов, Р. Ш. (2009) Формирование тувинской интеллигенции путем выдвижения-коренизации кадров // Новые исследования Тувы. № 1–2. С. 273–290.

Шкловский, В. Б. (1985) За 60 лет: работы о кино. М. : Искусство. 573 с.

Шумяцкий, Б. З. (1935) Пути мастерства. М. : Кинофотоиздат. 131 с.

Crawford, P. I. (2007) From the Arctic to the Pacific: Nordic visual anthropology 1975–2005 // Visual Anthropology Review. Vol. 23, issue 1. P. 26–37. DOI: https://doi.org/10.1525/var.2007.23.1.26

Опубликован

05.12.2021

Как цитировать

Головнев И. А. Образы Тувы в советском кинематографе 1930-х гг. (на примере творчества Бориса Небылицкого) // Новые исследования Тувы. 2021, № 4. С. 119-130. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.4.9

For citation:
Golovnev I. A. Obrazy Tuvy v sovetskom kinematografe 1930-kh gg. (na primere tvorchestva Borisa Nebylitskogo) [Images of Tuva in Soviet Cinema of the 1930s (The Case of Boris Nebylitsky’s Creativity)]. New Research of Tuva, 2021, no. 4, pp. 119-130. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.4.9

Выпуск

Раздел

Тува вчера, сегодня, завтра

Биография автора

Иван Андреевич Головнев, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра Арктических исследований Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук.

Адрес: Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 3.

Тел.: +7 (922) 600-46-41.

Эл. адрес: golovnev.ivan@gmail.com