Поясные наборы в культуре кочевников Тувы
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2021.1.2Ключевые слова:
кочевники; скифское время; Тува; тувинцы; традиционная одежда; поясн; поясная фурнитураАннотация
Одним из важнейших компонентов культуры номадов Центральной Азии является пояс, который обладает важной прагматической функцией, но также имеет символическое значение. Благодаря этим свойствам в поясной фурнитуре и конструкции пояса четко отражаются те культурно-исторические процессы, которые происходят в обществе кочевников, он является своего рода очень ярким хронологическим индикатором.
Начиная со раннескифского времени (с VIII до н. э.) и вплоть до позднего средневековья широкое распространение получили т. н. наборные пояса, в которых на кожаную основу надевались различные металлические и костяные украшения и к ней подвешивались необходимые предметы и оружие. В тувинской культуре кожаные ремни в основном используются как охотничьи – портупейные, для ношения оружия. Кроме того, с этого же времени используются тканые пояса, которыми и по сей день тувинцы подпоясывают халаты. В оформлении этого важного атрибута можно проследить некоторую культурную преемственность между кочевниками скифской эпохи и «этнографическими», обусловленную, среди прочего, единством хозяйственно-культурного типа.
Библиографические ссылки
Вайнштейн, С. И. (1974) История народного искусства Тувы. М. : Наука. 224 с.
Вайнштейн, С. И. (1991) Мир кочевников центра Азии. М. : Наука. 296 с.
Грач, А. Д. (1980) Древние кочевники в центре Азии. М. : ГРВЛ. 256 с.
Давыдова, А. В., Миняев, С. С. (1988) Пояс с бронзовыми бляшками из Дырестуйского могильника // Советская археология. № 4. С. 230–233.
Даржа, В. К. (2009) Традиционные мужские занятия тувинцев. Т. 1. Хозяйство. Охота. Рыбалка. Кызыл : Тувинское книжное издательство. 592 с.
Дьяконова, В. П. (1975) Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. Л. : Наука. 164 с.
Добжанский, В. Н. (1990) Наборные пояса кочевников Азии. Новосибирск : НГУ. 164 с.
«Дорога длиной в тысячелетия…» (2015) / отв. ред Н. Ф. Соловьева. СПб. : Любавич, 196 с.
Килуновская, М. Е. (2015) Памятники декоративно-прикладного искусства из могильников скифского времени в долине р. Ээрбек (Тыва) // Ранний железный век Евразии от архаики до рубежа эр. Центр, периферия и модели культурных взаимодействий / отв. ред. Д. Г. Савинов. СПб. : Скифия-принт. 138 c. С. 42–46.
Килуновская, М. Е., Леус, П. М. (2020) Ажурны бронзовые пряжки эпохи хунну в Туве // Научное обозрение Саяно-Алтая. № 1 (25). С. 97–125.
Килуновская, М. Е., Фролов, Я. В. (2020) Сравнительный анализ поясных украшений скифского времени Барнаульского Приобья и Тувы // Вещь в контексте погребального обряда / отв. ред. С. А. Яценко. М. : РГГУ. 270 с. С. 126–138.
Кочевники Евразии на пути к империи. Из собрания Государственного Эрмитажа. Каталог выставки (2012) / науч. ред. М. Б. Пиотровский. СПб. : Гос.Эрммитаж ; АО «Славия». 271 с.
Кубарев, В. Д., Шульга, П. И. (2007) Пазырыкская культура (курганы Чуи и Урсула). Барнаул : Изд-во Алтайского гос.университет. 282 с.
Мир кочевников из археологических коллекций Государственного Эрмитажа. Каталог выставки (2013) / науч. ред. М. Б. Пиотровский. СПб. : Гос. Эрмитаж ; АО «Славия». 132 с.
Монгуш, К. М., Монгуш, М. А. (2019) Погребения раннескифского времени с предметами парадной поясной фурнитуры могильника Демир-Суг II в Туве // Учёные записки музея-заповедника «Томская Писаница». Вып. 9. Кемерово: КРИПКиПРО. 128 с. С. 17–29.
Полосьмак, Н. В., Баркова, Л. Л. (2005) Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV–III вв. до н. э.). Новосибирск : ИНФОЛИО. 232 с.
Потапов, А. П. (1969) Очерки народного быта тувинцев. М. : Наука. 402 с.
Прокофьева, Е. Д. (1971) Шаманские костюмы народов Сибири // Сборник МАЭ. Т. XXVII. С. 23–67.
Семенов, Вл. А. (1997) Монгун-Тайга (археологические исследования в Туве в 1994–1995 гг.). СПб. : ИИМК РАН. 48 с., 52 рис.
Семенов, Вл. А. (2001) Сыпучий Яр — могильник алды-бельской культуры в Туве // Евразия сквозь века / отв. ред. И. Я. Фроянов, С. Н. Астахов. СПб. : Фил. фак. СПбГУ. 250 с. С. 167–172.
Семенов, Вл. А. (2003) Суглуг-Хем и Хайыракан. Могильники скифского времени в Центрально-тувинской котловине. СПб. : Петербургское востоковедение. 240 с.
Семенов, Вл. А. (2010a) Кош-Пейские курганы в тувинской долине царей (VI–V вв. до н. э.) // Древние культуры Евразии. Материалы конференции посвященной 100-летию А. Н. Бернштама / ред. В. А. Алёкшин. СПб. : Инфо-ол. 326 с. С. 241–246.
Семенов, Вл. А. (2010b) Усуни на севере Центральной Азии // Археология, этнография и антропология Евразии. № 3 (43). С. 101–112.
Семенов, Вл. А. (2019) Фрагменты ближневосточного гобелена из Пятого Пазырыкского кургана // Научные труды. Выпуск 49. С. 3–13.
Семенов, Вл. А. Килуновская, М. Е. (2014) Могильник скифского времени Саускен 3 в долине реки Ээрбек (Республика Тыва) // Археология древних обществ Евразии / отв. ред. В. А. Алёкшин. СПб. : Арт-Экспресс. 464 с. С. 393–422.
Таиров А. Д. (2015) Комплекс раннесакского времени кургана 5 могильника Кичигино I в Южном Зауралье // Сакская культура Сарыарки в контексте изучения этносоциокультурных процессов Степной Евразии / отв. ред. А. З. Бейсенов. Алматы : НИЦИА «Бегазы-Тасмола». 218 с. С. 300–319.
Тишкин, А. А. (2011) Бийкенская культура Алтая аржано-майэмирского времени: содержание и опыт периодизации // «Terra Scythica». Материалы международного симпозиума (17–23 августа 2011 г., Денисова пещера, Горный Алтай) / отв. ред. В. И. Молодин, С. Хансен. Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СО РАН. 408 с. С. 273–290.
Троицкая, Т. Н., Бородовский, А. П. (1994) Большереченская культура лесостепного Приобья. Новосибирск : Наука. 184 с.
Тува в беге времени. Каталог выставки (2014) / рук. И. Б. Шалугина. М. : Музей декоративно-прикладного искусства. 96 с.
Фролов, Я. В. (2008) Погребальный обряд населения Барнаульского Приобья в VI в. до н. э. — II в. н. э. (по данным грунтовых могильников). Барнаул : Азбука. 480 с.
Харинский, А. В. (2004) Погребальный ритуал населения Северного Прибайкалья в середине I тыс. до н. э. — начале I тыс. н. э. (по материалам могильника Байкальское XXXI // Центральная Азия и Прибайкалье в древности. Вып. 2. Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета. 207 с. С. 134–150.
Черемисин, Д. В. (2008) Искусство звериного стиля в погребальных комплексах рядового населения пазырыкской культуры: семантика звериных образов в контексте погребального обряда. Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СОРАН. 136 с.
Членова, Н. Л. (1993) О степени сходства компонентов материальной культуры в пределах «Скифского мира» // Петербургский археологический вестник. № 7. С. 49–77.
Чугунов, К. В. (2007) Могильник Догээ-Баары 2 как памятник начала уюкско-саглынской культуры Тувы (по материалам раскопок 1990–1998 гг.) // А. В. Сборник научных трудов в честь 60-летия А. В. Виноградова / науч. ред. С. В. Хаврин. СПб.: Культ-Информ-Пресс. 190 с. С. 123–144.
Чугунов, К. В. (2016) Парадные пояса кочевников Азии в раннескифское время // Алтай в кругу Евразийских древностей / отв. ред. А. П. Деревянко, В. И. Молодин. Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СОРАН. 624 с. С. 336–356.
Шульга, П. И. (2007) О конструкции раннескифских поясов с Алтая и прилегающих территорий // Алтае-Саянская горная страна и соседние территории в древности. Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СОРАН. 288 с. С. 27–40.
Шульга, П. И. (2008) Снаряжение верховой лошади и воинские пояса на Алтае : в 2 ч. Барнаул : Азбука. Ч. I. Раннескифское время. 276 с.
Яценко, С. А. (2006) Костюм древней Евразии (ираноязычные народы). М. : Восточная литература. 664 с.
Amgalan, M. (2008) The ciltural monuments of Western Mongolia. Ulanbaatar : Monsudar. 212 p.
Escitas. Tesoros de Tuvб. Catбlogo (2008) / Dir. Gen. J. A. Cortйs Garrido. Valencia: Fundaciуn MARQ. 171 p.
Im zeichen des goldenen Greifen. Konigsgraber der Scythien (2007) / Dir. W. Menghin. Munich : Prestel. 339 S.
Опубликован
Как цитировать
For citation:
Kilunovskaya M. E., Semenov V. A. Semenov A. V. and Busova V. S. Decorated belts in the culture of the nomads of Tuva. New Research of Tuva, 2021, no. 1, pp. 30-50. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.1.2
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.