Экзотизация как познание: усинские старообрядцы и оптики дореволюционных этнографических описаний религиозных сообществ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.25178/nit.2021.3.9

Ключевые слова:

старообрядцы; внутренняя колонизация; этнографическое описание; экзотизация; Усинский край; Красноярский край; Тува; Урянхайский край; Н. А. Путилов; Иван Алексеевич Пуговкин; Александр Васильевич Адрианов; Феликс Яковлевич Кон

Аннотация

В статье основное внимание уделяется конструированию идентичности и экзотизации старообрядцев, основавших поселения на реке Ус (современный Красноярский край), в этнографических работах четырёх авторов: И.А. Пуговкина, Н.А. Путилова, А.В. Адрианова и Ф.Я. Кона. Старообрядцы переселяется за Саяны в 1860-е гг. на границу России и Китая, в места кочёвок тувинцев. Вместе с появлением общины, начинает формироваться и понятие Усинского края. Опираясь на концепцию внутренней колонизации я предлагаю анализ идеологических элементов, скрытых в структуре этнографического описания конфессиональных сообществ. Старообрядцы представляли большой интерес для этнографов. Однако авторы излагали свой опыт взаимодействия с ними предвзято, в том смысле, что их повествования не были свободны от идеологий и стереотипов, сложившихся в дореволюционной литературе.

Библиографические ссылки

Адрианов, А. В. (1882a) Раскольничьи общины в Сибири // Восточное обозрение. № 37. С. 11–15.

Адрианов, А. В. (1882b) Раскольничьи общины в Сибири // Восточное обозрение. № 38. С. 9–12.

Адрианов, А. В. (1904) Очерки Минусинского края. Томск: Паровая типо-литография П. И. Макушина. 61 с.

Андерсон, В. М. (1908) Старообрядчество и сектанство: исторический очерк русского религиозного разномыслия. СПб. : Типография Первой трудовой артели. 460 с.

Боровик, Ю. В. (2003) «Камень претыкания» и «противогосударственный раскол» (о странниках Пермской губернии в начале ХХ в.) // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Вып. 5. / отв. ред. И. В. Починская. Екатеринбург : Уральский университет. 344 с. С. 261–272.

ван Дейк, Т. А. (2013). Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации / пер. с англ. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ». 344 с.

Гребенщиков, Г. Д. (1914) Алтайская Русь: историко-этнографический очерк // Алтайский альманах / ред. Г. Д. Гребенщиков. СПб. : Жизнь Алтая. 202 с. С. 1–37.

Гупта, А., Фергюссон, Дж. (2013) Дисциплина и практика: «поле» как место, метод и локальность в антропологии // Этнографическое обозрение. № 6. С. 3–44.

Гурьянова, Н. С. (1988) Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск : Наука. 182 с.

Зольникова, Н. Д. (2016) Дневник археографической группы Н. Н. Покровского 1967 г. // Урало-Сибирский патерик: тексты и комментарии : в 3 т. / отв. ред. Н. Н. Покровский. М. : Издательский Дом ЯСК. Кн. 2 (Т. 3). 295 с. С. 153–193.

Зольникова, Н. Д. (2018) Полевой дневник археографической группы Н. Н. Покровского (Тува, 6–7 августа 1967 г.) // Известия Иркутского государственного университета. Т. 23. С. 152–157.

Зольникова, Н. Д. (2001) Скитские письма второй половины XX века (Нижний Енисей) // Общественное сознание и литература XVI–XX вв. / отв. ред. Н. Н. Покровский. Новосибирск : Изд-во СО РАН. 381 с. С. 292–325.

Казанцева, Т. Г. (2014) «Монастырь Данилов, филипповский толк»: особенности догматики староверов юго-западных районов Кузбасса // Духовные стихи в рукописных сборниках старообрядцев филипповского согласия (по материалам Кемеровского территориального собрания ГПНТБ СО РАН) / ред. А. Ю. Бородихин и др. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН. 363 с. С. 9–62.

Керов, В. В. (2010) Предпринимательство старообрядцев в России // Частное предпринимательство в дореволюционной России: этноконфессиональная структура и региональное развитие, XIX — начало XX в. / отв. ред.: Б. В. Ананьич и др. М. : РОССПЭН. 549 с. С. 31–111.

Керов, В. В. (2016) “Се человек и дело его…”: Конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства. М. : Экон-Информ. 590 с.

Кон, Ф. Я. (1914) Усинский край / Записки Красноярского подотдела Восточно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества. Записки по географии. Т. 2. Вып. 1. Красноярск : Типография б. М. И. Абалакова. 117 с.

Королёва, Е. В. (2012) Этническая самоидентификация Оймонских старожилов по материалам автобиографических воспоминаний У. М. Аргоковой и С. И. Солонкиной // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых : сборник материалов II Всероссийской молодежной научной конференции / отв. ред. Р. Е. Романов. Новосибирск: Нонпарель. 336 с. С. 318–324.

Литвина, Н. В. (2016) Религиозное соседство шорцев, челканцев и старообрядцев: стереотипы и взаимодействие // Сибирские исторические исследования. № 1. С. 59–73.

Мальцев, А. И. (1996) Староверы-странники в XVIII — первой половине XIX в. Новосибирск : Сибирский хронограф. 266 с.

Ошурков, В. А. (1893) Из странствований по земле Урянхов // Сибирский сборник. Вып. 2. С. 73–132.

Покровский, Н. Н., Зольникова, Н. Д. (2002) Староверы-часовенные на востоке России в ХVIII–ХХ вв. М. : Памятники исторической мысли. 471 с.

Путилов, Н. А. (1885a) Усинский край // Енисейские епархиальные ведомости. № 1. С. 7–12.

Путилов, Н. А. (1885b) Усинский край // Енисейские епархиальные ведомости. № 5. С. 72–76.

Путилов, Н. А. (1885c) Усинский край // Енисейские епархиальные ведомости. № 9. С. 163–169.

Путилов, Н. А. (1885d) Усинский край // Енисейские епархиальные ведомости. № 12. С. 217–219.

Путилов, Н. А. (1885e) Усинский край // Енисейские епархиальные ведомости. № 16. С. 289–294.

Путилов, Н. А. (1885f) Усинский край // Енисейские епархиальные ведомости. № 19–20. С. 328–332.

Расков, Д. Е. (2012) Экономические институты старообрядчества. СПб. : СПбГУ. 343 с.

Рыговский, Д. С. (2019a) Енисейские и шорские староверы: сложная структура «простого» сообщества // Новые исследования Тувы. № 1. С. 60–74. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2019.1.5

Рыговский, Д. С. (2019b) Влияние религиозных практик на социальную структуру енисейских староверов // Антропологический форум. № 41. С. 11–35. DOI: https://doi.org/10.31250/1815-8870-2019-15-41-11-35

Рыговский, Д. С. (2019с) Механизмы различения в среде сибирских староверов // Язык, книга и традиционная культура позднего Русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе: труды IV Международной научной конференции / cост. Ю. С. Белянкин, Е. В. Воронцова, Н. В. Литвина М. : Изд-во Московского университета. 780 c. С. 728–737.

Соколовский, С. В. (2012) Социология vs. антропология: запоздалые заметки на полях к дискуссии «физики vs. лирики» // Антропологический форум. №16. С. 130–139.

Татаринцева, М. П., Моллеров, Н. М. (2016) Русские в Туве (конец XIX — начало XX в.): История. Этнография. Культура. Новосибирск : Наука. 295 с.

Татаринцева, М. П., Стороженко, А. А. (2015) Старообрядцы Тувы: ретроспектива и современность. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing. 144 с.

Уэст, Дж. (2010) Макс Вебер в тени Антихриста: тезис Вебера и староверы // Частное предпринимательство в дореволюционной России: этноконфессиональная структура и региональное развитие, XIX — начало XX в. / отв. ред.: Б. В. Ананьич и др. М. : РОССПЭН. 549 с. С. 14–30.

Швецова, М. В. (1899) «Поляки» Змеиногорского округа // Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Кн. 26. Омск : б. и. 112 с. С. 1–92.

Шитова, Н. И. (2012) Особенности культуры «стариковских» (старообрядцев) г. Горно-Алтайска // История и современность Республики Алтай: Материалы республиканской научно-исторической конференции / отв. ред. А. Н. Гавриков. Горно-Алтайск: б. и. 137 с. С. 68–71.

Щапов, А. П. (1862) Земство и раскол. СПб. : Товарищество «Общественная польза». 161 с.

Черных, А. В. (2007) «Крещенская» и «Спасовская» святая вода у часовенных старообрядцев Пермского Прикамья // Уральский исторический вестник. № 3 (17). С. 84–87.

Чистов, К. В. (2003) Русская народная утопия (генезис и функции социально-утопических легенд). СПб. : Дмитрий Буланин. 545 с.

Чудновский, С. Л. (1890) Раскольники на Алтае (выдержки из дневника) // Северный Вестник. № 9. С. 39–74.

Эткинд, А. М. (1998) Хлыст: секты, литература и революция. М. : Новое литературное обозрение. 685 с.

Эткинд, А. М. (2013) Внутренняя колонизация. Имперский опыт России. М. : Новое литературное обозрение. 448 с.

Anderson, B. (1991) Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London : Verso. 224 p.

Berzon, T. S. (2016) Classifying Christians: Ethnography, heresiology, and the limits of knowledge in Late Antiquity. Oakland : University of California Press. 302 p.

Bourdieu, P. (1991) Genesis and Structure of the Religious Field // Comparative Social Research. Vol. 13. P. 1–44.

Gerholm, T. (2003) Sweden: Central Ethnology, Peripheral Anthropology // Fieldwork and footnotes Studies in the history of European anthropology / ed. by H. F. Vermeulen, A. A. Roldán. Routledge : London & New York. 261 p. P. 159–170.

Jasiewicz, Z., Slattery, D. (2003) Ethnography and Anthropology: The Case of Polish Ethnology // Fieldwork and footnotes Studies in the history of European anthropology / ed. by H. F. Vermeulen, A. A. Roldán. London & New York, Routledge.261 p. P. 184–201.

Paert, I. (2003) Old Believers, Religious Dissent and Gender in Russia, 1760–1850. Manchester, UK ; New York, NY : Manchester University Press. 257 p.

Rogers, D. (2009) The Old Faith and the Russian Land: a Historical Ethnography of Ethics in the Urals. Ithaca ; London : Cornell univ. press. 338 p.

Weber, M. (1997) The protestant ethic and the spirit of capitalism. London; New York : Routledge. 292 p.

Опубликован

07.09.2021

Как цитировать

Рыговский Д. С. Экзотизация как познание: усинские старообрядцы и оптики дореволюционных этнографических описаний религиозных сообществ // Новые исследования Тувы. 2021, № 3. С. 111-127. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.3.9

For citation:
Rygovskii D. S. Ekzotizatsiia kak poznanie: usinskie staroobriadtsy i optiki dorevoliutsionnykh etnograficheskikh opi­sanii religioznykh soobshchestv [Othering as Perception: Old Believers of Us and Perspectives of Pre-Revolutionary Ethnographic Descriptions of Religious Communities]. New Research of Tuva, 2021, no. 3, pp. 111-127. (In Russ). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.3.9

Выпуск

Раздел

Религия и современность

Биография автора

Данила Сергеевич Рыговский, Университет Тарту

Докторант кафедры эстонского и компаративного фольклора Университета Тарту.

Адрес: 51003, Эстония, г. Тарту, ул. Юликооли, д. 16.

Тел.: +3727375223.

Эл. адрес: danielrygovsky@gmail.com.

Научный руководитель: лектор, PhD Эрго-Харт Вястрик.