Нить на запястье: тувинский опыт здоровья (по материалам интервью со студентами тувинской диаспоры Томска)
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2020.1.1Ключевые слова:
социальная феноменология; Альфред Шютц; Тува; тувинцы; методология исследования жизненного мира; жизненный мир; тувинский студент; традиционная медицинаАннотация
Разнообразие современных медицинских систем, практик, методов в условиях современного поликультурного мира порождает проблему их совместимости. На основе исследования тувинского опыта здоровья эта проблема конкретизируется следующим образом: выявляется и сохраняется ли специфика представлений о здоровье у современных молодых тувинцев как части их жизненного мира в условиях сосуществования с альтернативными вариантами неконвенциональных практик врачевания и конвенциональной медицины?
Эмпирической базой исследования явились 10 полуформализованных интервью с тувинцами—студентами из Тувы (Республики Тыва), обучающимися в томском филиале Российского государственного университета правосудия (2019 г.). Цель исследования — описание опыта и практик поддержания здоровья, его вариативности в среде тувинских студентов. Методологические принципы предпринятого исследования сформулированы в парадигме социальной феноменологии А. Шютца и ориентированы на «получение качественных описаний жизненного мира собеседника» (С. Квале).
Исследование выявило следующие тематизации в культурном багаже информантов: «природность» жизненного мира; его сакральный характер; переживание магической природы оздоровительных практик; причастность к традиции родовой жизни; ритуальную организацию жизни; отношение к здоровью как целостности, сочетающей религиозно-метафизическое, эстетическое, практическое начала. Особый интерес представляет плетение нитей на запястье, которое отмечено у многих информантов, — символ защиты, здоровья, благополучия.
В опыте поддержания здоровья отмечена ситуация «медицинского синкретизма»: лечение в государственном медицинском учреждении, по мнению информантов, может сочетаться с использованием средств неконвенциональной медицины. Подчеркивается возможный приоритет народных и традиционных методов лечения. В отношении к здоровью у тувинских студентов проявляются две тенденции: «фундаменталистская» (приверженность традициям культуры) и «модернистская» (отход от традиций культуры).
Библиографические ссылки
Булатова, Т. А., Галащова, Н. Б., Камарова, Н. А. (2012) К вопросу о религиозной идентичности населения Томской области // Вестник ТГПУ. № 11 (126). С. 229–234.
Вяткина, Н. А. (2018) Народная медицина тувинцев глазами врачей (по материалам опроса врачей и другого медицинского персонала в Республике Тыва и соседних регионах) [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы, № 4. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/807 (дата обращения: 11.07.2019). DOI: 10.25178/nit.2018.4.4
Копелиович, Г. Б. (2018) Аржааны как часть культурно-религиозного ландшафта Республики Тыва [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 4. URL:
https://nit.tuva.asia/nit/article/view/809 (дата обращения: 11.07.2019). DOI: 10.25178/nit.2018.4.6
Квале, С. (2003) Исследовательское интервью. М. : Смысл. 301 с.
Кириленко, Е. И. (2018) Здоровье как ценность // Евразийское Научное Объединение. № 11 (45). Ноябрь. С. 136–138.
Лехциер, В. Л. (2018) Болезнь: опыт, нарратив, надежда. Очерк социальных и гуманитарных исследований медицины. Вильнюс : Logvino literaturos namai. 312 c.
Минибаева, З. И. (2009) Народная медицина башкир южного Урала и тюркских народов Сибири: общее и особенное // Вестник Челябинского государственного университета. № 37 (175). История. Вып. 36. С. 37–46.
Монгуш, М. В. (2001) История буддизма в Туве (вторая половина VI — конец ХХ века). Новосибирск : Наука. 200 с.
Нам, И. В. (2015) «Новые» этнические группы (диаспоры) в г. Томске» // Вестник Томского государственного университета. История. № 5 (37). С. 33–43.
Психология здоровья (2006) / под ред. Г. С. Никифорова. СПб. : Питер. 607 с.
Раневская, Ф. (2017) Арлекин и скорбный Экклезиаст М. : АСТ. 160 с.
Степанов, В. В., Соколов, И. И., Соколова, А. Ю. (2009) Проблема регулирования деятельности в области народной медицины // Метеорологический вестник. Т. 2. № 2. С. 30–39.
Топоров, В. Н. (1993) Об индоевропейской заговорной традиции (избранные главы) // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор / отв. ред. Вяч. Вс. Иванов, Т. Н. Свешникова. М. : Наука. 240 с. С. 3–103.
Фуко, М. (1998) Забота о себе : История сексуальности-III ; пер. с фр. Т. Н. Титовой и О. И. Хомы. Киев : Дух и литера ; М. : Грунт. 282 с.
Харитонова, В. И. (2009) Интеграция медицинских систем: идея, практика, человеческий фактор // Проблемы сохранения здоровья в условиях Севера и Сибири: Труды по медицинской антропологии / отв. ред. В. И. Харитонова. М. : ОАО «Типография “Новости”». С. 275–286.
Харитонова, В. И. (2014) Неконвенциональная медицина в современной России [Электронный ресурс] // Медицинская антропология и биоэтика. № 1 (7) URL: http://
http://www.medanthro.ru/?p=2017%C2%A0 (дата обращения: 11.07.2019).
Харитонова, В. И. (2018) Народная и традиционная медицина: возможности интеграции медицинских систем, практик и методов в условиях современной Тувы [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы, № 4. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/804 (дата обращения: 11.07.2019). DOI: 10.25178/nit.2018.4.1
Шютц, А. (2003) Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М. : Институт Фонда «Общественное мнение». 336 с.
Шютц, А. (1988) Структура повседневного мышления // Социологические исследования. № 2. С. 129–137.
Spector, R. E. (2013) Cultural diversity in health and illness. Boston : Pearson. 410 p.
Опубликован
Как цитировать
Kirilenko E. I. A piece of thread around the wrist: Tuvan experience of health as seen in interviews with students from the Tuvan diaspora in Tomsk. The New Research of Tuva. 2020, no. 1. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/902 (access date ... ). DOI: 10.25178/nit.2020.1.1
Выпуск
Раздел
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.